Авто / Обзор рынка

Мировой авторынок: фавориты

Какие машины пользуются наибольшим спросом в разных странах?

  
4536
Мировой авторынок: фавориты

Российский автомобильный рынок окунулся в рецессию, а вот развитые страны прибавляют. Мы проанализировали: какие авто пользуются сегодня наибольшим спросом у покупателей США, Европы, Китая и России?

США

Американский рынок неспешно, но верно выползает из ямы, в которую провалился после кризиса 2008−2009 годов — тогда продажи автомобилей упали до 27-летнего минимума. Прошедший год стал пятым подряд, когда авторынок рос, в 2014 году прибавка составила 6% или 1 млн автомобилей.

Показательно и другое — впервые с 2003 года ТОП-3 заняли пикапы: новый Ford F-series, Chevrolet Silverado и RAM Pickup. Причем пикап «Форд» остается самой популярной машиной США — неизменно с 1982 года! Тем не менее, в кризис 2008—2009 года позиции пикапов в целом пошатнулись — американцы провозгласили курс на очищение автопарка от больших прожорливых машин. Но недолго музыка играла: едва экономика восстановилась, американцы взялись за старое.

Самым популярным легковым автомобилем в США уже почти двадцать лет остается Toyota Camry, которую преследует Honda Accord.

В целом, 2014-й год был весьма удачным для американского рынка, и 13 автомобильных брендов установили абсолютные рекорды продаж за все время присутствия в США.

Европа

Впервые за семь лет автомобильный рынок Европы вырос, причем положительная статистика наблюдается у всех топовых брендов. Самые популярные бренды — Volkswagen, Ford, Opel, Renault и Peugeot. Прошедший год стал позитивным и для лоу-кост бренда Dacia (в ЕС продается под маркой Renault), который сумел войти в ТОП-15.

Бессменным лидером продаж в Европе является Volkswagen Golf, за которым следуют Ford Fiesta, Renault Clio, VW Polo, Opel Corsa, Ford Focus, Peugeot 208. Примечательно, что ТОП-8 моделей Европы — это хетчи В- и С-классов. Популярнейший из кроссоверов Qashqai занимает 9 место, а самым востребованным автомобилем премиум-сегмента стал Audi A3.

Германия

Германия — крупнейший автомобильный рынок Евросоюза, но в последние годы этот рынок испытывал проблемы, показывая самые низкие темпы роста или даже падение объемов продаж. 2014 год стал относительно успешным: прирост +3%. Но даже с этим показателем немецкий рынок находится на 25-летнем минимуме.

Как и в остальной Европе, самой популярной моделью Германии является Volkswagen Golf, однако на домашнем поле его преимущество просто разгромное: ближайший конкурент продается в 3,5 раза хуже. Golf лидирует в Германии с 1981 года. Интересно, что второе и третье места также занимают «Фольксвагены» — Passat и Polo, на четвертом месте Audi A3 (тоже концерн VAG), на пятом — Volkswagen Tiguan. Впервые в истории страны концерн VAG оккупировал пять топ-спотов на родном рынке.

Немцы вообще большие патриоты. Единственная модель в ТОП-10, которая не несет немецкого бренда — Skoda Octavia. Однако марка Skoda тоже входит в концерн VAG, поэтому ее «иностранность» под большим вопросом.

Китай

Именно Китай, а не США, является крупнейшим автомобильным рынком мира: так, в декабре 2014-го здесь реализовали 2,4 млн машин, что лишь на доли процента ниже, чем годовые продажи автомобилей в России. Несмотря на прогнозы аналитиков, рынок Китая продолжает расти.

Здесь традиционно лидируют автомобили-полукровки, выпускаемые совместными предприятиями. Международные концерны для производства машин на территории Китая обязаны входить в альянс с одним из местных производителей, который, к тому же, должен иметь большинство акций в совместном предприятии. Поэтому на рынке Китая сильны позиции местных Ford Focus, Nissan Sylphy, VW Lavida, Toyota Corolla, Chevrolet Sail и Cruze. А самым популярным автомобилем является микроавтобус Wuling Hongguang, построенный совместно с General Motors. Кстати, лидирование микроавтобуса в национальном рейтинге — крайне редкое явление в мире автопрома. Хорошие позиции также у другого GM-овского микроавтобуса — Baojun 730.

Однако в последние годы наметилась новая тенденция: увеличивается спрос на продукцию «чисто китайских» компаний. Скажем, по итогам последних месяцев в ТОП-10 попал новый Haval H6. Бренд Haval входит в состав компании Great Wall.

Россия

В 2014 году продажи в нашей стране падали, причем тенденция наметилась еще в конце 2013 года. Тогда это связывали с постепенным насыщением рынка. Однако уже во втором полугодии темп падения ускорился, и многие эксперты связали это с негативными ожиданиями россиян относительно будущих доходов. Антирекордным месяцем стал август, когда продажи снизились более чем на четверть относительно августа 2013 года.

Осенью начала действовать программа утилизация, а с октября спрос стал лавинообразно нарастать, достигнув рекордных уровней в декабре. Причина — ожидание скорого и существенного подорожания машин из-за роста курсов валют (прогноз в целом оправдался).

Поэтому итоги года несколько приукрашены горячим декабрем: рынок России снизился на 10,3%, остановившись на отметке 2,491 млн автомобилей. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозирует дальнейшее снижение российского рынка в 2015 году на четверть — до 1,89 млн автомобилей.

Тройка брендов-лидеров по итогам 2014 года — Lada, Kia, Renault, причем отечественный бренд лидирует практически с двукратным отрывом. Также в лидерах Hyundai, Nissan, Toyota, Volkswagen, Chevrolet.

В отличие от других крупных стран, в России залогом успеха является наличие в модельном ряду бюджетных машин. В ТОП-10 моделей российского рынка — сплошные лоу-костеры: Granta, Solaris, Rio, Duster, Niva, Polo, Logan, Kalina, Priora и Datsun on-Do. Лучший из небюджетных авто — кроссовер Toyota RAV4 — на 11 месте. С подробным рейтингом можно познакомиться на сайте АЕБ.

Прогноз на будущее в России прост. Недорогие модели приобретут еще большую значимость в 2015 году, поскольку имеют высокую локализацию и в меньшей степени зависят от курсов валют. Наоборот, снизят продажи или даже уйдут с рынка бренды, ориентированные в основном на импорт.

Фото: imago stock&people/ Globallookpress

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня