Авто / Эволюция авто

Ракетные автопоезда СССР

Секретные машины, которые могли преодолеть любое бездорожье

  
10145
Ракетные автопоезда СССР
Фото: Преображенский Сергей/ТАСС

Когда в Советском Союзе появились мощные ракетные системы, встал вопрос об их транспортировке. Автозаводы и КБ в экстренном порядке взялись за создание специальных транспортных средств, способных потащить такие махины. Задача стояла сложная, ведь эти автопоезда должны были справляться с любым бездорожьем.

Первые попытки

Создателем первых автопоездов — тягачей с активным прицепом — был конструктор Борис Михайлович Фиттерман. В воспоминаниях он писал, что идея появилась у него во время войны. Тогда солдаты, чтобы форсировать трудные участки дорог, соединяли между собой два грузовика. И Фиттермана осенило. Ведь к автомобилю можно присоединить полноприводный прицеп, колеса которого будет вращать двигатель тягача.

Надо сказать, за рубежом такие системы отсутствовали. Поэтому все работы над активными автопоездами были засекречены.

Экспериментальные образцы

В 1950-х на Горьковском автозаводе был собран первый экспериментальный автопоезд. Создали его, взяв за основу седельный тягач ГАЗ-63Д. Его оснастили дополнительной коробкой отбора мощности. Благодаря этому тягач мог буксировать одноосный полуприцеп ГАЗ-745, с длиной кузова в 30 метров. К колесам «семьсот сорок пятого» крутящий момент передавался при помощи механического привода.

Читайте также

Однако испытания конструкция не прошла. Оказалось, что она слишком слабая, и высокие нагрузки (движение по заснеженному полю и пересеченной местности) выдержать не может.

Попытка № 2 датируется уже 1961 годом. Теперь за основу был взят опытный седельный тягач ГАЗ-66К, который был унифицирован с ГАЗ-66П. Его также оснастили коробкой отбора мощности.

Но еще за два года до этого, грузовик ГАЗ-63А был задействован в любопытном «проекте». В Научно-исследовательском институте по колесным и гусеничным тягачам силами инженера (а заодно и полковника) Г. И.Базыленко велась работа по созданию активного автопоезда. Но не обычного, а артиллерийского. Первый образец этого транспортного средства был собран в Бронницах на военном заводе № 38.

Этот автопоезд предназначался для транспортировки 85-мм дивизионной пушки СД-44. Она являлась «прокаченной» версией орудия Д-44. Тягач оснастили раздаточной коробкой от «сто пятьдесят первого» ЗИСа, а также дополнительным выходным редуктором.

Под руководством того же Базыленко в 1959 году был собран и первый советский автопоезд, который мог похвастать электроприводом ведущих колес прицепа.

Спустя всего лишь год появилась версия с гидроприводом. Эту вариацию создали из седельного тягача ЗИЛ-157 В и модернизированного 3-тонного полуприцепа ММЗ-584. Ведущий мост прицепу достался от «сто пятидесятого» ЗИСа. Гидравлическое оборудование, установленное на автопоезд, получило индекс УРС-10.

Ударные 1960-е

В начале 1960-х опытные армейские тягачи ЗИЛ-157КВ-1, оснащенные механическим приводом колес «хвостов», собирались на Московском автозаводе. Параллельно там же шли работы над «сто тридцать седьмым» ЗИЛом, оснащенного гидравлической системой привода колес полуприцепов.

Не отставали от московских коллег и в Минске. Их МАЗ-502 В с одноосным полуприцепом и механическим приводом появился примерно в то же время.

Полуприцеп был создан на базе «собрата» под индексом 5245Б. Он мог использоваться и для буксировки военных грузов, и для транспортировки более пятидесяти человек.

По заказу Минобороны СССР занимался созданием активных автопоездов и Уральский автозавод. Конструкторы взяли за основу полноприводный Урал-375. И в 1962 году из его вариации под индексом 375С, оснащенной бензиновым силовым агрегатом в 180 «лошадок», появился Урал-380. Он трудился в паре с полуприцепом Урал-862, оснащенным механическим приводом колес.

Попробовал свои силы на этом поприще и Кременчугский автозавод. Но, в отличие от коллег, его автопоезда оказались провальными. Они были признаны слишком сложными, дорогими и ненадежными.

Читайте также

В 1961 году появился любопытный автопоезд, который выбивался из общего ряда. Армейское транспортное средство КТ-214−40П не являлось активным. Собрали его все на том же заводе № 38. Автопоезд состоял из седельного тяга ЯАЗ-214 с «лишним» гидронасосом и 2-осного полуприцепа под индексом 40П. Отличительной чертой последнего была несущая трубчатая рама, изготовленная из алюминиевого сплава.

Кроме этого, у полуприцепа было четыре колеса с гидромеханической системой синхронного управления, которые «жили» на торсионной подвеске. Благодаря такой системе, автопоезд мог похвастать радиусом поворота в 13 метров, при длине в 18 метров. Но эта конструкция в силу разных причин вскоре оказалась забытой.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня