Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Эволюция авто
6 июня 2016 08:32

«Солдаты» ЗАЗа и ЛуАЗа

Вспоминаем военные разработки советских автозаводов

31932

Начиная с 1960-х годов Запорожский автомобильный завод начал работу над армейским транспортером переднего края (ТПК). А спустя несколько лет почин поддержал другой автозавод Украины — Луцкий. Так появились ЗАЗ-967 и несколько вариаций ЛуАЗа-967.

ЗАЗ-967

Первоначально — в середине 1950-х — за армейский транспортер переднего края взялись на московском НАМИ. Но в 1962 году наработки были переданы запорожским коллегам, которым предстояло довести проект до ума. Этим делом занялся конструкторско-экспериментальный отдел украинского завода «Коммунар».

Поначалу конструкторы пытались унифицировать армейское транспортное средство с серийными ЗАЗами. Но в итоге в основу ТПК легла новая конструкция, от которой «плясали» дальше. Поменяли конструкторы и моторы, установив верхнеклапанные V4, которые охлаждались воздухом, добавили блокировку дифференциала.

В первый год работы транспортеры отличались барабанной лебедкой, двумя глушителями по бокам капота, выемками специальной формы под фары и «запаской» на заднем борту (он был откидным). Управлять машиной можно было не только в сидячем положении, но и лежа.

Заметные изменения произошли в 1964 году. У машины сузилась «мордашка», а глушитель, спрятанный в кожух, «поселился» рядом с лебедкой. Постепенно ЗАЗ-967 начал походить на полноценный ТПК.

Вскоре изменения затронули и техническую начинку. Так, поначалу авто комплектовали двигателями МеМЗ-966, выдающими чуть более 22 «лошадок», а также синхронизированной 4-ступенчатой «механикой». Из «плюшек» предлагались возможность отключения привода задней оси, независимая торсионная подвеска и колесные редукторы. Но в 1965 году произошла смена моторов на более мощные, способные выдать около 27 л.с.

Предсерийные и опытные образцы могли похвастаться цельнометаллической платформой с бортами и парой специальных трапов. Если возникала необходимость, их поднимали, создавая ограждения для носилок. Был и другой вариант, по которому они становились спинками «сидушек».

На ЗАЗе-967 также провели ряд экспериментов, как лучше перевозить раненых. В них было задействовано четыре варианта машины. На одной имелись боковые носилки, прикрепленные поверх кузова. На другой попробовали вариант с подстилками на полу. Был также вариант со специальным прицепом, но с ним сильно страдала маневренность. Эти эксперименты закончили в 1967 году.

ЛуАЗ-967

В 1968 году эстафету у запорожских коллег приняли луцкие конструкторы. Они наладили серийный выпуск ТПК ЛуАЗ-967, который, по сути, оставался ЗАЗ-967. Как только стартовало производство, транспортник приняли в армейские ряды. Главными его задачами стала перевозка раненых, а также командного состава. При необходимости ТПК мог «служить» в санитарных войсках.

Между ЛуАЗом и ЗАЗом было немало отличий. Так, появилась новая механическая коробка на пять ступеней, водооткачивающий насос, карданный привод задней оси, специальная фара-искатель.

Военным очень понравились опытные образцы машины. Поэтому список ее применения постепенно существенно расширился. Например, в верхах было высказано пожелание превратить ЛуАЗ-967 во внедорожник, который смог бы патрулировать или разведывать территорию с заведомо «трудным» рельефом.

Более того, в качестве эксперимента на машину ставили пулеметы, гранатометы и другие орудия. Но сказался малый вес машины, поэтому дальше опытов дело так и не пошло.

ЛуАЗ-967М

В 1972 году прошла модернизация ТПК. Машины получили более мощные моторы, способные выдавать около 40 «лошадок». Этот вариант получил дополнительную букву к названию — «М».

Но на этом модернизация не закончилась. Появились новая, «продвинутая» по тем временам тормозная система — двухконтурная гидравлическая, а также специальное электрооборудование.

Следующая модернизация произошла уже в начале 1980-х. Машина обзавелась съемным тентом, лишилась лебедки, а борт перестал быть откидным. На трассе ТПК мог набрать до 75 км/ч, а на воде — около 3−4 км/ч. Интересно, что в последнем случае полного бака хватало на 40 минут беспрерывного движения.

Примерно в то же время появилась новая модификация — ЛуАЗ-967МП. Это уже был настоящий «проходимец», предназначенный для патрульной или разведывательной службы. Поэтому вместо носилок у него находились радиостанция и простенький боекомплект. Но этому перспективному варианту не удалось стать серийным.

В целом, до развала СССР в 1991 году, на Луцком заводе собрали около 20 тысяч транспортников. По большей части — именно ЛуАЗ-967М.

ЛуАЗ-972/1901

В 1982 году конструкторы представили опытный образец очередной вариации ЛуАЗа-967М. В отличие от «исходника», аппарат обзавелся третьей осью. Амфибия удостоилась и отдельного названия — ЛуАЗ-972 «Геолог».

Кроме дополнительных колес, у «Геолога» был удлиненный кузов. Его представляли в роли санитарного ТПК, но на деле он вполне тянул на «должность» легкого транспортера.

В 1990 году амфибия подверглась глубокой модернизации с заменой кузова. Это вариант назвали ЛуАЗ-1901, сохранив при этом «Геолога». Оснастили транспортник 3-цилиндровым дизельным мотором, выдающим около 50 «лошадок», а также гидропневматической подвеской, доставшейся в «наследство» от ЛуАЗа-1301.

До 1991 года машина успела побывать на тестовых испытаниях и продемонстрировать неплохие результаты. Но после крушения Советского Союза работы по ЛуАЗам в одночасье были прекращены. И, несмотря на попытки руководства возродить в середине 1990-х, ничего так и не получилось.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня