Авто / Эволюция авто

«Белые вороны» среди КПП

Самые нестандартные автомобильные трансмиссии

  
19164
«Белые вороны» среди КПП
Фото: YAY/ТАСС

Автомобильные трансмиссии развиваются так же быстро, как их «носители». Если когда-то пределом мечтаний был 4-ступенчатывй «автомат», то сейчас никого не удивишь 8-ступенчатым. За долгую историю коробки видоизменялись множество раз. И порой среди них проскакивали интересные, можно сказать, самобытные экземпляры.

14-ступенчатая коробка Suzuki

В середине 1960-х японская компания Suzuki задумала создать гоночный мотоцикл. Но не простой, а оснащенный весьма скромным силовым агрегатом. В конечном итоге было принято решение остановиться на двигателе с рабочим объемом в 50 кубических сантиметров, который мог выжать лишь 17 «лошадок».

Такой выбор породил множество проблем. Особенно досталось инженерам, которые должны были сделать так, чтобы мотоцикл сумел навязать борьбу в соревнованиях. В идеале — выиграть.

И они сделали нестандартный ход — придумали трансмиссию на 14 ступеней. Это позволило мотоциклу, несмотря на слабый мотор, быть весьма шустрым, и набирать скорость быстрее потенциальных конкурентов. Что и продемонстрировало детище Suzuki в мотогонках Championship winning RK67, состоявшихся в 1967 году.

2-ступенчатая коробка Brinn

Об этой спортивной трансмиссии знают все, кто интересуется гонками. Ведь она является одной из самых популярных. Ее создали специально для скоростных автомобилей. И неважно, что у нее всего две скорости.

Первая необходима для старта. На этом ее роль благополучно заканчивается. А вот вторая нужна, чтобы сразу предать крутящий момент на колеса посредством прямого вала. Благодаря такому интересному решению удалось значительно снизить вес трансмиссии, и сократить в ней количество узлов. Автомобиль, оснащенный подобной КПП, «худеет» и становится более быстрым.

ECVT от Toyota

Когда Prius только высунул нос на автомобильном рынке, его не критиковал только ленивый. Осуждали буквально все, начиная от внешности и заканчивая технической начинкой. Особенно доставалось трансмиссии. Говорили, мол, это жалкая пародия вариатора — тупиковый путь инженерной мысли.

Но время показало, что конструкторы Toyota были правы. Надо сказать, что разница между вариатором и ECVT существенная. Так, например, в «Приусной» коробке может быть использована как цепь, так и ремень. А еще там «обитает» планетарный механизм с одним передаточным соотношением.

В результате, сразу два «бойца» отвечают за распределение крутящего момента от силового агрегата — шестерни и зубчатый шкив. А компьютерные «мозги» следят и регулируют нагрузку, чтобы мотор выдавал именно столько мощности, сколько этого требует ситуация.

Цепная трансмиссия от Frazer Nash

Британская автомобильная компания Frazer Nash просуществовала недолго: с 1924 года по 1960-й. За это время она успела выпустить несколько моделей, и даже поучаствовать в престижных гонках 24 часа Ле Мана (лучшим результатом стало 3-е место в 1949 году).

Венцом деятельности компании стал спортивный автомобиль Sebring со смещенным к корме силовым агрегатом, дебютировавший в 1954 году. Его «максималка» превышала 225 км/ч.

Отличительной чертой автомобилей марки Frazer Nash являлась самобытная трансмиссия. По сути, она работала точно так же, как цепной механизм у велосипеда. И это позволяло машинам разгоняться до «взрослой» скорости. Способствовал этому и малый вес коробки передач.

Другой плюс — быстрая адаптация к условиям эксплуатации. Буквально несколько минут требовалось, чтобы настроить коробку на агрессивный лад для гонок, или утихомирить для неспешной городской езды.

Преселективная коробка передач

Впервые преселективные коробки передач появились в 1930-е, и быстро сумели завоевать популярность. Поэтому трансмиссии такого типа лепили чуть ли не на все автомобили того времени. «Инфицированными» оказались и премиальные авто, и спортивные.

Интересная особенность преселективных коробок того времени: чтобы переключить передачу, нужно было сначала выбрать необходимую — щелкнуть соответствующим тумблером, и только после этого выжать педаль сцепления.

Но постепенно, в силу слабой надежности и дорогостоящего ремонта, преселективные трансмиссии отошли на задний план.

На какое-то время о них забыли. Но потом — вспомнили. Причем не абы кто, а сам «могучий и ужасный» Volkswagen. Конструкторы концерна возродили трансмиссию — правда, немного видоизменив. Она стала электронной, полуавтоматической и оснащенной двумя сцеплениями. А назвали ее DSG.

10-ступенчатая трансмиссия для Honda CB900C

Эту коробку японские специалисты создали специально для своих фанатов. В общем, это тот редкий случай, когда продавец и покупатель друг друга услышали. Дело в том, что большинство владельцев мотоциклов СВ900С жаловались на слишком длинные передачи и недостаточный крутящий момент. Для них инженеры и соорудили 10-ступенчатую трансмиссию.

В ней было несколько режимов, скажем так, «поведения». По желанию владельца трансмиссия становилась либо агрессивной, специально для гонок, либо вальяжной и размеренной.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Владислав Белов

Заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН

Александр Скиперских

Профессор НИУ ВШЭ в Перми

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Михаил Боярский
Михаил Боярский

Журналистам и авторам «СП» мои искренние поздравления с первым десятилетием! Как я понимаю, возраст становления успешно пройден, есть уже свои традиции (они «проглядывают» в публикациях), а также свой круг авторов и читателей. Так держать и — мужать!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня