Следовавший рейсом Москва-Казань самолет авиакомпании «Татарстан» потерпел крушение при попытке сесть в точке назначения. По предварительным данным все находившиеся на борту люди (44 пассажира и 6 членов экипажа) погибли. Среди жертв катастрофы сын главы Татарстана Ирек Минниханов, глава УФСБ по республике Александр Антонов. 18 ноября объявлен в Татарстане днем траура. По факту произошедшего Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч.3 ст. 265 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Катастрофа произошла 17 ноября в 19.25 по московскому времени. Как передает агентство «РИА-Новости» со ссылкой на управление МЧС Республики Татарстан, самолет пытался сесть дважды. При попытке уйти на второй круг, произошло столкновение с землей. В результате удара произошел взрыв и начался пожар. Оперативные службы сумели оперативно потушить охватившее самолет пламя, но спасти людей не удалось. В настоящее время специалисты заняты изучением причин произошедшей трагедии. Среди версий погодные условия, техническая неисправность и ошибки экипажа.
«Боинг-737−500» выпускался почти десять лет: с 1990 по 1999 годы. За это время американской корпорацией было выпущено 389 самолетов этого типа. Потерпевший крушение авиалайнер — самый маленький пассажирский самолет семейства «Боинг-737». Они имеет укороченный фюзеляж и повышенную дальность полета.
С 2000 года это уже девятнадцатое крушение самолета этого семейства в мире, в России — первое. Предыдущие трагедии происходили, в основном, в Африке, что позволяло списывать трагедии на летчиков или сотрудников аэропортов. Правда, последняя трагедия произошла с южнокорейским судном в июле этого года над Сан-Франциско.
Важно отметить, что авиакомпания «Татарстан», самолет которой и потерпел крушение, всегда была в списке надежных и считается национальным перевозчиком республики. Компания освоила около 40 различных направлений, проводила регулярные и чартерные рейсы по многим российским и зарубежным городам. В прошлом году авиакомпания перевезла почти полмиллиона пассажиров, в этом году в компании планировали выйти на показатель почти в миллион человек. В парке «Татарстана» самолеты как отечественного (Ту-154), так и зарубежного производства («Боинг», «Эйрбас»).
Скорее всего, вряд ли получит подтверждение версия о виновности работников аэропорта в Казани или неисправности оборудования аэропорта. Совсем недавно в столице Татарстана проходила всемирная Универсиада, и вся инфраструктура города была обновлена.
Правда, журналистам удалось выяснить, что жизнь авиакомпании в последние годы нельзя было назвать безоблачной. Так, совсем недавно аэропорт Казани обратился в арбитражный суд региона с иском против компании с требованием взыскать долги за последние три года (266 миллионов рублей).
Есть сомнения и по поводу надежности эксплуатировавшегося самолета. С момента постройки в 1990 году машина сменила восемь собственников. После того, как от него отказались две французские компании, с 1995 года он летал на авиалиниях Уганды. Затем он принадлежал фирмам из Бразилии, Румынии и Болгарии, пока в 2008 году его не купила компания «Татарстан».
В интернете сейчас немало сообщений от пассажиров, летавших совсем недавно на этом самолете. Все они заставляют усомниться в том, что до крушения машина была исправной.
«Летел сегодня этим самолетом из Казани в Москву в 15.20… Пилот с трудом выравнивал судно перед посадкой, при контакте с землей нас немного занесло, но пилот справился, и я перекрестился. То, что по телевизору говорила одна из пассажирок, типа при посадке в Москве у самолета шла сильная вибрация по кузову, так это у всех старых машин такое наблюдается и при взлете, вибрация идет не по кузову, а по внутренней обшивке, такое часто встречается на самолетах, которые давно не реставрировали», — написал на своей страничке «Вконтакте» Руслан Калимуллин.
Другой пользователь соцсети Руслан Исрафилов поделился своими ощущениями: «Я летел на днях ими же, в салоне была дыра, залатанная куском металла, кресла расшатанные».
В эфире телеканала «Россия 24» пассажир предпоследнего рейса самолета Григорий Бусарев рассказал: «Я летел рейсом дневным из Казани… Самолет заходил на посадку в аэропорт „Домодедово“… Его мотало из стороны в сторону… Похоже на турбулентность, как попадаешь в воздушную яму. Крылья мотало из стороны в сторону, и нос вниз запрокидывал постоянно».
Стоит учитывать, что разбившийся самолет уже совершал экстренную посадку. 26 ноября прошлого года самолет направлялся из Казани в Москву. Вскоре после взлета на борту сработали датчики разгерметизации, и экипаж принял решение вернуться в аэропорт. Тогда, через 54 минуты после начала полета, самолет благополучно приземлился.
В то же время, специалисты пока далеки от того, чтобы делать окончательные выводы.
— Я расследовал более ста авиационных катастроф, поэтому слишком хорошо знаю эту тему. Версии сейчас высказываются разные, но до того, как будут получены официальные данные расследования, я не могу давать комментарии, — заявил «СП» бывший глава «Росавиации» Владимир Андреев.
— Пока сказать что-либо определенное о причинах аварии невозможно, — говорит заслуженный летчик, Герой России Магомед Толбоев. — Всем известно, что «Боинг» — очень хороший и довольно надежный самолет. Всего гражданских «Боингов» было выпущено свыше 14 тысяч штук, они эксплуатируются практически во всех авиакомпаниях мира. Эти самолеты способны маневрировать даже на высоте 15−20 метров от земли.
В Казани сейчас просто замечательный аэропорт, все навигационные и радиотехнические системы там должны быть самые лучшие, в превосходном состоянии. Судя по отзывам, экипажи авиакомпании «Татарстан» состоят из профессионалов, постоянно проходят тренировки и обладают всеми необходимыми навыками.
Так что сказать пока ничего нельзя. Прежде всего, необходимо будет расшифровать «черные ящики», послушать, о чем говорили члены экипажа между собой и с диспетчерами. Должна отработать специальная комиссия. Только после этого можно будет делать какие-то выводы.
«СП»: — Есть мнение, что мы покупаем старые иностранные самолеты, когда наши ничуть не хуже.
— Это одновременно так и не так. Я очень много высказывался по этой теме. У отечественной авиации действительно очень много проблем. Не совсем понятно, каких летчиков набирают, какие самолеты покупают, где берут запчасти. С одной стороны, у нас есть «Росавиация», которая следит за всем процессом полетов, за приобретением авиакомпаниями самолетов, за соблюдением техрегламентов. С другой стороны, катастрофы всё-таки происходят. Так что есть, безусловно, над чем работать. Подчеркну, выводы про причины этой катастрофы в Казани мы будем делать после детального анализа случившегося.
Фото: ИТАР-ТАСС