Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
11 сентября 2010 14:28

Тайна гибели субмарины С-34

Опознана советская подводная лодка, 69 лет пролежавшая на дне Черного моря в районе болгарского порта Созополь

5183

В болгарских водах на дне Черного моря дайверы клуба «Блэк си дайв Одесос» обнаружили подводную лодку времен Второй мировой войны. По сообщению представителя клуба Орлина Цанева, субмарина длиной около 70 метров находится на 35-метройовй глубине.

Ее корпус разломлен на две части, скорее всего, в результате взрыва мины. Команда водолазов очистила от донных наслоений перископ, верхнюю часть рубки и орудие, сделала серию фотоснимков и проинформировала о находке представителей болгарских военно-морских сил.

Болгарский историк Атанас Панайотов, многие годы изучающий операции советских подводных лодок у берегов Болгарии, на основании представленных фотодокументов и архивных данных, высказал предположение, что обнаружена подводная лодка С-34.

— Первоначальные данные, которые представили водолазы «Black Sea Dive Odesos», информация о том, что лодка была обнаружена в Варненском заливе, делали практически невероятной гипотезу о том, что найдена именно С-34, — рассказал Панайотов. — Первое, потому что в заливе нет таких глубин. Второе, в соответствии с приказом зона патрулирования этой лодки находилась в районе порта Созополь, и поэтому С-34 никак не могла появиться в Варненском заливе. Третье — даже самый отчаянный командир не рискнул бы во время войны пробраться в залив, практически полностью забаррикадированный минными заграждениями. Однако чуть позднее дайверы признали, что умышленно исказили координаты находки дабы сбить с толку «черных археологов». На самом деле лодка обнаружена на расстоянии 10 километров от внешней границы залива.

Корреспондент «СП» связался по телефону с севастопольским историком Черноморского флота капитаном третьего ранга в отставке Николаем Масютой и попросил прокомментировать находку.

— Что известно об С-34?

— Она была заложена 29 ноября 1937 года на заводе № 198 (имени Марти) в Николаеве.

30 сентября 1939 года спущена на воду. Вступила в строй 29 марта 1941 года и 21 апреля 1941 года вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 года С-34 находилась под командованием капитана третьего ранга Хмельницкого Якова Моисеевича в составе 2-го дивизиона 1- й бригады пордводных лодок Черноморского флота в Севастополе. Не завершив курса боевой подготовки, она приступила к несению дозора юго — западнее мыса Тарханкут. В сенябре С-34 вышла на боевое задание в район мыса Шаблер. Утром 7 сентября она обнаружила группу румынских боевых кораблей в составе эсминцев «Реджеле Фердинанд» и «Марашти», миноносцев «Налука» и «Сборул», а так же канонерской лодки «Гикулеску» и вооруженного буксира «Бессарабия». С-34 выпустила торпеду по «Гикулеску», но промахнулась. В ответ миноносцы сбросили на субмарину 6 глубинных бомб, не причинив подводной лодке каких-либо серьезных повреждений. Некоторые глубинные бомбы не взорвались. Вероятно, румыны в суматохе с них не сняли предохранители. 21 сентября подводная лодка благополучно вернулась на базу.

В свой последний поход в район мыса Эмине С-34 вышла 8 ноября 1941 года. На базу она не вернулась, предположительно, подорвалась на мине.

— И никаких сведений об обстоятельствах гибели этой лодки за 69 лет так и не поступало?

— После окончания Великой Отечественной войны в болгарском полицейском архиве были обнаружены документы, свидетелствующие о том, что 14 ноября 1941 года в 33 километрах южнее болгарского города Созополя (20 миль юго-западнее южной границы боевой позиции субмарины) море вынесло тела двух советских моряков в гидрокостюмах и приборах ИСА-М. Судя по удостоверениям личности, это были помощник командира С-34 старший лейтенант Душин Виолет Лаврентьевич и боцман главный старшина Терехов Фрол Дмитриевич.

— Это свидетельствует о том, что хотя бы часть экипажа после подрыва лодки имела возможность спастись?

— Да. Изолирующий спасательный аппарат ИСА-М на тот период был самым современным средством выхода из аварийной подводной лодки. Моряков тренировали спасаться двумя способами: свободным всплытием через торпедный аппарат или по буйрепу (трос с буем), имющему специальные муссинги (узлы) на определенных расстояниях друг от друга, возле каждого из которых подводник должен ждать некоторое время, чтобы избежать кесонной болезни. Первый практический выход личного состава из погруженной подводной лодки был проведен с глубины 16 метров 6 июля 1936 года во время учения на Тихоокеанском флоте. А в 1938 году водолазы И.И.Выскребенцев, Б.А.Иванов, Н.Н.Солнцев и Б.Е.Соколов впервые произвели выход из подводной лодки по буйрепу с глубины 70 метров.

Этот опыт пригодился с первых же дней войны. Например, 2 августа 1941 года подводная лодка С-11 была торпедирована противником. Личный состав, находившийся в 1-м отсеке, вышел через торпедный аппарат на поверхность моря, использовав ИСА-М. С подводной лодки М-94, поврежденной противником, после двух часов борьбы за живучесть корабля, большая часть личного состава спаслась, выйдя на поверхность через рубку центрального поста, использовав также ИСА-М. Однако большинство экипажей аварийных субмарин гибло. 29 августа 1942 года нарком ВМФ Кузнецов вынужден был издать приказ «Об опыте использования индивидуальных спасательных аппаратов», где констатировалось: подготовка по индивидуально-спасательному делу в частях и соединениях подводных лодок на действующих флотах проводится недостаточно, личный состав не умеет правильно пользоваться индивидуальными спасательными аппаратами, не знает техники и режима выхода из погруженной подводной лодки, даже в боевой поход субмарины идут не обеспеченными достаточным количеством ИСА-М.

Возможно, на С-34 в отсеке, где находились помощник командира и боцмарн, имелось только два спасательных аппарата. Не исключено, что подводники не четко знали режим выхода с достаточно опасной глубины в 35 метров. Во всяком случае, похоже, что причиной их смерти стала потеря сознания от резкого перепада давления (кессонная болезнь) при всплытии, потому что, будучи в сознании и оказавшись на поверхности, моряки наверняка бы сорвали маски ИСА-М.

— Известно ли что-нибудь о задании, которое выполняла С-34?

— В первую очередь можно предположить, что главной ее задачей была борьба с конвоями. К тому времени противник уже наладил бесперебойное снабжение своих войск морем. В этом Германии активно помогала монархическая Болгария. Она принимала самое непосредственное участие в боевых действиях против советского Черноморского флота, обеспечивая противолодочную оборону морских конвоев Германии и ее стран-союзниц.

Поначалу действия Болгарии и Румынии были настолько эффективными, что Германия весь 1941 год не перебрасывала на Черное море свои подводные лодки. Но вскоре наши моряки начали успешно топить конвои. За первые шесть месяцев боевых действий черноморцами в целом было уничтожено 3 подводные лодки, 2 монитора, 20 вспомогательных судов и 7 транспортов противника. Всего до конца 1941 года подводные лодки ЧФ совершили 103 боевых похода. В числе уничтоженных судов было 2 из 5 имеющихся у фашистов крупных танкеров. По этой причине Германия и Италия длительное время испытывали серьезные перебои в поставках нефти из Румынии. Только тогда Германия была вынуждена перебросить с Балтики на Черное море 6 своих субмарин в помощь Болгарии и Румынии.

Занятая Болгарией позиция, естественно, не могла не раздражать советское руководство. В болгарских территориальных водах подлодки Черноморского флота активно использовались не только для борьбы с вражескими конвоями, но и для скрытной высадки на болгарскую территорию групп болгарских подпольщиков для организации партизанского движения и диверсионных действий в глубоком тылу противника. Такая задача тоже могла стоять и перед С-34. Очевидно одно: лодка погибла на минах болгарского заграждения S-39 восточнее Бургаса.

Если проанализировать морские течения с севера в этот период года и учесть место обнаружения тел подводников, можно предположить что С-34 наткнулась на мину 11−13 ноября 1941 года где -то в районе Бургаского залива севернее Созополя. Собственно, там она и обнаружена дайверами.

— Это не первая погибшая советская субмарина, обнаруженная здесь. Если я не ошибаюсь, только за первые полгода войны в этом районе подорвались на минах не менее пяти наших лодок. Чем объяснить такие неудачи?

— Они профессионально объяснены в директиве наркома ВМФ адмирала Николая Кузнецова «Об итогах подводной войны за 6 месяцев 1941 года». В ней говорится, что к началу войны на Черноморском флоте имелось 44 подводные лодки (кстати, сегодня здесь действует всего одна, как это ни печально). За полгода ими уничтожено 7 транспортов проттивника, при этом потеряно столько же наших субмарин. Всего погибло 300 профессиональных подводников. Для сравнения: Северный флот, имея 15 подлодок к началу войны, потопил 48 транспортов противника, не потеряв ни одной лодки.

По мнению нарокома ВМФ, в начальный период войны штаб Черноморского флота не имел единого замысла действий своих подводных сил. Флотское командование почему-то было уверено, что ВМС Румынии активно усиливаются немецкими подлодками, и их нападение на наши базы — вопрос самого ближайшего времени. В результате большинство советских подлодок ожидало противника у своих баз, регулярно наблюдая единственную румынскую субмарину, не предпринимавшую никаких действий. Те же лодки, которые направлялись к вражеским берегам, постоянно наступали на одни и те же минные «грабли» — разведка назначенных позиций не велась.

«Очевидно, — констатировалось в директиве, — что С-34, Щ-204, Щ-211 погибли, а Щ-205 и

Л-4 подорвались на позиции N 28, и все же подлодки продолжали посылаться туда одна за другой «.

Директива круто изменила ход подводной войны на Черном море. Но протери первых месяцев остались в истории как самые тяжелые.

— Вместе с тем очевидные просчеты флотского командования никак не умаляли подлинного героизма экипажей подлодок, в одиночку вступавших в неравный бой с кораблями и самолетами охранения вражеских конвоев, преодолевавших многочисленные минные банки. Несомненно достоин доброй памяти, а также воинских почестей и экипаж С-34.

— На морских картах точка с координатами 42 град. 53 мин. 8 сек. северной широты и 28 град. 03 мин. 6 сек. восточной долготы (позиция N 28) является местом отдания воинских почестей в память об экипажах подводных лодок С-34, Щ-204, Щ-211 и других, погибших при действиях на коммуникациях противника в западной части Чёрного моря в годы Великой Отечественной войны. А на том месте, где были найдены тела двух моряков с С-34, после войны был поставлен памятник.

Из досье «СП»:

С-34

Водоизмещение, т 837/1073

Размерения, м 77,7×6,4 х 4

Дизели, л. с 4000

Эл. Моторы, л. с 1100

Скорость, уз 19,5/9

Дальность, миль 8200/135

Глубина погружения, м 100

Вооружение: Торпедные аппараты, шт 6×533 мм

Орудие 100 мм, шт 1

Орудие 45 мм, шт 1

Экипаж 45 чел.

Список погибших на ПЛ С-34:

Хмельницкий Яков Моисеевич (1910 г. р.) — капитан 3 ранга, командир ПЛ.

Мавричев Сергей Абопмович (1909 г. р.) — политрук, военком.

Душин Виолет Лаврентьевич (1911 г. р.) — старший лейтенант, помощник командира.

Бочкарев Виктор Иванович (1913 г. р.) — инженер-старший лейтенант, командир БЧ-5.

Гуськов Евгений Иванович (1914 г. р.) — старший инженер-лейтенант, командир моторной группы.

Федянин Александр Михайлович (1918 г. р.) — лейтенант, командир БЧ-1.

Шонин Иван Васильевич (1913 г. р.) — лейтенант, командир БЧ-1 ПЛ «С-33», прикомандированный в качестве дублера командира БЧ-1 «С-34».

Криницкий Владимир Григорьевич (1908 г. р.) — старший лейтенант, командир БЧ-3.

Будник Фёдор Логвинович (1919 г. р.) — военфельдшер, начальник санитарной службы.

Терехов Фрол Дмитриевич (1913 г. р.) — главный старшина, боцман.

Архипов Александр Васильевич (1910 г. р.) — главный старшина, старшина группы трюмных.

Карнезо Борис Петрович (1911 г. р.) — главный старшина, командир группы электриков.

Меркультев Серафим Дмитриевич (1912 г. р.) — главный старшина, командир группы радистов.

Ханыков Фёдор Иванович (1913 г. р.) — главный старшина, старшина команды торпедистов.

Мануйленко Анатолий Самойлович (1914 г. р.) — старшина 1 статьи, старшина группы мотористов.

Бушев Василий Андреевич (1915 г. р.) — старшина 2 статьи, командир отделения рулевых.

Емченко Василий Маркович (1914 г. р.) — старшина 2 статьи, командир отделения радистов.

Тараил Хайм Срулович (1917 г. р.) — старшина 2 статьи, командир отделения радистов.

Климентов Григорий Антонович (1913 г. р.) — старшина 2 статьи, командир отделения трюмных.

Некрасов Николай Александрович (1915 г. р.) — старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.

Петров Анатолий Иванович (1915 г. р.) — старшина 2 статьи, командир отделения электриков.

Подъячий Константин Степанович (1912 г. р.) — старшина 2 статьи, командир отделения мотористов.

Седьмов Николай Васильевич (1918 г. р.) — старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков.

Шведов Виктор Филиппович (1918 г. р.) — старшина 2 статьи, командир отделения комендоров.

Загрядский Михаил Иванович (1920 г. р.) — старший краснофлотец, старший моторист.

Черняк Иван Иванович (1918 г. р.) — старший краснофлотец, старший моторист.

Колышев Константин Иосифович (1918 г. р.) — старший краснофлотец, старший комендор.

Шаповалов Федор Николаевич (1919 г. р.) — старший краснофлотец, старший электрик.

Шкурот Иван Павлович (1917 г. р.) — старший краснофлотец, моторист.

Лисаченко Петр Герасимович (1916 г. р.) — краснофлотец, моторист.

Пешков Николай Иванович (1919 г. р.) — краснофлотец, моторист.

Фролов Петр Николаевич (1920 г. р.) — краснофлотец, моторист.

Андреев Иван Романович (1920 г. р.) — краснофлотец, электрик.

Капитонов Василий Ильич (1921 г. р.) — краснофлотец, электрик.

Коваленко Николай Афанасьевич (1921 г. р.) — краснофлотец, электрик.

Астахов Николай Александрович (1918 г. р.) — краснофлотец, торпедист.

Бирюлин Виктор Константинович (1920 г. р.) — краснофлотец, торпедист.

Каботов Михаил Фёдорович (1921 г. р.) — краснофлотец, торпедист.

Бабенко Павел Филиппович (1921г.р.) — краснофлотец, рулевой.

Дереко Владимир Андреевич (1920 г. р.) — краснофлотец, рулевой.

Дорощенко Владимир Афанасьевич (1920 г. р.) — краснофлотец, рулевой.

Щербаков Алексей Иванович (1920 г. р.) — краснофлотец, рулевой.

Дмитриев Владимир Павлович (1918 г. р.) — краснофлотец, трюмный.

Дучак Иван Петрович (1919 г. р.) — краснофлотец, штурманский электрик.

Забегаев Борис Иванович (1918 г. р.) — краснофлотец, строевой.

Куликов Сергей Фёдорович (1922 г. р.) — краснофлотец, кок.

Носивец Архип Григорьевич (1917 г. р.) — краснофлотец, радист.

Покусай Иван Сергеевич (1921 г. р.) — краснофлотец, шифровальщик.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня