Авто / Эволюция авто

«Восьмерка» в стиле фэнтези

Оригинальные разработки на базе ВАЗ-2108

  
4670
На фото ВАЗ-2108 Тарга
На фото ВАЗ-2108 Тарга (Фото: Созинов Виталий/ТАСС)

Автомобиль, прозванный «зубилом», оказался идеальным для опытов. На его базе было создано множество экспериментальных моделей. Причем постарались не только заводские дизайнеры и инженеры, но еще кулибины из народа.

Попытка стать модным

Была предпринята в конце 1980-х. До этого переднеприводная машина выпускалась в нескольких разновидностях: 3- и 5-дверные хэтчбеки, а также «девяносто девятый» седан. Правда, для импорта была еще вариация «Наташа», которая являлась обладательницей кузова кабриолет. Существовала и еще одна модификация, практически неизвестная — Fun в кузове ландо.

Так вот, в 1988 году вазовский Центр стиля (да-да, был и такой) подготовил опытный образец авто в кузове тарга. Его, собственно, так и назвали — ВАЗ-2108 Тарга. От обычной «восьмерки» концепт отличался кузовом родстер, а также центральной несъемной дугой, которая усиливала жесткость открытого кузова. Часть крыши можно было убрать. Поработали дизайнеры и над внешним обликом машины. Особенно сильно они изменили ее заднюю часть, отчего она стала напоминать «чешку» Lada Bohemia.

Понятно, что в неспокойные перестроечные времена на Волжском заводе никто не рассчитывал, что Тарга выстрелит и найдет покупателей в СССР. Главный расчет был на экспорт, особенно в средиземноморские страны. Но… дальше одного авто и одного кузова дело не пошло. Почему? Точного ответа нет. Видимо, на заводе решили отказаться от проекта с сомнительными перспективами.

Миф, который не стал реальностью

Переднеприводные Самары стали первыми авто в линейке завода, которым не достался кузов универсал. Ведь у Жигулей было аж два «универсальных» представителя — «двойка» и «четверка». Поэтому народ активно продвигал идею, что «кто-то и где-то видел» ВАЗ-2108 в облике «вагона».

На деле ничего такого не было. Универсал обошел это семейство стороной. И на то были свои причины. Главная из которых — это технологические сложности при превращении стандартной «восьмерки» в универсал.

На заводе все модели старались максимально унифицировать по типу кузовов. К тому же, инженерам банально не хватало опыта в подобных «операциях». Да и создавать модель-конкурента «четверки» была, по большому счету, бессмысленно. Страна, по мнению руководства завода, не нуждалась в двух отечественных универсалах.

Главные страдания по «вагонной восьмерке» пришлись на начало нулевых, когда в Сети то и дело всплывали фотографии некого вазовского универсала. Его «донорами» становились поочередно и «восьмерка», и «девяносто девятая», и «пятнашка». Но это был фейк — и ничего более.

Да прибудет с вами фургон!

В начале 2000-х годов на заводе был создан двухместный фургон ВАЗ-1706. Дали ему и собственное имя — «Челнок». В производстве авто продержался с 2000 по 2003 годы.

Создали фургон на безе «восьмерки». Вот только заднюю подвеску решено было использовать от «одиннадцатой» модели. И хотя машина получилась неказистой, все огрехи перекрывала солидная грузовая платформа, спрятанная под стеклопластиковым колпаком.

«Челнок» производили в двух вариациях: первая была создана на платформе ВАЗ-2108, а вторая — на базе «пятнашки».

Король джунглей

Этот автомобиль мог бы произвести фурор. Инженеры ВАЗа взяли кузов «восьмерки» и надели его агрегатами и узлами от тогдашней Нивы. Так появилась модель с гордым именем Тарзан.

Опыт по скрещиванию нельзя назвать неудачным. Совместный проект НТЦ ОПП АвтоВАЗ и компании DECON получился как минимум самобытным и вполне жизнеспособным. Да и выглядел он интересно.

Внешность прокачали оригинальным обвесом и массивными колесными арками. Да и сам авто получился комфортным, вместительным, с отличными внедорожными способностями. К этому добавились задние дисковые тормоза (!) и обе независимые подвески. В общем, красота.

Чуть позже Тарзан переехал на базу «одиннадцатой» модели. Но это уже, как говорится, другая история. Но, что в первом, что во втором случае финал получился грустным. Автомобили так и не стали серийными.

Купе от ВАЗа

Никогда вазовского купе не было. Хотя на дорогах в 1990−00 годы можно было встретить двухдверные седаны, которые напоминали слияние «восьмерки» и «девяносто девятой». Но завод к этому симбиозу не имел отношения. Все это — продукт гаражных кулибиных.

Создавались псевдокупе так. В гараже умелец «чекрыжил» у ВАЗ-2108 заднюю часть. А к передней приваривал корму «девяносто девятой». Менять приходилось и панель крыши.

Тем же кулибиным, которые владели «девяносто девятыми», приходилось в свои авто внедрять «органы» от ВАЗ-2108. Например, менялись двери, ведь у хэтчбека они более длинные.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня