Авто

Нужен ли полный привод?

Что стоит за безграничной верой россиян в 4Х4

  
67702
Нужен ли полный привод?

Популярность кроссоверов растёт не только в России. Полный привод должен добавлять уверенности при движении в сложных условиях. Так ли это на самом деле?

Рецепт автомобильного счастья

Не будем в очередной раз сетовать на то, что Россия — страна не дорог, а направлений. Но сложных дорожных условий, в которых полный привод был бы предпочтительным, у нас - хоть отбавляй. Особенно зимой, когда коммунальные службы не всегда расторопны в деле ликвидаций последствий внезапных (?) снегопадов.

Сразу оговорюсь, что автор этой статьи на заре своей автомобильной жизни ездил сначала на доставшимся от деда ГАЗ-69, а потом на полноприводном праворульном (да ещё и с изменяющимся клиренсом) Toyota Sprinter Carib. Всё. После этого в моей водительской практике и личном владении полноприводных автомобилей не было.

И, наверное, не будет. По крайней мере, до тех пор, пока я не задамся целью покорять бездорожье или не поселюсь в такой глуши, где почти не чистят зимние дороги. Ибо абсолютно убеждён, что во всех остальных случаях полный привод не только добавляет 10−20% к расходу топлива, но и не даёт повода для периодической разминки мозга на предмет выбора оптимальных траекторий и режимов движения. К тому же полноприводный автомобиль изначально дороже. Есть, правда, ещё она сфера применения полного привода — это залихватская езда «веером» на аппаратах типа Subaru Impreza WRX или Mitsubishi Lancer Evo предыдущих поколений. Если внезапно разбогатею, то обязательно куплю подобный автомобиль исключительно для зимних любительских покатушек и гонок. Но мы сейчас не об этом.

Так сложилось, что на Руси вера в безусловную полезность полного привода приняла характер чуть ли не сектантский. Да ещё убеждённость в бОльшем престиже и солидности играет роль. Плюс повышенный дорожный просвет. Плюс «уверенность на скользком покрытии». Чем не рецепт абсолютного автомобильного счастья? Но что имеем на самом деле?

Все дело в муфте

А на самом деле подавляющее большинство представленных на рынке полноприводников являются таковыми с большой натяжкой. Ведь полный привод у них реализован посредством подключаемой электроникой (реже — гидравликой) муфтой. В обычных режимах движения такие автомобили имеют привод лишь на одну ось. И только при пробуксовке (иногда — на старте) подключается вторая ось. Технически и технологически реализовать такой «полный» привод относительно просто. Зато какое раздолье для маркетологов и рекламщиков! Что только не увидим в рекламе: «Интеллектуальный полный привод», «каждую секунду наша система анализирует характер сцепления каждого колеса с дорогой и подстраивается под него» и так далее.

Но вся эта уверенность пропадает уже после 10−15, а то и 5 минут движения по снежной целине или грязи. Нежная, оптимизированная экономистами и маркетологами муфта перегревается и размыкается. В итоге или ждём, когда она остынет, и предпринимаем следующее захватывающее 5-минутное «покорение» бездорожья, или отправляемся на поиски трактора.

Разговоры о якобы экономичности такого непостоянно работающего полного привода тоже мимо кассы. Так как все валы и приводы, даже будучи разомкнутыми муфтой относительно двигателя, продолжают крутиться от колёс и постоянно требуют на раскрутку своей массы лишнее топливо. А при замедлении своим моментом инерции добавляют нагрузку на тормозные колодки. Попутно расшатывая паразитными крутильными колебаниями всю трансмиссию и не только её.

Уверения о фантастической устойчивости и феноменальной управляемости так же, как говорится, сильно преувеличены. Да, в некоторых случаях полный привод отодвигает скоростную границу, после которой начинаются неприятности типа неконтролируемого заноса. Но сама эта граница становится резкой и часто неожиданной для водителя. Да и законам физики, действующим на полутора-двухтонную массу, почти без разницы — во всех четырёх пятнах контакта колёс с дорогой есть тяговое усилие, или только в двух.

Лет 10 назад, в покрытом изморозью от незамерзающего Енисея Красноярске, в местном «Ауди-Центре» долго смеялись и плакали по поводу клиента, который на следующий день после покупки самой навороченной на тот момент A6 привёз ее в состоянии «завязанной в узел». Системы пассивной безопасности Audi сработали хорошо, и отделавшийся только царапинами владелец этой груды металла битый час яростно грозился отдать под суд не только директора «Ауди-Центра», но и лично главу концерна VAG Фердинанда Пьеха. Из нечленораздельных обрывков фраз стало понятно, что якобы не сработали все хвалёные системы полного привода и курсовой устойчивости. Когда же попытались выяснить обстоятельства происшествия, то оказалось, что человек пытался пройти обледенелый вираж с ул. Карла Маркса на ул. Белинского (красноярцам — привет!) на скорости за 100 км/ч, искренне полагая, что полный привод и «антизанос» всё сделают «как надо». Хорошо, что хоть с набережной не свалился.

По тротуарам, по газонам

Вот и получается, что в современной городской реальности полезность полного привода реализуется, большей частью, только во время хамского объезда пробок по тротуарам и заваленным снегом газонам. В большинстве же жизненных ситуаций спасает хорошая зимняя резина и правильно выбранная тактика преодоления сложных участков.

Безусловно, конкретные погодно-дорожные условия в разных городах России могут сильно отличаться от улиц и дворов Москвы, или того же упомянутого малоснежного Красноярска или Владивостока. Во многих городах и весях полезность полного привода бывает реально востребована. Но когда я приехал в Новосибирск на моноприводном автомобиле с клиренсом 125 мм, то суровые сибирские мужики подняли меня на смех, мол, ставь машину на прикол до середины апреля. Не поставил. И ни разу не воспользовался посторонней помощью для извлечения автомобиля из непреодолимого снежно-ледового плена. Просто ни разу в него не попадал, заранее рассчитывая траекторию и режим движения. Даже низкую юбку бампера никоим образом не повредил.

Кстати, повальная убеждённость в необходимости полного привода в малоснежном Владивостоке обусловлена не только доступностью и многообразием полноприводных автомобилей с внутреннего рынка Японии. И не только сложным рельефом этого восточного форпоста России. Просто там не прижились шипованные шины из-за тотальной дешевизны б/у «липучек» из Японии, которые после 4−5 лет эксплуатации теряют свои свойства, попадают там на свалки, и после этого — к нам. Понятно, что на такой почти не цепляющейся за лёд/снег резине без полного привода на сопку не подняться. Вот и рождаются очередные полноприводные мифы.

Отбрасывая частные случаи реальной необходимости полного привода, резюмируем. Каждый решает для себя сам — или переплачивать за полный привод при покупке, а потом на каждой заправке, а также за более дорогие шины бОльшего размера и возможно более частый ремонт, или же довольствоваться зимой моноприводом, обутым в хорошие шины. Правда, во втором случае придётся гораздо чаще работать головой. Но разве это кому-либо когда-либо мешало?

Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валерий Рашкин

Политик, депутат Госдумы РФ

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня