Авто / Эволюция авто

Самые «неправильные» моторы

Нестандартные ДВС — от начала автомобилестроения до наших дней

  
11172
Самые «неправильные» моторы
Фото: Zuma/TASS

Сегодня техническая «начинка» подавляющего числа автомобилей схожа между собой. А силовые агрегаты, которые некогда казались необычными (например, оппозитные Porsche), таковыми уже не являются. Но есть моторы, которым суждено было попасть в категорию «авангард», и остаться там.

Silent Knight

В начале XX века американец Чарльз Найт собрал и удачно испытал единственный в своем роде четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. В нем вместо клапанов газораспределение контролировали подвижные гильзы, находящиеся в рабочем цилиндре. В каждой из пары гильз с одной стороны находилось «окошко». При движении «окошки» совпадали с впускным или выпускным отверстием в цилиндре. Гильзы приводили в движение кривошипно-шатунный механизм, а также газораспределительный эксцентриковый вал.

В 1906 году Найт показал свой автомобиль Silent Knight с 4-цилиндровым бесклапанным двигателем (40 л.с.) на Чикагском автошоу. Хотя его детище и было гораздо тише, чем остальные «самобеглые коляски», покупатели им интересовались слабо. Зато в автомобильной индустрии мотор вызвал неподдельный интерес. И вскоре в Европе, да и в самой Америке стали появляться подражатели Найта.

Силовыми агрегатами с гильзовым газораспределением оснащались машины таких фирм, как Mercedes, Willys, Daimler, Peugeot.

Однако технический прогресс поставил крест на «гильзе» Найта. Традиционные системы газораспределения совершенствовались, в то время как проблемы двигателя Найта оставались прежними: слабая герметичность цилиндров, чрезмерный расход масла, плохая приработка поршневых колец и внутренней гильзы. В итоге, такие моторы были вытеснены из производства.

Wankel Rotary

В 1957 году Вальтер Фройде и Феликс Ванкель разработали новый силовой агрегат — роторный двигатель внутреннего сгорания. Его особенность в том, что в нем применялся трехгранный ротор (поршень), который вращался внутри овального цилиндра (его профиль специально подогнан под грани).

Преимуществ у такого ДВС предостаточно: низкий уровень вибрации, высокие динамические характеристики — например, на низкой передаче можно разогнать автомобиль до «сотни» без вреда для мотора. К тому же, габариты силового агрегата существенно меньше, чем у традиционного четырехтактного двигателя. Ну и, конечно, меньшее количество деталей.

Правда, минусов тоже хватало. Тут склонность к перегреву, и очень высокие требования к геометрической точности деталей, плюс неэкономичность.

Первым автомобилем с таким мотором стал немецкий спорткар NSU Spider. А последним — Mazda RX-8. Кстати, серийным и мелкосерийным производством роторно-поршневых силовых агрегатов занимались лишь в Японии (Mazda) и СССР (ВАЗ).

Panhard Flat-Twin

Французская фирма Panhard (влилась в состав «Ситроена» в 1965 году) сумела оставить след в истории силовых агрегатов благодаря необычному подходу. Ее моторы с алюминиевыми блоками отличались интересной конструкцией — блок и головка блока цилиндров представляли единое целое (достигалось благодаря сварке).

Рабочий объем моторов варьировал от 0,61до 0,85 литра, мощность — от 42 до 60 «лошадок». Машины, оснащенными такими двигателями, участвовали в гонках Le Mans. Более того, однажды автомобиль с таким ДВС сумел прийти к финишу первым.

Кстати, одна из моделей Panhard Dyna Junior (выпускалась с 1952 по 1956 годы) «снялась» в комедии «Апрельская рыбка», где сыграл Луи де Фюнес.

Commer TS3

Этот силовой агрегат с рабочим объемом 3,3-литра предназначался для грузовиков и автобусов Commer. Дизельный мотор отличался тем, что был оппозитно-поршневым, трехцилиндровым, наддувным и двухтактным. В каждом из цилиндров располагалось по два поршня, расположенных параллельно друг другу.

Gobron-Brillié Opposed Piston

Именно этот силовой агрегат вдохновил будущих создателей вышеупомянутого Commer TS3.

Его главная особенность — расположение поршней. Их ставили в два ряда один напротив другого в общих цилиндрах таким образом, что поршни каждого цилиндра движутся навстречу друг другу и образуют общую камеру сгорания. Коленвалы были механически синхронизированы.

Линейка таких моторов была длинной. Начиналась она с 2,3-литровой «двойки», а заканчивалась «шестеркой» с рабочим объемом 11,4-литра. Имелась и топовая версия для гонок — 13,5-литров. Как раз на автомобиле с таким мотором в 1904 году Луи Риголи сумел достичь фантастической для того времени скорости — 160 км/ч. Таким образом был преодолен скоростной рубеж в 100 миль.

Cizeta-Moroder Cizeta V16T

В начале 1991 году был запущен в производство итальянский суперкар Cizeta-Moroder. Его главной «фишкой» был двигатель — 6,0-литров, V16, 560 «лошадок».

Интересно, что, по сути, автомобиль оснащался не одним мотором V16, а двумя V8, соединенными между собой — для них применили единый блок и центральный ГРМ. Автомобиль продержался до 1995 года. Изначально предполагалось, что ежегодно будет выпускаться по 40 машин, но потом план урезали до 10. Однако за четыре года производства к новым владельцам отправилось лишь два десятка суперкаров.

Bugatti Veyron W-16

Мотор этого автомобиля является одним из самых «крутых» в истории. Только представьте: рабочий объем 8,0-литров, W-16, более 1000 «лошадок»! У этого силового агрегата 64 клапана, 4 турбонагнетателя, а крутящий момент составляет 1250 Нм при 2200 — 5500 оборотах в минуту.

На деле, этот мотор состоит из нескольких двигателей, и вряд ли что-то подобное еще когда-либо появится. Поэтому Bugatti Veyron как был, так и остается единственным автомобилем, на который ставится этот силовой агрегат.

Мотор способен разогнать автомобиль до «сотни» всего за 2,5 секунды. При этом максимальная скорость составляет 407 км/ч. Ну а расход топлива в городском цикле составляет более 40 литров на 100 км.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня