Авто / Правовым курсом

Платные парковки: «за» и «против»

Разбираемся с одним из способов борьбы с пробками

  
2158
Платные парковки: «за» и «против»

Платные парковки уже стали реальностью не только в Москве, но и в некоторых других крупных городах России. Но эффект от их введения более-менее очевиден только в столице. Почему?

В мире

Платные парковки уже давно используются во многих мегаполисах мира. Они «убивают двух зайцев». Во-первых, многочисленным офисным (и не только) работникам становится накладно оставлять свои автомобили на притротуарных парковках на целый рабочий день. Соответственно — они не создают утренний и вечерний трафик на так называемых вылетных магистралях, соединяющих жилые окрестности с «рабочим» центром. Чем освобождают эти магистрали от глухих пробок, мешающих тем, кому действительно жизненно важно перемещение именно на автомобиле. Ну а, во-вторых, пополняется казна города.

Но во всём мире платные парковки — это только одно звено в длинной цепи процесса борьбы с пробками. Прежде всего, должен быть развит общественный транспорт, особенно — метро или другие его аналоги, не использующие дороги общего пользования. В этом плане очень показателен, к примеру, Мюнхен.

Этот немецкий город при населении в полтора миллиона человек имеет метро (и сеть «подземных» электричек S-Bahn), которое по количеству линий и станций всего в 2 раза уступает Москве (где населения почти в 10 раз больше). Автомобильных пробок в Мюнхене практически нет. Но есть узкие улочки старого города и платные парковки. Житель Мюнхена, который живёт на окраине и работает в центре, совершенно спокойно пользуется общественным транспортом, который быстро доставит жизнерадостного бюргера в любую точку города и даже многочисленных пригородов. И ему совершенно не обязателен автомобиль. Дополняют картину многочисленные велосипедные дорожки и велопарковки, которые, благодаря климату Южной Германии, используются многочисленными велосипедистами круглогодично.

Похожая ситуация в Нью-Йорке, городе с запредельной ценой за платные парковки. Более того — все въезды в Нью-Йорк платные! Но с особенностями. Например, пересечь George Washington Bridge, который соединяет Нью-Джерси и остров Манхэттен, можно и бесплатно, но только в определённое время, и если у тебя в машине сидит ещё двое или более пассажиров. Зато, опять же, очень развит и общественный транспорт, и пригородное сообщение. Многие жители Нью-Йорка вообще не имеют автомобиль из-за совершенно очевидной невыгодности такого владения.

При этом многие платные парковки в воскресенье — бесплатные. А в небольших городах США они бесплатные и в будни, но в нерабочее время — рано утром, вечером и ночью. Встречаются и вовсе «непонятные» вещи — в Вашингтоне можно найти бесплатное парковочное место в радиусе 500−700 метров от Капитолия! Но при внимательном изучении вопроса всё становится ясно — в этом районе практически нет офисов и здесь очень небольшой трафик. Поэтому и надобность в его ограничении путём платных парковок отсутствует. Ну и общественный транспорт, опять же. Метро в Вашингтоне не очень разветвлённое, но размером с наше питерское. Только в Питере народу в 10 раз больше.

Принципиально иная ситуация, к примеру, в Лос-Анджелесе или Атланте, где общественный транспорт развит очень плохо. Зато имеется огромное количество дорог, магистралей, развязок, эстакад и так далее. И всё это дорожное хозяйство более-менее справляется с гигантским трафиком. Но не всегда. Автор этой статьи попадал в глухие пробки в обоих этих городах.

Интересен также опыт Финляндии, где распространены так называемые «парковочные часы» (см. фото). С этой штуковиной во многих местах можно парковаться совершенно бесплатно, но недолго — обычно не более 2-х часов, которые как раз и выставляются на часах. Простоял больше, или смухлевал с часами — неминуемый и ощутимый штраф.



В Москве

Я, как житель центра Москвы и обладатель резидентного разрешения на бесплатную парковку, которое действует во всём моём районе, со всей ответственностью заявляю: платные парковки в Москве — это благо. Но даже если бы я не жил в центре и не имел такого волшебного разрешения, то моё бы мнение не изменилось. Потому что вот уже больше года по Москве, особенно по центру, ездить можно. И даже почти везде без глухих пробок.

Я даже позволял себе мотаться на машине из центра в ближайший строительный гипермаркет в начале шоссе Энтузиастов, когда во время ремонта в квартире нужно было срочно что-то докупить. И делал это в будние дни и в районе 7−8 часов вечера! Можно ли было себе представить такое в 2013 году?

С другой стороны, я стал больше ездить на метро, оставляя машину во дворе. Но иногда пользуюсь и автомобилем, особенно, если предполагаемая стоянка в центре будет недолгой. И я почти всегда уверен, что найду свободное парковочное место. А поминутная оплата короткой парковки через мобильное приложение практически никак не сказывается на семейном бюджете. По воскресеньям и праздничным дням парковки бесплатные. Но, по моему скромному и дилетантскому мнению, можно было разрешить бесплатно парковаться ещё и по субботам, а также во все дни в промежутке от 20:00 до 8:00.

Появились, правда, и негативные моменты. У одной моей знакомой с автомобиля скрутили номерной знак. Но не для последующего «выкупа», как это было «популярно» некоторое время назад. Девушка изготовила дубликат и продолжала спокойно ездить. Но через некоторое время ей начали приходить штрафные квитанции за неоплаченную парковку. На сопроводительных фото номер её, и машина такая же! Не знаю — как она выкручивалась, но тенденция нехорошая.

В Новосибирске

А вот в почти двухмиллионной самозваной «столице Сибири» платные парковки вводить явно преждевременно. Да, там есть метро. Но эти полторы линии практически не заходят в большие спальные районы на окраинах. А наземный общественный транспорт развит отвратительно. Как людям добираться до работы? Нужно или протягивать дальше метро, или строить многополосные вылетные магистрали с выделенными полосами для автобусов и троллейбусов. А денег на это, как обычно, нет. Зато есть на фактически не работающую «автоматизированную систему управления движением». Но это уже другая история, которой, наверное, займутся правоохранительные органы.

Примерно такая же ситуация во многих других российских «миллионниках», где уже начали следовать московским парковочным трендам. Наверное, более-менее оправданы будут платные парковки в Санкт-Петербурге. Но с куцым питерским метро и с узкими улочками центра, где сложно организовать те же полосы для общественного транспорта… Последствия, связанные с ухудшением транспортной доступности, пока не совсем понятны.

Ещё один способ разгрузки центров больших городов — это вынос офисов на периферию. Центр должен оставаться культурно-досуговым, а не рабочим. Но пока такие грандиозные инфраструктурные задачи нашим муниципальным властям, похоже, не по зубам.

Фото: Владимир Песня/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня