18+
воскресенье, 24 июля
Происшествия

Правда о «Нерпе» всплывает

В распоряжении «СП» оказалась уникальная видеозапись действий экипажа терпящей бедствие атомной подлодки

  
46371

В Тихоокеанском военном суде во Владивостоке повторно слушается уголовное дело по поводу аварии на атомной подводной лодке «Нерпа», случившейся 8 ноября 2008 года. Как и на первом процессе по этому делу, завершившемся в 2011 году, подсудимых всего двое и они те же — гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Лаврентьев и гвардии старшина Дмитрий Гробов.

Для тех, кто не помнит обстоятельства трагедии, случившейся на «Нерпе». Во время погружения на перископную глубину в Японском море в ходе заводских испытаний, во 2-м отсеке произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения (ЛОХ). В результате 20 человек погибли, еще 38 получили отравления различной степени тяжести от воздействия фреона и ядовитого тетрахлорэтилена. Всего на борту находились 208 человек. В числе погибших — 17 гражданских лиц, членов сдаточной команды завода-изготовителя, и трое военнослужащих.

Следствие почему-то не заинтересовалось, как и по чьей вине в системе пожаротушения оказался тетрахлорэтилен, которого там не должно было быть. Прокуроры сосредоточились на двоих — на Гробове, который, как утверждают, от нечего делать нажал роковую кнопку, и на командире «Нерпы» Лаврентьеве, который, вроде бы, не подготовил должным образом экипаж.

Тогда, в 2011-м, на основании вердикта присяжных Тихоокеанский военный суд оправдал Лаврентьева и Гробова. Коллегия присяжных пришла к выводу, что следствию не удалось доказать факт срабатывания противопожарной системы именно в результате «человеческого фактора». Позднее Военной коллегией Верховного суда РФ было удовлетворено кассационное представление военной прокуратуры Тихоокеанского флота (ТОФ) на оправдательный приговор по уголовному делу в отношении Лаврентьева и Гробова. В связи с этим Тихоокеанский военный суд летом прошлого года во второй раз приступил к рассмотрению уголовного дела по факту аварии на «Нерпе».

Тяжба продолжается по сей день. В защиту моряков, оказавшихся на скамье подсудимых, выступили их авторитетные и опытные коллеги. Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников подготовил даже обращение к президенту, под которым свыше 2000 подписей авторитетных флотских специалистов. Суть обращения — в словах подписавшего письмо известного писателя-мариниста капитана 2 ранга в отставке Александра Покровского: «Если бы Лаврентьев не всплыл, не включил сразу вентиляцию, там бы, наверное, ни одного человека не осталось в живых. Им надо памятники ставить, а их — в тюрьму. Выясняется, что преступник управлял героями (имеются в виду ордена и медали, которыми по итогам испытаний награжден экипаж „Нерпы“. Лаврентьев тоже был представлен к награде, но орден так и не получил, угодив под суд). Они должны были все погибнуть, и тогда бы процесса не было. Герои у нас только мертвые, живые быть не могут».

Недавно на процессе выступил командующий Восточным военным округом адмирал Константин Сиденко. Вот его мнение: «Гвардии капитана 1 ранга Лаврентьева необходимо не судить, а представить к ордену Мужества».

В частности, Константин Сиденко говорил о том, что капитан 1 ранга Лаврентьев на момент трагедии даже не был командиром корабля, а являлся сдаточным капитаном судна, находящегося в юрисдикции Министерства промышленности и еще не принятого в состав ВМФ. Но прокуратура, опровергая очевидное, настаивает на том, что Дмитрий Лаврентьев являлся именно командиром корабля. Однако корабль становится кораблем только тогда, когда на нем поднимают военно-морской флаг. А это важнейшее событие в истории корабля произошло на АПЛ «Нерпа» только 27 декабря 2009 года, то есть спустя год после трагедии. И это тоже засвидетельствовал адмирал Сиденко, который в это время занимал должность командующего Тихоокеанским флотом.

Однако военная прокуратура ТОФ заявляет о достаточной доказательной базе для вынесения приговора присяжными. Между тем, в распоряжении «Свободной прессы» оказалась уникальная видеозапись, сделанная на «Нерпе» в момент аварии со своеобразного корабельного «черного ящика» — записывающего устройства П-424 М (двухканальное устройство для записи громкой и УКВ связи на борту). По мнению опрошенных редакцией специалистов-подводников, этот документ позволяет аргументированно опровергнуть многие доводы следствия.

Для начала — несколько пояснений. Видеозапись действительно зафиксировала действия экипажа в момент, когда во 2-м отсеке не санкционировано включилась система пожаротушения. То есть, 8 ноября 2008 года. Но просмотреть, что попало в объектив камеры, решили лишь 12 ноября. Поэтому на экране — разночтения в датах.

Качество записи не очень высокое. Но чтобы по ней все же воспроизвести картину тех драматических событий в море, «СП» попросила бывшего заместителя начальника штаба Тихоокеанского флота контр-адмирала запаса Андрея Войтовича прокомментировать видеозапись. Вот пояснения адмирала:

«Действительно, неопытный человек не сможет понять всего того, что слышит на этом видео. Для тех, кто служил на лодках и оказывался в подобных ситуациях, все ясно. Команды и доклады членов экипажа звучат особенно невнятно с момента аварии, когда все подводники вынуждены были включиться в индивидуальные средства защиты дыхания. То есть, после 18 часов 54 минут.

Вначале мы с вами слышим размеренную, монотонную работу экипажа. Все круто меняется в 18.54.37 — по всему кораблю зазвучал ревун, предупреждающий о подаче огнегасителя во 2-й отсек.

18.54.45 — слышен голос: «Это что?» Почему такая реакция? Все неожиданно, не санкционированно.

18.54.49 — слышно как подводники начали включаться в изолирующие средства. Шумное дыхание — это человек включился в ШДА (шланговый дыхательный аппарат).

18.55.03 — аварийная тревога по кораблю. Это 25−30 звонков.

18.55.08 — команда о продувании средней группы цистерн главного балласта (ЦГБ). Лодка пошла на всплытие.

18.55.15 — объявлено по кораблю, что во 2-й отсек подан огнегаситель.

18.55.25 — дано приказание личному составу 1-го и 3-го отсекам занять рубежи обороны. 1-му — на кормовой переборке, а 3-му — на носовой переборке. В это же время даются команды в 1-ый и 3-ий на герметизацию.

18.59.39 — звучит команда «Начальнику медицинской службы прибыть во 2-й отсек!»

18.59.48 — идут доклады о состоянии отсеков и людей.

19.03.37 — начато вентилирование отсеков.

19.03.51 — вынос наверх пораженных. Все время от момента объявления аварийной тревоги шло выяснение обстановки по отсекам и состоянию людей.

На самом деле, это лишь фрагменты происходившего на «Нерпе» в те минуты. Видеозапись зафиксировала не все. Ведь после всплытия нужно было быстро выровнять давление в отсеках с атмосферным. Нужно приготовить систему вентиляции. По приказанию Дмитрия Лаврентьева приступили к эвакуации пораженных через 3-й отсек.

В целом, с точки зрения «Руководства по борьбе за живучесть», по быстроте и профессионализму все сделано безукоризненно и единственно правильно. Любые другие действия командира и экипажа привели бы к большему числу погибших. Лодке и людям была бы хана. ХА-НА!".

К комментарию контр-адмирала Войтовича следует добавить вот еще что. В России можно стать министром обороны, полжизни торгуя мебелью. Можно, будучи президентом страны, беспробудно пить. Можно купить диплом юриста или врача. Можно за деньги стать доктором наук и депутатом Госдумы. А вот командиром АПЛ нельзя стать кому попало. Слишком велика ответственность.

Возможно, этого не понимают некоторые сегодняшние военные прокуроры. Но даже индийцы, получившие, наконец, в лизинг на 10 лет многострадальную «Нерпу», которая у них теперь называется «Чакра», пригласили подсудимого гвардии капитана 1 ранга Дмитрия Лаврентьева на церемонию передачи корабля. Каждый раз, приезжая в Большой Камень, индийские подводники посещают кладбище, где отдают почести погибшим 8 ноября 2008 года. А у нас офицер, спасший не только людей, но упавший ниже плинтуса престиж государства, обвиняется в том, что не дал утонуть лодке и людям.

Из досье «СП»:

Как выяснилось, огнегасительная смесь, поданная во 2-й отсек «Нерпы», больше чем наполовину состояла из яда -тетрахлоэтилена. Как это вещество попало на борт — далеко не единственная загадка.

Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ: «Фреон почему-то заправляли ночью. И никаких следов, кто это делал, так и не было найдено. Когда начали разбираться, где и как был закуплен этот фреон, то выяснилось — 5 фирм однодневок, которых тоже никто не нашел. Странно погиб военпред, который подписывал сертификат соответствия — поехал зимой на рыбалку на велосипеде, провалился в полынью и вместе с велосипедом утонул».

Рамблер новости
СМИ2
24СМИ
Цитата дня
Комментарии
Первая полоса
Рамблер новости
СМИ2
Фото дня
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитаты
Семен Багдасаров

Политический деятель

Юрий Кнутов

Военный эксперт, директор музея войск ПВО

В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-Юг
СП-Поволжье