18+
суббота, 1 октября
Происшествия

Правда о «Нерпе» всплывает

В распоряжении «СП» оказалась уникальная видеозапись действий экипажа терпящей бедствие атомной подлодки

  
46395

В Тихоокеанском военном суде во Владивостоке повторно слушается уголовное дело по поводу аварии на атомной подводной лодке «Нерпа», случившейся 8 ноября 2008 года. Как и на первом процессе по этому делу, завершившемся в 2011 году, подсудимых всего двое и они те же — гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Лаврентьев и гвардии старшина Дмитрий Гробов.

Для тех, кто не помнит обстоятельства трагедии, случившейся на «Нерпе». Во время погружения на перископную глубину в Японском море в ходе заводских испытаний, во 2-м отсеке произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения (ЛОХ). В результате 20 человек погибли, еще 38 получили отравления различной степени тяжести от воздействия фреона и ядовитого тетрахлорэтилена. Всего на борту находились 208 человек. В числе погибших — 17 гражданских лиц, членов сдаточной команды завода-изготовителя, и трое военнослужащих.

Следствие почему-то не заинтересовалось, как и по чьей вине в системе пожаротушения оказался тетрахлорэтилен, которого там не должно было быть. Прокуроры сосредоточились на двоих — на Гробове, который, как утверждают, от нечего делать нажал роковую кнопку, и на командире «Нерпы» Лаврентьеве, который, вроде бы, не подготовил должным образом экипаж.

Тогда, в 2011-м, на основании вердикта присяжных Тихоокеанский военный суд оправдал Лаврентьева и Гробова. Коллегия присяжных пришла к выводу, что следствию не удалось доказать факт срабатывания противопожарной системы именно в результате «человеческого фактора». Позднее Военной коллегией Верховного суда РФ было удовлетворено кассационное представление военной прокуратуры Тихоокеанского флота (ТОФ) на оправдательный приговор по уголовному делу в отношении Лаврентьева и Гробова. В связи с этим Тихоокеанский военный суд летом прошлого года во второй раз приступил к рассмотрению уголовного дела по факту аварии на «Нерпе».

Тяжба продолжается по сей день. В защиту моряков, оказавшихся на скамье подсудимых, выступили их авторитетные и опытные коллеги. Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников подготовил даже обращение к президенту, под которым свыше 2000 подписей авторитетных флотских специалистов. Суть обращения — в словах подписавшего письмо известного писателя-мариниста капитана 2 ранга в отставке Александра Покровского: «Если бы Лаврентьев не всплыл, не включил сразу вентиляцию, там бы, наверное, ни одного человека не осталось в живых. Им надо памятники ставить, а их — в тюрьму. Выясняется, что преступник управлял героями (имеются в виду ордена и медали, которыми по итогам испытаний награжден экипаж „Нерпы“. Лаврентьев тоже был представлен к награде, но орден так и не получил, угодив под суд). Они должны были все погибнуть, и тогда бы процесса не было. Герои у нас только мертвые, живые быть не могут».

Недавно на процессе выступил командующий Восточным военным округом адмирал Константин Сиденко. Вот его мнение: «Гвардии капитана 1 ранга Лаврентьева необходимо не судить, а представить к ордену Мужества».

В частности, Константин Сиденко говорил о том, что капитан 1 ранга Лаврентьев на момент трагедии даже не был командиром корабля, а являлся сдаточным капитаном судна, находящегося в юрисдикции Министерства промышленности и еще не принятого в состав ВМФ. Но прокуратура, опровергая очевидное, настаивает на том, что Дмитрий Лаврентьев являлся именно командиром корабля. Однако корабль становится кораблем только тогда, когда на нем поднимают военно-морской флаг. А это важнейшее событие в истории корабля произошло на АПЛ «Нерпа» только 27 декабря 2009 года, то есть спустя год после трагедии. И это тоже засвидетельствовал адмирал Сиденко, который в это время занимал должность командующего Тихоокеанским флотом.

Однако военная прокуратура ТОФ заявляет о достаточной доказательной базе для вынесения приговора присяжными. Между тем, в распоряжении «Свободной прессы» оказалась уникальная видеозапись, сделанная на «Нерпе» в момент аварии со своеобразного корабельного «черного ящика» — записывающего устройства П-424 М (двухканальное устройство для записи громкой и УКВ связи на борту). По мнению опрошенных редакцией специалистов-подводников, этот документ позволяет аргументированно опровергнуть многие доводы следствия.

Для начала — несколько пояснений. Видеозапись действительно зафиксировала действия экипажа в момент, когда во 2-м отсеке не санкционировано включилась система пожаротушения. То есть, 8 ноября 2008 года. Но просмотреть, что попало в объектив камеры, решили лишь 12 ноября. Поэтому на экране — разночтения в датах.

Качество записи не очень высокое. Но чтобы по ней все же воспроизвести картину тех драматических событий в море, «СП» попросила бывшего заместителя начальника штаба Тихоокеанского флота контр-адмирала запаса Андрея Войтовича прокомментировать видеозапись. Вот пояснения адмирала:

«Действительно, неопытный человек не сможет понять всего того, что слышит на этом видео. Для тех, кто служил на лодках и оказывался в подобных ситуациях, все ясно. Команды и доклады членов экипажа звучат особенно невнятно с момента аварии, когда все подводники вынуждены были включиться в индивидуальные средства защиты дыхания. То есть, после 18 часов 54 минут.

Вначале мы с вами слышим размеренную, монотонную работу экипажа. Все круто меняется в 18.54.37 — по всему кораблю зазвучал ревун, предупреждающий о подаче огнегасителя во 2-й отсек.

18.54.45 — слышен голос: «Это что?» Почему такая реакция? Все неожиданно, не санкционированно.

18.54.49 — слышно как подводники начали включаться в изолирующие средства. Шумное дыхание — это человек включился в ШДА (шланговый дыхательный аппарат).

18.55.03 — аварийная тревога по кораблю. Это 25−30 звонков.

18.55.08 — команда о продувании средней группы цистерн главного балласта (ЦГБ). Лодка пошла на всплытие.

18.55.15 — объявлено по кораблю, что во 2-й отсек подан огнегаситель.

18.55.25 — дано приказание личному составу 1-го и 3-го отсекам занять рубежи обороны. 1-му — на кормовой переборке, а 3-му — на носовой переборке. В это же время даются команды в 1-ый и 3-ий на герметизацию.

18.59.39 — звучит команда «Начальнику медицинской службы прибыть во 2-й отсек!»

18.59.48 — идут доклады о состоянии отсеков и людей.

19.03.37 — начато вентилирование отсеков.

19.03.51 — вынос наверх пораженных. Все время от момента объявления аварийной тревоги шло выяснение обстановки по отсекам и состоянию людей.

На самом деле, это лишь фрагменты происходившего на «Нерпе» в те минуты. Видеозапись зафиксировала не все. Ведь после всплытия нужно было быстро выровнять давление в отсеках с атмосферным. Нужно приготовить систему вентиляции. По приказанию Дмитрия Лаврентьева приступили к эвакуации пораженных через 3-й отсек.

В целом, с точки зрения «Руководства по борьбе за живучесть», по быстроте и профессионализму все сделано безукоризненно и единственно правильно. Любые другие действия командира и экипажа привели бы к большему числу погибших. Лодке и людям была бы хана. ХА-НА!".

К комментарию контр-адмирала Войтовича следует добавить вот еще что. В России можно стать министром обороны, полжизни торгуя мебелью. Можно, будучи президентом страны, беспробудно пить. Можно купить диплом юриста или врача. Можно за деньги стать доктором наук и депутатом Госдумы. А вот командиром АПЛ нельзя стать кому попало. Слишком велика ответственность.

Возможно, этого не понимают некоторые сегодняшние военные прокуроры. Но даже индийцы, получившие, наконец, в лизинг на 10 лет многострадальную «Нерпу», которая у них теперь называется «Чакра», пригласили подсудимого гвардии капитана 1 ранга Дмитрия Лаврентьева на церемонию передачи корабля. Каждый раз, приезжая в Большой Камень, индийские подводники посещают кладбище, где отдают почести погибшим 8 ноября 2008 года. А у нас офицер, спасший не только людей, но упавший ниже плинтуса престиж государства, обвиняется в том, что не дал утонуть лодке и людям.

Из досье «СП»:

Как выяснилось, огнегасительная смесь, поданная во 2-й отсек «Нерпы», больше чем наполовину состояла из яда -тетрахлоэтилена. Как это вещество попало на борт — далеко не единственная загадка.

Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ: «Фреон почему-то заправляли ночью. И никаких следов, кто это делал, так и не было найдено. Когда начали разбираться, где и как был закуплен этот фреон, то выяснилось — 5 фирм однодневок, которых тоже никто не нашел. Странно погиб военпред, который подписывал сертификат соответствия — поехал зимой на рыбалку на велосипеде, провалился в полынью и вместе с велосипедом утонул».

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье