Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
9 апреля 2010 10:22

«Город Солнца» в Сколково нарисует Марат Гельман

В подмогу ученым власть выписала в инноград современных художников

30

В проекте инновационного наукограда Сколково, который сейчас строится под Москвой, появится культурная составляющая. Об этом в своем интернет-дневнике написал галерист и художественный продюсер Марат Гельман. Он подтвердил слова куратора этого проекта от администрации президента, Владислава Суркова, и раскрыл имена некоторых культурных деятелей, уже вовлеченных в проект. Это кураторы Иосиф Бакштейн и Екатерина Деготь, специализирующиеся на визуальных искусствах, экс-мэр Казани и депутат Госдумы Марат Загидуллов, вошедший в проект как профессиональный коллекционер; музыкальный промоутер Александр Чепарухин, директор Центрального дома художника (ЦДХ) Василий Бычков, директор центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко и другие.

Редакция «СП» поговорила с некоторыми из участников проекта, пытаясь выяснить, чем людей искусства привлек этот изначально технократический проект. Галерист Иосиф Бакштейн рассказал корреспонденту «СП», что основной смысл их работы — создать в будущем городе ученых надлежащий эстетический климат.

«СП»: Правда ли, что вы вместе с Маратом Гельманом, Екатериной Деготь и другими известными галеристами и кураторами будете участвовать в «Сколковском проекте»?

— Конечно. Проект обещает быть весьма и весьма интересным.

«СП»: Есть ли уже какие-то подробности, элементы концепции «культурного» отделения Сколковского наукограда?

— В целом о проекте лучше рассказал бы Марат Гельман, он в данном случае главный «стратег». Но, в общем, чем мы будем заниматься — достаточно очевидно. Инновационный город, пусть и технократической направленности, не может существовать без активной культурной жизни, программы. Мы и будем создавать эту активность — к тому же именно в Сколково есть возможность поэкспериментировать.

«СП»: Какое направление возьмете себе вы? Литературу, музыку, изобразительное искусство, театр?

— Каждый из нашей команды будет заниматься, по сути, всем понемножку. Но я думаю, что моей главной сферой будет привычное мне изобразительное искусство.

«СП»: Будут ли какие-то методологические новшества в работе с современным искусством, которые потом можно будет распространить на всю страну?

— Думаю, что обязательно будут. Пока трудно сказать, какие именно, но в том, что этот проект многообещающий, сомнений никаких. Будем работать.


Еще один потенциальный участник проекта, Александр Чепарухин (музыкальный промоутер, основатель компании GreenWave Music), рассказал «СП», что Сколково для него — это шанс воплотить уже давно разработанные им идеи современного музыкального комплекса в России.

«СП»: Александр, что побудило вас участвовать в проекте Сколково?

— Пока рано говорить о нашем участии в Сколковском проекте как состоявшемся факте. На сегодняшний день я просто изложил Марату Гельману и через него — кураторам наукограда те идеи, с которыми я ранее уже приходил к губернатору Пермского края Олегу Чиркунову. Но в Перми, к сожалению, просто не нашлось бюджета на их воплощение.

«СП»: Что это за идеи?

— Идеи о постройке в России универсального комплекса для музыкантов мирового уровня. С творческими лабораториями, студиями и концертными площадками, с возможностью организовывать по-настоящему качественные фестивали и выставки международного значения. Таких комплексов в мире совсем немного, это действительно такие «плавильные котлы», максимально дружественные музыкантам.

В таком многофункциональном музыкальном комплексе должны быть все возможности не только для исполнения, но и для создания нового. Студии, лаборатории. К тому же, зачем замыкаться только на музыке? Уместно будет сделать и мультижанровый центр, где будет не только звук, но и театр, и анимация. Запись, сведение, видео. Полный цикл — от идеи до премьеры!

«СП»: А почему именно в рамках проекта «Города солнца»?

— Если говорить о настоящем Городе Будущего, то он, мне кажется, невозможен без такого комплекса. Все эти центры позволяют делать события совершенно другого, недоступного пока в России, качества и уровня. Ведь одно дело, когда концертные площадки, студии и все остальные объекты разделены вечно стоящим в пробках мегаполисом — и совсем другое, когда все нужное, и высочайшего притом класса, находится под одной крышей!

И наоборот: комплекс такого типа возможен только в новом городе, но никак не в центре мегаполиса, где уже все занято. Уже построенные в мире такие центры часто расположены вообще не в столицах. В Лондоне, например, такого комплекса нет, он построен в Гейтсхеде, неподалеку от Ньюкасла (Дом музыки Sage). Прекрасный центр существует в Роттердаме… В России же пока есть только концертный зал «Крокус» — но он только концертный. Есть еще Московский дом музыки, но он оказался настолько неудачным, что о нем не стоит и говорить.

«СП»: Будет ли в России чем занять такой комплекс?

— Что касается программ, которые можно запустить в таком центре — скажу без ложной скромности, что я могу это обеспечить. Я умею делать сложные программные проекты, фестивали. Хорошие вещи, например, мы делаем сейчас в Перми. Но размах тут, конечно, не тот: для такого центра, о котором я говорю, нужны федеральные средства, потому что и работать он будет на всю Россию.

Марат Гельман не смог оперативно прокомментировать «Свободной прессе» свое участие в проекте Сколково.

Между тем, идея о сочетании научной и культурной составляющих в наукограде Сколково многим экспертам кажется, экзотической. Так, в беседе с корреспондентом «СП» профессор, главный редактор журнала «В мире науки» Сегей Капица затруднился прокомментировать замысел авторов проекта:

«СП»: Насколько, на ваш взгляд, уместно сочетание науки и культуры в одном инновационном городе

— Я не знаю подробностей, поэтому не могу и оценивать эту инициативу. Ясно, однако, что это дело крайне сложное, предприятие весьма ответственное. Поэтому, возможно, концепцию наукограда стоило бы рассматривать по очереди: отдельно наука, отдельно культура. Хотя в каком-то смысле наука и культура, конечно, едины.

8 апреля куратор проекта Сколково и по совместительству первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков собрал молодых ученых в рамках проекта Futurussia. Вот как описывает в своем блоге эту встречу один из ее участников:

«Вас 200 человек», «мы делаем этот город для вас», «вам там жить, работать и богатеть» — вот вольные цитаты Суркова Владислава Юрьевича.

Организаторы не пришли к единой формулировке относительно русского названия сообщества и на экране написали абсолютно убогое «футуруссия». Вероятно, чтобы не палиться, хотя Сурков на Бендера и не похож совсем. В речи, естественно, все употребляли футураша.

Вышло вроде тусовки 200 молодых и не очень людей, которые прослушали много слов, и должны были проникнуться энтузиазмом. Вопрос из зала (прошедший предмодерацию в виде голосования среди остальных участников) — «какой наш статус?». Владислав Юрьевич показался довольно позитивным человеком, поэтому ответил «да никакого статуса у вас нет».

В концовке все собравшиеся разбились на кучки и дискутировали на темы благоустройства города-сада. В кулуарах сошлись на мысли, что всенепременно нужен гробовщик и шериф.

P. S. На выходе организаторы отчаянно просили вернуть два приемника для синхроперевода (всего было выдано 9). Вы еще сомневаетесь, в чем корень всех бед?"

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня