В Казани 22 воспитанника Дербышкинского дома-интерната для умственно отсталых детей госпитализированы с признаками ОРВИ и диареи, двое — скончались 30 сентября, сообщила в среду пресс-служба СКР по Республике Татарстан. По данному факту следственными органами возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность).
В настоящее время какой-либо взаимосвязи между гибелью детей и госпитализацией воспитанников дома-интерната с кишечной инфекцией следствием не установлено
— Уже допрошен ряд воспитателей, проводятся допросы директора учреждения и иных сотрудников об обстоятельствах произошедшего, — говорится в сообщении СКР, поступившем в «Интерфакс». — Будет дана жесткая правовая оценка не только действиям руководства самого детского дома-интерната, но и медицинских работников, которые оказывали детям помощь.
Это не первый скандал вокруг детдома в поселке Дербышки. Летом нынешнего года уголовным делом закончился ремонт здания. Во время проведения подрядных работ было похищено почти 6 миллионов бюджетных средств. Прокуратура Казани установила, что строители завысили стоимость устройства дренажной системы интерната: за нее просили 18 миллионов рублей, а экспертиза показала, что фактическая цена — около 12 миллионов. Было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершённое в особо крупном размере).
Сегодня в Дербышкинском детском доме-интернате, который открылся в 1976 году, на постоянной основе проживают 200 детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет.
— Для успешного проведения реабилитационных мероприятий интернат имеет достаточную материальную базу. Воспитанникам созданы хорошие условия жизни, приближенные к домашним. Имеются оснащенные современной аппаратурой медицинские кабинеты, оборудованные учебные комнаты, — говорится на официальной страничке детдома в интернете.
Там же в разделе «контактная информация» размещен рабочий телефон директора интерната Рината Зарифзянова. Но, когда обозреватель «СП» позвонил по указанному номеру, оказалось, что этот человек в интернате уже не работает.
— Никакого ЧП у нас нет, — заявила женщина, поднявшая трубку телефона. — Обращайтесь в наше министерство, там у нас есть пресс-служба. Нас не уполномочивали давать информацию.
На вопрос — кто сейчас руководит интернатом, она также настоятельно рекомендовала обращаться в «наше министерство».
Начальник отдела опеки, попечительства и педагогической поддержки Министерства образования и науки Республики Татарстан Зульфия Мусабирова в свою очередь сообщила, что интернат — вотчина Министерства труда, занятости и социальной защиты республики. Там нам вежливо напомнили, что «вообще со СМИ работает пресс-служба». Но до пиарщиков «СП» дозвониться не удалось (по всем трем указанным телефонным номерам). В Минздраве Татарстана пресс-секретарь сообщил, что к интернату был организован пресс-подход и «подробности должны быть скоро опубликованы на сайтах информагенств». Но новой информации ни в федеральных, ни в региональных СМИ так и не появилось.
В местном Роспотребнадзоре также посоветовали следить за сообщениями, правда, на сайте ведомства. Действительно, не прошло и часа, как там появилась новость «о заболевании детей». Сообщалось, что проверка проводится, медицинское наблюдение за детьми установлено, отбор проб для лабораторных исследований проведен, протоколы об административном правонарушении составлены, мероприятия по локализации и ликвидации очага продолжаются.
Руководитель пресс-службы «Казанского правозащитного центра» Булат Мухамеджанов, который после звонка «СП» поехал узнавать подробности в интернат, сообщил, что ни его, ни представителя Общественной палаты на территорию детдома не пустили:
— Дверь закрыта наглухо. Насколько я понял, там пока еще идут следственные действия. Здесь есть юридическая заминка — мы не можем подключить к этому делу представителей интересов детей без согласия законного представителя детдомовцев, а им, скорее всего, является директор. А если следствие подозревает кого-то из сотрудников учреждения, то понятно, что никто не будет с нами сотрудничать.
Как удалось выяснить «СП», не так давно волонтерами благотворительного фонда «Кто, если не я?!» был организован проект «ТвориДобро!» — в помощь воспитанникам Дербышкинского дома-интерната.
— Сложилось впечатление, что интернат не опекается кем-либо и чем-либо. Когда мы первый раз туда приехали подписать документ о сотрудничестве с директором, то он встретил нас с неохотой, — рассказывает координатор проекта Наталья Реутова, которая сильно удивилась сообщению о случившемся в детдоме. — А вскоре мы узнали, что он уволился. Никто не комментировал эту ситуацию, говорили, мол, не ваше дело. Позже директором стала заведующая Светлана. И на текущий момент она — руководитель детдома. Мы привлекали ресурсы, сделали ремонт в одной комнате интерната… Недавно, в конце сентября, ребята навещали детишек, привезли им подарки, тогда директор заверил нас, что все хорошо, все воспитанники живы и здоровы.
«СП»: — А здание интерната в каком состоянии находится?
— По сравнению с другими детдомами, за которыми мы присматриваем, его состояние — удовлетворительное. Но, повторю, сложилось впечатление, что в него абсолютно не вкладывают денежные средства. Мы получили информацию, что деньги для интерната выделялись, но куда и на что — непонятно… На территории детского дома есть теплица, однако она уже старая. Да и главный корпус ремонтировался много лет назад.
Через полчаса после разговора Наталья перезвонила в редакцию «СП». Она сказала, что местные волонтеры связались с директором интерната, но руководитель учреждения им сообщила, что в детдоме ничего не произошло…
Член правления «Лиги пациентов» Алексей Старченко уверен: если бы ответственность за все случаи отравления в детдомах несли персонально чиновники на местах, то подобных трагедий и хищений денежных средств не было.
— Чем у нас занимается Роспотребнадзор? Ведомство в основном интересуют вопросы эмбарго на вина — то из Грузии, то из Молдавии, то из Украины. Оно работает не на человека, а на бизнес. Такие учреждения, где дети воспитываются без родителей, должны быть под пристальным контролем органов Роспотребнадзора. Понятно, что самостоятельность детей в детдоме — это элемент воспитания, но за санэпидназором, ремонтом должны следить должным образом. И прокуратура должна выдавать предписания не директору этого самого дома, который ничего и построить-то не может, если, конечно, он там реально не крадет, а губернатору и заму по социальным вопросам. Вот когда у нас закон установит персональную ответственность за ЧП, тогда все будет в порядке…
Сегодня же стало известно, что до конца текущего года Минобрнауки примет постановление, устанавливающее, что в детских домах должны содержаться не более 60 детей. Но куда денут остальных сирот?
Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Колбасов