Авто / Обзор рынка

Мировой авторынок: фавориты

Какие машины пользуются наибольшим спросом в разных странах?

  
4529
Мировой авторынок: фавориты

Российский автомобильный рынок окунулся в рецессию, а вот развитые страны прибавляют. Мы проанализировали: какие авто пользуются сегодня наибольшим спросом у покупателей США, Европы, Китая и России?

США

Американский рынок неспешно, но верно выползает из ямы, в которую провалился после кризиса 2008−2009 годов — тогда продажи автомобилей упали до 27-летнего минимума. Прошедший год стал пятым подряд, когда авторынок рос, в 2014 году прибавка составила 6% или 1 млн автомобилей.

Показательно и другое — впервые с 2003 года ТОП-3 заняли пикапы: новый Ford F-series, Chevrolet Silverado и RAM Pickup. Причем пикап «Форд» остается самой популярной машиной США — неизменно с 1982 года! Тем не менее, в кризис 2008—2009 года позиции пикапов в целом пошатнулись — американцы провозгласили курс на очищение автопарка от больших прожорливых машин. Но недолго музыка играла: едва экономика восстановилась, американцы взялись за старое.

Самым популярным легковым автомобилем в США уже почти двадцать лет остается Toyota Camry, которую преследует Honda Accord.

В целом, 2014-й год был весьма удачным для американского рынка, и 13 автомобильных брендов установили абсолютные рекорды продаж за все время присутствия в США.

Европа

Впервые за семь лет автомобильный рынок Европы вырос, причем положительная статистика наблюдается у всех топовых брендов. Самые популярные бренды — Volkswagen, Ford, Opel, Renault и Peugeot. Прошедший год стал позитивным и для лоу-кост бренда Dacia (в ЕС продается под маркой Renault), который сумел войти в ТОП-15.

Бессменным лидером продаж в Европе является Volkswagen Golf, за которым следуют Ford Fiesta, Renault Clio, VW Polo, Opel Corsa, Ford Focus, Peugeot 208. Примечательно, что ТОП-8 моделей Европы — это хетчи В- и С-классов. Популярнейший из кроссоверов Qashqai занимает 9 место, а самым востребованным автомобилем премиум-сегмента стал Audi A3.

Германия

Германия — крупнейший автомобильный рынок Евросоюза, но в последние годы этот рынок испытывал проблемы, показывая самые низкие темпы роста или даже падение объемов продаж. 2014 год стал относительно успешным: прирост +3%. Но даже с этим показателем немецкий рынок находится на 25-летнем минимуме.

Как и в остальной Европе, самой популярной моделью Германии является Volkswagen Golf, однако на домашнем поле его преимущество просто разгромное: ближайший конкурент продается в 3,5 раза хуже. Golf лидирует в Германии с 1981 года. Интересно, что второе и третье места также занимают «Фольксвагены» — Passat и Polo, на четвертом месте Audi A3 (тоже концерн VAG), на пятом — Volkswagen Tiguan. Впервые в истории страны концерн VAG оккупировал пять топ-спотов на родном рынке.

Немцы вообще большие патриоты. Единственная модель в ТОП-10, которая не несет немецкого бренда — Skoda Octavia. Однако марка Skoda тоже входит в концерн VAG, поэтому ее «иностранность» под большим вопросом.

Китай

Именно Китай, а не США, является крупнейшим автомобильным рынком мира: так, в декабре 2014-го здесь реализовали 2,4 млн машин, что лишь на доли процента ниже, чем годовые продажи автомобилей в России. Несмотря на прогнозы аналитиков, рынок Китая продолжает расти.

Здесь традиционно лидируют автомобили-полукровки, выпускаемые совместными предприятиями. Международные концерны для производства машин на территории Китая обязаны входить в альянс с одним из местных производителей, который, к тому же, должен иметь большинство акций в совместном предприятии. Поэтому на рынке Китая сильны позиции местных Ford Focus, Nissan Sylphy, VW Lavida, Toyota Corolla, Chevrolet Sail и Cruze. А самым популярным автомобилем является микроавтобус Wuling Hongguang, построенный совместно с General Motors. Кстати, лидирование микроавтобуса в национальном рейтинге — крайне редкое явление в мире автопрома. Хорошие позиции также у другого GM-овского микроавтобуса — Baojun 730.

Однако в последние годы наметилась новая тенденция: увеличивается спрос на продукцию «чисто китайских» компаний. Скажем, по итогам последних месяцев в ТОП-10 попал новый Haval H6. Бренд Haval входит в состав компании Great Wall.

Россия

В 2014 году продажи в нашей стране падали, причем тенденция наметилась еще в конце 2013 года. Тогда это связывали с постепенным насыщением рынка. Однако уже во втором полугодии темп падения ускорился, и многие эксперты связали это с негативными ожиданиями россиян относительно будущих доходов. Антирекордным месяцем стал август, когда продажи снизились более чем на четверть относительно августа 2013 года.

Осенью начала действовать программа утилизация, а с октября спрос стал лавинообразно нарастать, достигнув рекордных уровней в декабре. Причина — ожидание скорого и существенного подорожания машин из-за роста курсов валют (прогноз в целом оправдался).

Поэтому итоги года несколько приукрашены горячим декабрем: рынок России снизился на 10,3%, остановившись на отметке 2,491 млн автомобилей. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозирует дальнейшее снижение российского рынка в 2015 году на четверть — до 1,89 млн автомобилей.

Тройка брендов-лидеров по итогам 2014 года — Lada, Kia, Renault, причем отечественный бренд лидирует практически с двукратным отрывом. Также в лидерах Hyundai, Nissan, Toyota, Volkswagen, Chevrolet.

В отличие от других крупных стран, в России залогом успеха является наличие в модельном ряду бюджетных машин. В ТОП-10 моделей российского рынка — сплошные лоу-костеры: Granta, Solaris, Rio, Duster, Niva, Polo, Logan, Kalina, Priora и Datsun on-Do. Лучший из небюджетных авто — кроссовер Toyota RAV4 — на 11 месте. С подробным рейтингом можно познакомиться на сайте АЕБ.

Прогноз на будущее в России прост. Недорогие модели приобретут еще большую значимость в 2015 году, поскольку имеют высокую локализацию и в меньшей степени зависят от курсов валют. Наоборот, снизят продажи или даже уйдут с рынка бренды, ориентированные в основном на импорт.

Фото: imago stock&people/ Globallookpress

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня