Авто

«Ключевая» эволюция

От «кривого стартера» до мобильного приложения

  
2655
«Ключевая» эволюция

Вроде не так давно мужики заводили в мороз свои «девятки» с помощью «кривого стартера», а теперь бесключевым доступом никого не удивишь. Плюс на пороге мобильные приложения для запуска машин. Наш рассказ — об эволюции ключа зажигания.

«Кривой стартер»

Чтобы запустить автомобиль в конце XIX — начале XX века жизненно необходим был «кривой стартер». Это ручка, которую вставляли в пазы передней части коленвала. Крутить ее, понятное дело, приходилось вручную. А от «заводилы» требовались опыт и интуиция. Если с последними двумя пунктами все было в порядке, водитель по усилию на «палке» мог определить местоположение поршней. Поэтому ручку резко дергал именно в момент такта сжатия.

А вот неопытным приходилось туго. Если их попытки запуска мотора оказывались успешными, рычаг запросто мог ударить так, что ломались пальцы.

Понимая неудобства и небезопасность «кривого стартера» о его замене задумались, едва машины пошли в массовое производство.

Еще в 1899 году увидел свет прототип современного электрического стартера. А спустя 15 лет Cadillac Model Thirty стал автомобилем-пионером в истории, который не нужно было «раскручивать». Через 6 лет электростартером обзавелся и легендарный Ford Model T.

Но «кривой стартер» применялся еще долго. Он был запасным на случай неожиданной разрядки аккумулятора. Надолго рычаг прижился на отечественных авто — окончательно убрали его только в середине 1990-х.

Обычный ключ

Появление электростартера привело к тому, что запуск двигателя автомобиля стал возможен с помощью самого обыкновенного ключа.

Его видоизменения до начала 1990-х годов прошлого века сводились, в основном, к усовершенствованиям бороздок и зубцов. Делалось это с одной целью — защиты от «несанкционированного доступа».

Классические модели «Жигулей», например, снабжались сразу двумя ключами. Первый нужен был для запуска мотора, второй открывал двери и багажник. Впрочем, избавиться от этого неудобства оказалось просто — достаточно было поставить самую простую и дешевую «противоугонку».

Чип-ключ

В 1990-х «банк» сорвали штатные иммобилайзеры, которые предотвращали запуск мотора без ключа. Рядом с зажиганием находилась специальная точка (метка), реагирующая на сигнал «своего» транспондера. Транспондер же внедрялся непосредственно в головку ключа зажигания.

Были и такие иммобилайзеры, которые можно было разблокировать только с помощью соответствующей кнопки на ключе. Работало устройство по принципу сигнализации. Но эти «прибамбасы» очень быстро проиграли войну автоматике.

Бесключевой доступ

Лет 10−12 назад привычный замок зажигания все чаще стала вытеснять кнопка START. А сегодня нужным и востребованным классический замок остается разве что в бюджетных моделях.

У ключей, работающих в паре с кнопкой, уже нет лезвия. По сути, они играют роль транспондера. Различия с чип-ключами незначительные. Разве что радиус действия заметно возрос. Поэтому доставать из кармана ключ уже не имеет смысла. Датчик в авто поймает сигнал и откроет двери. Соответственно, как только сигнал пропадет, он их заблокирует. Правда, есть некоторые модели, где ключ нужно вставить в специальный слот. Но такие авто встречаются редко.

Чип-ключ «заточен» строго под конкретный автомобиль. Поэтому если он будет потерян, нужно приобретать новый чип, «перепрошивать» его для конкретной машины, а затем «вписывать» в бортовой компьютер. А если речь идет, например, о BMW или Audi, все эти процедуры можно сделать только у официального дилера. И стоят они неслабо.

Выкидной ключ

Эта конструкция стала популярна в начале нулевых. Особенно она прельщала молодых водителей, которым нравилась ассоциация с выкидным ножом, и в памяти которых еще не стерлись воспоминания о минувшем лихом десятилетии.

Сейчас «выкидухи» наиболее распространены в бюджетном сегменте. Их конструкция удобна тем, что спрятанное лезвие ключа не порвет карман и не поцарапает телефон. Да и места занимает меньше.

Специально для любителей выкидных ключей множество Интернет-магазинов продают пустые корпусы с заготовкой лезвия. Прикупив такую заготовку, останется лишь обратиться в мастерскую по изготовлению ключей, где с помощью копировального станка на заготовке нарежут нужные бороздки и зубцы, используя в качестве модели стандартный ключ. Останется лишь аккуратно переставить электронику из старого корпуса в новый.

Ключ-смартфон

Развитие технологий приближается к тому, что скоро при покупке автомобиля вместо выдачи ключей будут закачивать специальное приложение на смартфон. Оно самостоятельно откроет двери, запустит двигатель, определит местоположение машины и так далее.

Сейчас такие приложения не доведены до совершенства, но это — вопрос времени. Но даже если предположить, что мобильные приложения станут массовыми, обычный ключ зажигания в разных своих ипостасях вряд ли сойдет с арены. Может, он уже и не будет игроком основного состава, но ближайшего резерва — точно. Ведь люди, особенно в нашей стране, пока не слишком доверяют «компьютерным штукам».

Смартфон элементарно могут украсть. Его можно потерять или утопить. И что тогда? Скачивать новое приложение с официального сайта или обращаться к дилеру? Да и слишком молодо еще то поколение, которое видело своими глазами — пусть и детскими — как отец (дед, дядя) заводили машины с помощью «палки».

Фото: YAY/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вадим Кумин

Политик, кандидат экономических наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня