Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
21 апреля 2011 11:10

Рельсы могут распилить

При распродаже зерновых перевозчиков РЖД не исключены махинации

98

Совет директоров РЖД согласовал окончательную схему продажи «Первой грузовой компании» (ПГК). Будет продан пакет 75% минус две акции, все это планируется продать одному инвестору на аукционе до III квартала этого года. Примечательно, что крупнейший грузовой железнодорожный перевозчик оценивали неоднократно, и каждый раз цена снижалась. Более того, не ясна судьба компании «Русагротранс» — по сути, монополиста на рынке зерновых перевозок, половина которого принадлежит ПГК.

РЖД предъявила специальные требования к потенциальному покупателю ПГК: это должен быть российский инвестор, купить все выставляемые на продажу акции он должен одним пакетом, да еще при этом должен владеть большим парком вагонов — не менее 10−15 тысяч штук. Стартовая цена компании определена в 115,5 млрд. рублей, или 4,1 млрд. долларов. Таким образом, 100% акций компании оценены приблизительно в 5,4 млрд. долларов. Ранее РЖД сообщала, что, по независимой оценке, компания стоит до 6 млрд. долларов. Причем стоимость ПГК в течение последних нескольких месяцев менялась стремительно: ранее назывались суммы и в 8, и в 12 млрд. долларов.

Хотя продавать компанию будут на аукционе, и к ней проявили интерес уже несколько инвесторов, возникает вопрос: почему стоимость компании последовательно понижали? Тем более, по сообщениям СМИ, один из заинтересованных инвесторов — Globaltrans — оценивал 75% акций ПГК в 3,7 млрд. долларов. Представитель одного из частных игроков на рынке железнодорожных перевозок в беседе с корреспондентом «СП» высказал мнение, что в ходе аукциона цена может значительно превысить стартовую. Другого мнения придерживается независимый эксперт по транспорту, глава агентства Infranews Алексей Безбородов: он предполагает, что при продаже компании могут иметь место махинации. Не исключено, что «понижали для того, чтобы потом заработать на «откатах», — говорит Безбородов в интервью «СП». При этом эксперт предпочел не уточнять, кто именно будет получать эти самые «откаты».

Так или иначе, но потенциально заинтересованы в покупке ПГК структуры бизнесменов Геннадия Тимченко, Владимира Лисина, а также уже упоминавшийся Globaltrans, «Сумма капитал» и компания «НефтеТрансСервис». Неизвестно, как все эти инвесторы относятся к «придатку» ПГК — ЗАО «Русагротранс», в котором у продаваемой «дочки» РЖД 45% акций. Будут ли эти активы проданы вместе со всей ПГК, или будут выделены из нее — пока не ясно. Но, так или иначе, «Русагротранс» — это лакомый кусочек: по заверениям самой компании, ее оборот составляет 28 млн. тонн грузов в год. При этом выручка компании в 2009 году составила 3,5 млрд. рублей, и, судя по всему, она будет только расти.

Еще на этапе создания в 2008 году «Русагротрансом» заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Точнее, сначала заинтересовалась экспедиторской компанией «ЛП-Транс», которая вместе с ПГК создавала, собственно, «Русагротранс». По мнению ФАС, «ЛП-Транс» пользовался эксклюзивным правом перевозок зерна по железной дороге, что ограничивало конкуренцию. К тому же, участники зернового рынка жаловались на необоснованное завышение тарифов перевозчиком при отсутствии альтернативных вариантов.

Однако впоследствии ФАС одобрила сделку по созданию «Русагротранса», а последний получил от РЖД все переданные Первой грузовой компании вагоны-зерновозы — около 8 тысяч штук. А в июне 2010 года РЖД продало на аукционе еще более 23 тысяч вагонов-зерновозов в два приема. Первый аукцион выиграл «Русагротранс», а второй — компания «РусТрансКом», на тот момент владевший 49% «Русагротранса». После этого «свои» вагоны «РусТрансКом» передала «Русагротрансу». Продажа вагонов некоторым наблюдателям показалась странной: организаторов торгов заподозрили в том, будто условия конкурса были написаны под одну конкретную компанию — «Русагротранс». Об этом, в частности, заявлял Алексей Безбородов, который также обращал внимание на дешевизну проданных вагонов. Эксперт считает, что вагоны, находящиеся в рабочем состоянии, были проданы по цене металлолома.

Как бы то ни было, но «Русагротранс продолжил добрую традицию «ЛП-Транса» по накручиванию тарифов на перевозку зерна. Зернотрейдеры и экспортеры зерна в беседах с корреспондентом «СП» указывали, что «накрутка» «Русагротранса» к стандартным тарифам РЖД на перевозку грузов составляет от 10 до 30%. «Это само собой разумеется, ведь компания, по сути, монополист в перевозках зерна», — говорит «СП» источник в руководстве частного железнодорожного оператора.

Стоит отметить, что выгодоприобретателя «Русагротранса» установить тяжело. Как уже отмечалось, ПГК владеет в компании около 45% акций (после недавнего дополнительного выпуска ценных бумаг), а некое ООО «Рустранском» — 55% акций. Таким образом, РЖД уже не имеет контрольного пакета акций в «Русагротрансе». Что же касается «Рустранскома», то, согласно данным налоговых органов, предприятие зарегистрировано в Новосибирске, его учредителем и единственным участником является некий Вячеслав Сергеевич Пичугин. Никто из опрошенных «СП» участников рынка железнодорожных перевозок не знает об этом человеке. При этом в неофициальных беседах корреспондент «СП» не раз слышал версию, будто бы на самом деле «Русагротранс» опосредованно контролируется топ-менеджментом РЖД. Они же являются и выгодоприобретателями от деятельности компании. Эту же версию озвучивали и зернотрейдеры. Официально подтвердить эту информацию не удалось. «Всем, конечно, было бы очень интересно узнать, кто на самом деле владеет «Русагротрансом», — говорит «СП» участник рынка ж/д перевозок.

Ситуацию сможет прояснить приватизация ПГК: если активы «Русагротранса» в итоге уйдут от инвестора другому покупателю, это может навести на реальных владельцев компании. Пока же остается лишь наблюдать за тем, как будут продавать крупнейшего железнодорожного перевозчика: не повторится ли история, и не будет ли ПГК продана за официальные «копейки» с огромными неофициальными «откатами»?

Последние новости
Цитаты
Григор Шпицен

политолог (Германия)

Борис Шмелев

Политолог

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня