Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто / Эволюция авто
24 июня 2016 09:05

«Иностранцы» в армии России

Почему российские военные предпочитают «иномарки»?

24761

В России иностранная техника пользуются популярностью не только у гражданского населения, но и у военных. Только «стальные кони» в армии особенные.

Белорусский легион

Главным поставщиком иномарок для российской армии является Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). А одним из наиболее популярных «продуктов» — полноприводное колесное шасси под индексом 8021. Предназначено оно для транспортировки ракетных комплексов, вес которых не превышает 20 тонн.

Вообще, шасси 8021 имеет в длину около 11 метров, а дорожный просвет составляет более 30 сантиметров. Приводит в действие эту махину 400-сильный дизельный мотор ЯМЗ-75771.10, работающий в паре с 6-ступенчатой трансмиссией Allison HD4560P. Максимальная скорость тягача составляет около 60 км/ч, а аппетит — свыше 70 литров на «сотню».

Разработка, а затем и испытания полноприводного тягача стартовали в «нулевых» годах. После их успешного завершения шасси отправилось в Россию, где 8021 стали использовать в качестве транспортера для систем ПВО «Печора-2М».

Интересно, что «Печора» является реинкарнацией советской системы ЗРК С-125. Именно из С-125 был сбита американская «невидимка» F-117 во время конфликта в еще тогда существовавшей Югославии. Но от своего «дедушки» современная «Печора-2М» отличается, конечно, сильно. Главное — существенная разница в боевом потенциале.

Белорусское детище представлено в двух вариантах, различающихся колесной формулой: 4×4 и 6×6. В первом случае тягач служит для размещения на нем командного поста управления. Во втором — для непосредственного транспортирования самой пусковой установки.

Еще один боец МЗКТ — тягач с индексом 79221. Вот он — настоящий монстр, длинной под 23 метра, способный уместить на себе ракетные комплексы мощностью по три сотни килотонн… В общем, не зря махина считается флагманом предприятия. В распоряжении тягача находится могучий турбированный дизельный мотор, выдающий около 800 «лошадок». Компанию ему составляет своеобразная 4-ступенчатая гидромеханическая коробка, «прокаченная» автоматическим режимом. То есть, вручную включаются первые две передачи и только потом за дело берется «автомат». Аппетит у махины, понятное дело, солидный — 240 литров на 100 километров.

Работать над тягачом стали в середине 1990-х, а уже в 2000-м с конвейера «спрыгнули» первые тяжеловесы.

Особенность тягача 79221 в том, что у него целых 8 осей. Первые колеса и последние — управляемые. Это сделано, чтобы уменьшить радиус разворота (до 18 метров), а также для улучшения маневренности.

Это белорусское колесное шасси в нашей стране используют для перемещения ракетных комплексов «Тополь-М» и его вариации — «Ярса».

Третий представитель белорусских тягачей в России — 9-метровый 69221. Он в своем распоряжении имеет 8-цилиндровый дизельный силовой агрегат ЯМЗ-7513.10, выдающий более 400 «лошадок». Расход топлива составляет около 70 литров солярки на 100 километров пробега.

Это колесное шасси на данный момент является одной из последних разработок белорусского предприятия. Причем, к его созданию наши соседи подошли серьезно, постаравшись сделать тягач как можно более современным. Поэтому кузов у машины несущий, подвеска гидропневматическая и независимая, а трансмиссия — гидромеханическая и автоматическая.

Подразумевалось, что тягач станет достойной заменой ветерану ГМ-5955 — гусеничному транспортеру. Так и получилось. 69221-й ничем не уступает старому бойцу — преодолевает брод глубиной до 1,2 метра, тянет 12 тонн и развивает скорость до 80 км/ч.

В России эти тягачи стали базой для зенитно-ракетных комплексов «Бук», ЗРС «ТОР-М2», а также их модификаций. Пригодно шасси и для «Стилета» — РК малой дальности.

Шведский привет

Некоторое время назад выяснилось, что российская военная техника нуждается в современном и «продвинутом» дозаправщике. И российское Минобороны нашло такого среди варягов. Шведов, если быть точным. Скандинавский топливозаправочный комплекс, сооруженный на шасси Volvo FMX400 6×6, оказался наиболее выгодным вариантом. Мало того, что дозаправщик может комплектоваться моторами на выбор, он еще способен обслуживать одновременно до 10 боевых машин.

К слову о моторах — их четыре и все они дизельные. В зависимости от варианта, мощность «Вольво» варьируется от 330 «лошадок» до 500. Соответственно, разный и аппетит — от 50 до 140 литров на «сотню».

Выбрать можно и коробку передач: обычная «механика», гидромеханический «автомат» Powertronic или автоматизированный I-shift.

Ну а сборку дозаправщиков осуществляют в Калуге. Так что «шведа» можно считать частично «обрусевшим».

IVECO LMV — «Рысь»

Зачем в 2013 году Минобороны решилось на закупку «Рысей» (такое имя дали этим машинам в России) при наличии своих «Тигров» — вопрос открытый. Заметим, что отечественный бронемобиль ни в чем не уступал «итальянцу», но был в несколько раз дешевле.

На деле, итальянская «Рысь» — это самый обыкновенный армейский бронемобиль с дизелем о 185 л.с. (с ним в паре идет 6-ступенчатый «автомат»), который может нести на себе пулемет и пересекать брод глубиной менее метра. Кроме того, он способен преодолевать стены до 0,5 метра в высоту. «Тигр» все это тоже умеет. Единственный момент, в котором «итальянец» заметно лучше — это удобство и комфортабельность салона.

В итоге, хотя «итальянец» несет военную службу в 11 странах Европы, в том числе в Великобритании, Австрии и Норвегии, в России ему быстро прищемили хвост. Хотя изначально планы были наполеоновские — закупить партию в 1775 боевых машин. Но поставки быстро прекратились, и сегодня точное количество «Рысей» в России не известно.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня