Авто

Четыре совета: как учить ребенка водить машину?

Что делать, чтобы на дороге не оказался еще один «чайник»

  
11234
Четыре совета: как учить ребенка водить машину?

Как бы противозаконно это ни звучало, обучать детей вождению нужно с малых лет. Чем раньше ребенок сел за руль, тем менее вероятно, что в будущем он попадет в аварию.

1. Ни машин, ни людей

Рано или поздно каждый мальчик, да и многие девочки, видя, как папа водит машину, начинают ныть: «пап, дай порулить», «научи меня тоже». Я не исключение, так что за «баранкой» очутился в шесть лет, еле-еле выглядывая из-за руля, сидя у папы на коленях. Сначала только рулил, потом переключал скорости, когда отец нажимал педаль; после того как подрос, начал учиться трогаться. И вот в 13 лет я уже неплохо управлял машиной для человека, который кровать-то свою толком заправить не мог.

Мой опыт — не показательный: в то время, когда это было, машины во дворе можно было пересчитать по пальцам одной руки. Кроме того, учился я на 6-полосной дороге заброшенной промзоны, по который на выходных половина района ездила на дачи, а в будние дни встретить там хоть одну живую душу было крайне сложно.

Тем не менее, первое правило, с которым согласны отцы-гонщики, инспекторы ГИБДД и заботливые мамочки — если уж и учить ребенка водить, то для начала там, где нет других машин, детских площадок, препятствий и вообще ничего. Отлично подойдет пустыня или ровное поле (желательно заасфальтированные), но сгодится и заброшенная или перекрытая дорога, большая освещаемая пустынная парковка или специальная площадка автошколы (если получится договориться, чтобы вас пустили). И уж точно не проезжая часть, и тем более не дворы, где полно детей, животных, абы как брошенных машин, выкатившихся мячиков и всего остального, что будет отвлекать.

2. Все на картинг!

Одни считают, что учить ребенка водить надо практически с горшка. Так ребенок привыкнет к машине у папы на коленях без особого риска и научится водить до того, как подрастет и захочет попрактиковаться сам, стащив ключи у родителей. Но есть и другой вариант — если у дитя есть желание водить, сажайте его в карт. С малых лет ребенок будет с машиной на «ты» и, что более важно, он осознает всю опасность, исходящую от нее. Такого мнения придерживаются некоторые автогонщики и профессиональные картингисты.

Кстати, в ГИБДД тоже согласны с тем, что обучать детей вождению нужно с малых лет. В крупных городах есть детские автогородки, где инспектора проводят обучение детей вождению, а потом выдают им детские водительские удостоверения. Помимо очевидных плюсов, это дает возможность ребенку испытать гордость за самого себя. Но, повторюсь, для детей постарше есть специальные картодромы и соревнования. Бывают школы искусств, секции плавания, бокса, танцев, а есть автомобильные аналоги, надо только поискать.

3. Контраварийная подготовка по-домашнему

Хотите отвертеться от обучения вождению ребенка, и свалить все на автошколу? Неплохой вариант, если нужно выпустить на дорогу еще одного «чайника». По статистике, примерно две трети выпускников автошкол в первый год попадают в аварию. Как правило, происшествия без фатальных последствий, и происходят они по невнимательности. Не помните, как было с вами?

Проблема в том, что в автошколе ученик сосредоточен, его цель — сделать все без ошибок. В реальной жизни такой цели нет, зато есть мысли о том, как бы написать контрольную в институте, куда бы сходить вечером и как бы поскорее поделиться фоткой в инстаграмме.

Чтобы этого избежать, поездите с ребенком в машине на заднем сиденье. Только без комментариев о пойманных кочках, не очень плавных переключениях и чересчур резких торможениях. Пусть почувствует волю, расслабится и покажет, как он водит без шпионов в машине. Поговорите об ошибках дома и научите его, несмотря на камеры, парктроники и зеркала, крутить головой на 360 градусов. А еще нужно развить косоглазие, чтобы один глаз всегда смотрел на дорогу.

Расскажите о хитростях и тонкостях, которые знаете сами. Не надо думать, что 18-летний подросток будет ездить по правилам, лучше научите, как нарушать безопасно, и продемонстрируйте это на собственном опыте. Полно и других вещей, которым не учат в автошколе. Например, разворачиваться на ручнике, выходить из заноса, входить в него, буксовать, раскачивать машину, чтобы выбраться из грязи. Объясните, что такое аквапланирование, что будет, если в колесах разное давление, как тормозить на смешанном покрытии и так далее. Учите не за неделю, а постепенно.

С совсем маленьким сыграйте в игру. Пусть он называет все встречающиеся на дороге знаки и объясняет, что они значат. Это не только поможет запомнить их раз и навсегда, но и убьет скуку во время дальней поездки.

4. Нужна авария

Дело идет к тому, что скоро детям запретят играть в снежки без защитных очков и шлема на голове. В садике нельзя драться подушками, дома нельзя поднимать тяжелое, с также подходить к плите и утюгу. В секции бокса нельзя бить друг друга по-настоящему, а в дороге мы пристегиваем детей пятью ремнями на полноприводном «танке».

Такое оранжерейное воспитание приводит к тому, что дети понятия не имеют об опасности. Они гоняют по дорогам, отказываясь сбрасывать газ в поворотах, будучи уверенными, что электронные примочки заставят автомобиль вписаться в него. Но неизбежно приходит день, когда случается страшное.

На деле, ребенку просто необходимо попасть в контролируемую аварию. Расскажу, как это было со мной. Всего три минуты прошло у меня между тем, как папа разрешил мне как следует разогнаться на зимней ледяной дороге, и моим вылетом с нее. Если бы отец запретил мне ехать быстро, говоря, что лед коварная штука, я бы возненавидел его на клеточном уровне за то, что сначала он дает мне ключи от машины, а потом запрещает ехать на ней «с ветерком». И я бы не получил жесткого урока осторожности, а затем, когда на дороге были бы другие участники движения, попал бы в куда более страшную аварию.

Я считаю, что каждый человек, собирающийся стать водителем, должен попасть в аварию или ситуацию, потрясение от которой станет эффективной психологической системой регулирования скорости, пока водитель не достигнет зрелости и достаточного уровня опыта.

Научите своего ребенка входить в занос. Если ему удастся вырулить затем на прямую, у него есть способности, и нет причин отговаривать его от вождения машины. А если не получится, то это должно будет заставить его выйти из автомобиля и пройтись пешочком до ближайшей автобусной остановки. Или, в крайнем случае, быть аккуратнее. Сделайте это, возможно, так вы спасете жизнь не только своему ребенку.

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валерий Рашкин

Политик, депутат Госдумы РФ

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня