Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Происшествия
17 ноября 2013 20:36

Под Казанью разбился самолет

При посадке «Боинга-737» погибли 50 человек

35894

Следовавший рейсом Москва-Казань самолет авиакомпании «Татарстан» потерпел крушение при попытке сесть в точке назначения. По предварительным данным все находившиеся на борту люди (44 пассажира и 6 членов экипажа) погибли. Среди жертв катастрофы сын главы Татарстана Ирек Минниханов, глава УФСБ по республике Александр Антонов. 18 ноября объявлен в Татарстане днем траура. По факту произошедшего Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч.3 ст. 265 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Катастрофа произошла 17 ноября в 19.25 по московскому времени. Как передает агентство «РИА-Новости» со ссылкой на управление МЧС Республики Татарстан, самолет пытался сесть дважды. При попытке уйти на второй круг, произошло столкновение с землей. В результате удара произошел взрыв и начался пожар. Оперативные службы сумели оперативно потушить охватившее самолет пламя, но спасти людей не удалось. В настоящее время специалисты заняты изучением причин произошедшей трагедии. Среди версий погодные условия, техническая неисправность и ошибки экипажа.

«Боинг-737−500» выпускался почти десять лет: с 1990 по 1999 годы. За это время американской корпорацией было выпущено 389 самолетов этого типа. Потерпевший крушение авиалайнер — самый маленький пассажирский самолет семейства «Боинг-737». Они имеет укороченный фюзеляж и повышенную дальность полета.

С 2000 года это уже девятнадцатое крушение самолета этого семейства в мире, в России — первое. Предыдущие трагедии происходили, в основном, в Африке, что позволяло списывать трагедии на летчиков или сотрудников аэропортов. Правда, последняя трагедия произошла с южнокорейским судном в июле этого года над Сан-Франциско.

Важно отметить, что авиакомпания «Татарстан», самолет которой и потерпел крушение, всегда была в списке надежных и считается национальным перевозчиком республики. Компания освоила около 40 различных направлений, проводила регулярные и чартерные рейсы по многим российским и зарубежным городам. В прошлом году авиакомпания перевезла почти полмиллиона пассажиров, в этом году в компании планировали выйти на показатель почти в миллион человек. В парке «Татарстана» самолеты как отечественного (Ту-154), так и зарубежного производства («Боинг», «Эйрбас»).

Скорее всего, вряд ли получит подтверждение версия о виновности работников аэропорта в Казани или неисправности оборудования аэропорта. Совсем недавно в столице Татарстана проходила всемирная Универсиада, и вся инфраструктура города была обновлена.

Правда, журналистам удалось выяснить, что жизнь авиакомпании в последние годы нельзя было назвать безоблачной. Так, совсем недавно аэропорт Казани обратился в арбитражный суд региона с иском против компании с требованием взыскать долги за последние три года (266 миллионов рублей).

Есть сомнения и по поводу надежности эксплуатировавшегося самолета. С момента постройки в 1990 году машина сменила восемь собственников. После того, как от него отказались две французские компании, с 1995 года он летал на авиалиниях Уганды. Затем он принадлежал фирмам из Бразилии, Румынии и Болгарии, пока в 2008 году его не купила компания «Татарстан».

В интернете сейчас немало сообщений от пассажиров, летавших совсем недавно на этом самолете. Все они заставляют усомниться в том, что до крушения машина была исправной.

«Летел сегодня этим самолетом из Казани в Москву в 15.20… Пилот с трудом выравнивал судно перед посадкой, при контакте с землей нас немного занесло, но пилот справился, и я перекрестился. То, что по телевизору говорила одна из пассажирок, типа при посадке в Москве у самолета шла сильная вибрация по кузову, так это у всех старых машин такое наблюдается и при взлете, вибрация идет не по кузову, а по внутренней обшивке, такое часто встречается на самолетах, которые давно не реставрировали», — написал на своей страничке «Вконтакте» Руслан Калимуллин.

Другой пользователь соцсети Руслан Исрафилов поделился своими ощущениями: «Я летел на днях ими же, в салоне была дыра, залатанная куском металла, кресла расшатанные».

В эфире телеканала «Россия 24» пассажир предпоследнего рейса самолета Григорий Бусарев рассказал: «Я летел рейсом дневным из Казани… Самолет заходил на посадку в аэропорт „Домодедово“… Его мотало из стороны в сторону… Похоже на турбулентность, как попадаешь в воздушную яму. Крылья мотало из стороны в сторону, и нос вниз запрокидывал постоянно».

Стоит учитывать, что разбившийся самолет уже совершал экстренную посадку. 26 ноября прошлого года самолет направлялся из Казани в Москву. Вскоре после взлета на борту сработали датчики разгерметизации, и экипаж принял решение вернуться в аэропорт. Тогда, через 54 минуты после начала полета, самолет благополучно приземлился.

В то же время, специалисты пока далеки от того, чтобы делать окончательные выводы.

— Я расследовал более ста авиационных катастроф, поэтому слишком хорошо знаю эту тему. Версии сейчас высказываются разные, но до того, как будут получены официальные данные расследования, я не могу давать комментарии, — заявил «СП» бывший глава «Росавиации» Владимир Андреев.

— Пока сказать что-либо определенное о причинах аварии невозможно, — говорит заслуженный летчик, Герой России Магомед Толбоев. — Всем известно, что «Боинг» — очень хороший и довольно надежный самолет. Всего гражданских «Боингов» было выпущено свыше 14 тысяч штук, они эксплуатируются практически во всех авиакомпаниях мира. Эти самолеты способны маневрировать даже на высоте 15−20 метров от земли.

В Казани сейчас просто замечательный аэропорт, все навигационные и радиотехнические системы там должны быть самые лучшие, в превосходном состоянии. Судя по отзывам, экипажи авиакомпании «Татарстан» состоят из профессионалов, постоянно проходят тренировки и обладают всеми необходимыми навыками.

Так что сказать пока ничего нельзя. Прежде всего, необходимо будет расшифровать «черные ящики», послушать, о чем говорили члены экипажа между собой и с диспетчерами. Должна отработать специальная комиссия. Только после этого можно будет делать какие-то выводы.

«СП»: — Есть мнение, что мы покупаем старые иностранные самолеты, когда наши ничуть не хуже.

— Это одновременно так и не так. Я очень много высказывался по этой теме. У отечественной авиации действительно очень много проблем. Не совсем понятно, каких летчиков набирают, какие самолеты покупают, где берут запчасти. С одной стороны, у нас есть «Росавиация», которая следит за всем процессом полетов, за приобретением авиакомпаниями самолетов, за соблюдением техрегламентов. С другой стороны, катастрофы всё-таки происходят. Так что есть, безусловно, над чем работать. Подчеркну, выводы про причины этой катастрофы в Казани мы будем делать после детального анализа случившегося.

Фото: ИТАР-ТАСС

Последние новости
Цитаты
Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Александр Калинин (ФЗП)

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня