Ночью любого автомобилиста подстерегает уйма неприятностей и опасностей. Постараемся разобраться, какие типичные ошибки, которые могут стать причиной ДТП, совершают водители в темное время суток.
Ночью как днем
Самую серьезную опасность для водителя представляет не столько глухая ночь, сколько сумеречные часы перед рассветом или закатом. Именно в эти промежутки времени происходит больше всего аварий.
Дело в том, что в сумерках автомобилист зачастую не может правильно оценить обстановку, поскольку становится жертвой оптического обмана. У него создается впечатление, что видимость вполне сносная, а на деле это далеко не так. Кроме этого, именно в предрассветные или предзакатные часы заметно снижается эффективность фар, что только усугубляет проблему недостаточной видимости.
Чтобы не случилось беды, не следует пренебрегать прописным истинам: придерживаться скоростного режима, а дистанцию до впереди идущей машины немного увеличить. Ну и конечно, внимательно следить за ситуацией на дороге.
Дистанция
К сожалению, зрение у людей не кошачье, поэтому в темное время суток проку от него гораздо меньше, чем днем. Виной тому снижающийся периферический обзор и слабое восприятие цветовой гаммы. К тому же замедляется и скорость реакции водителя.
Поэтому, как только стало темнеть, скорость необходимо снизить, а дистанцию, соответственно, увеличить — ведь точное расстояние до впереди идущего авто оценить сложно.
Все это напрямую относиться и к встречным автомобилям. Разъезжаться с ними нужно с запасом. Ведь «встречка» может везти за собой какой-нибудь груз, который ночью не видно, а ширина невидимого в темноте грузовика может оказаться больше ожидаемой.
«Дальнобойные» фары
О пользе и вреде дальнего света известно любому, кто хоть раз отправлялся в ночное путешествие. Чем дальше светят фары, чем большую площадь дороги они освещают, тем удобнее и лучше.
И все бы хорошо, если бы не одно «но». Дальним светом нужно уметь правильно пользоваться, и не забывать о его существовании. А не просто включить режим «дальнобойности» и мчаться навстречу приключениям.
Мощный пучок света ослепляет водителя, как встречной, так и впереди идущей машины. Это значит, что на некоторое время он перестанет видеть дорогу. И если автомобилист неопытен, то запросто может улететь на обочину или выскочить на полосу встречного движения. Последнее, как часто бывает, может привести к лобовому столкновению — либо с любителем дальнего света, либо с автомобилем, который ехал за ним.
Поэтому, едва показался встречный автомобиль, дальний свет тут же необходимо переключить на ближний. Если «встречка» не поступила аналогично, следует прижаться к обочине и смотреть туда же. Полезно при этом еще и зажмурить один глаз: в этом случае после разъезда он гарантированно останется «рабочим», и будет нормально видеть в темноте.
Ну а про себя (или вслух, кому как удобно) можно пожелать встречному водителю «счастливого пути».
Если с дальнего на ближний не переключается автомобиль, который едет за вами, не реагируя при этом на просьбы с помощью стоп-сигналов, то такого водителя безопасней пропустить вперед. И в такой ситуации в зеркала заднего вида лучше не смотреть несколько секунд.
Помните, что во время обгона переключаться на дальний нужно в тот момент, когда вы поравнялись с обгоняемым авто. Это необходимо для лучшего освещения дороги.
Соответственно, если пошли на обгон вашего автомобиля, включайте ближний, когда вы сравняетесь.
А еще помните, что серьезную опасность представляют подъемы. Вероятность быть ослепленным встречным автомобилем в этом случае существенно возрастает.
Объятия Морфея
Если во время ночного вояжа сильно захотелось спать, бороться с чарами Морфея бессмысленно. Кофе или энергетики хотя и дают кратковременный эффект, но наблюдательность и реакцию заметно снижают.
Не помогут и похлопывания по щекам, и пощипывания «себя любимого» за разные места. Сигаретный дым, которым можно наполнить салон, будет лишь «кусать» глаза, отвлекая от дороги.
Считается, что ночью полезно держать под языком дольку лимона. Якобы в период Второй мировой так поступали пилоты ночных бомбардировщиков, чтобы улучшить зрение.
Но лучше не экспериментировать, а остановиться в безопасном месте, — например, на заправке либо возле поста ДПС, — завести будильник и «отрубиться» на 15−20 минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы организм «подпитался» на пару-тройку часов. Да, поначалу после такого сна водитель может чувствовать себя разбитым, но это ощущение быстро проходит.
Чистота — залог безопасности
На грязные фары в светлое время суток мало кто обратит внимание. Ну не будешь в непогоду через каждые пятьсот метров останавливаться и протирать их тряпочкой! Да и не приведут заляпанные грязью передние и задние огни днем к аварии.
А вот ночью ситуация кардинально меняется. Из-за грязи фары освещают дорогу гораздо хуже, что чревато самыми неприятными последствиями.
Когда-то давно на Volvo и некоторых других иномарках ставили очень полезное приспособление — дворники для фар. Но потом, из-за ужесточившихся требований к безопасности пешеходов в случае ДТП, от них отказались.
А ведь польза от дворников действительно была. Конечно, сейчас большинство машин оснащены специальными омывателями, но их эффективность в разы хуже. По большому счету, они лишь расходуют жидкость из бачка, а фары светят лучше на самую малость. Поэтому время от времени все равно приходится останавливаться и протирать их самостоятельно. Причем делать это нужно сразу, как только пучок света стал слабеть.
Нельзя забывать и о задних огнях. Ведь если они плотно запачканы грязью, то водитель авто, которое едет следом, может и не сориентироваться. Поэтому опасность получить внезапный удар ночью сзади вполне реальная.
Фото: Vadim Zholobov/ ТАСС