Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Колёса Победы: Хрущев успел нагадить армии еще в годы войны

Самым желанным трофеем для немецких солдат была советская полевая кухня КП-3−37

12958
На фото: полевая кухня КП-3−37
На фото: полевая кухня КП-3−37 (Фото: transport.mos. ru)

«Полуторка» ГАЗ-АА/ММ и ЗиС-5 — когда речь заходит о машинах Победы, редко вспоминают что-то ещё. В лучшем случае к этому куцему списку добавляют ЗиС-6, трёхосную версию «Захара».

А вот у немцев было о-го-го, хайтек, просто «даст ист фантастиш»… Неверно. У нас тоже этого хватало, причём именно разработки военных лет стали отправной точкой для целых направлений.

Армейский автомобиль должен быть полноприводным — эта аксиома нашего времени в первой половине ХХ века таковой не являлась. Более того, военные порой сами не могли понять, что им нужно, их запросы регулярно менялись. При этом в промышленности почему-то понимали, что средний грузовик с колёсной формулой 4×4 РККА нужен, и вовсю работали в данном направлении.

К началу 1941 года на московском Заводе имени Сталина были полностью готовы две модели — двухосный ЗиС-32 и трёхосный ЗиС-36.

Читайте также
Украинский фронт, 7 мая, главное за сутки: Идет зачистка тылов ВСУ на Днепропетровщине Украинский фронт, 7 мая, главное за сутки: Идет зачистка тылов ВСУ на Днепропетровщине 1169-й день СВО: российские войска блокируют попытки противника прорваться в Курскую область

Напротив, генералы продолжали бредить, рожать всё новые и новые концепции механизации армии — пока жареный петух не клюнул. Через месяц после начала войны грузовики испытали, заказчику почему-то понравился только ЗиС-32, его и приняли на вооружение.

Но было уже поздно. В принципе, конструкция там очень простая — на обычный ЗиС-5 ставится раздаточная коробка и ведущий передний мост. С «раздаткой» проблем не возникало, а вот мост требовал ШРУСов, в СССР их тогда не делали. Американцы лицензию на данный узел продавать отказывались, да и наладить их производство в военное время не получалось.

Всего в войска отправилось несколько десятков ЗиС-32, фронтовые фотографии данной машины огромная редкость. После войны возобновлять её производство не стали, так как стало понятно — армии всё-таки нужен грузовик с колёсной формулой 6×6. Таким образом, ЗиС-32 и ЗиС-36 являются предками всех отечественных полноприводных грузовиков.

С полным приводом не вышло, но имелся и запасной вариант. Во ходе одного из «метаний» военные заказали столичному автозаводу полугусеничный грузовик — чтобы он мог тягать дивизионную гаубицу.

Научный автотракторный институт (НАТИ, ныне НАМИ) совместно с ЗИС разработали очень простую конструкцию. На ЗиС-5 вместо заднего моста ставиться гусеничная тележка с резинотканевыми лентами, переделки — минимальные. Военные про свой заказ опять забыли, и ЗиС-22М вышел на испытания вместе с ЗиС-32 и ЗиС-36.

В начале 1942 года автомобиль под наименованием ЗиС-42 встал на конвейер и начал поступать на фронт. Машина зарекомендовала себя наилучшим образом, всего до конца войны было изготовлено более 6300 данных аппаратов.

Вроде как немного по сравнению с «полуторкамим» (без малого миллион) и ЗиС-5 (почти полмиллиона), однако с точки зрения проходимости и грузоподъёмности в условиях бездорожья ЗиС-42/42М превосходили их кардинальным образом.

На фото: полугусеничный тягач ЗИС-42
На фото: полугусеничный тягач ЗИС-42 (Фото: transport.mos. ru)

Как правило, тогда партийные функционеры не вмешивались в работу инженеров и занимались своими делами. Но, как говорится, в семье не без урода. Отличился Никита Хрущёв, который добился, чтобы на вооружение приняли полугусеничник ЗиС-33.

Откуда появилась идея, точно неизвестно. По одной версии её автором является личный водитель будущего «кукурузника», по другой — кто-то из «гениев», которых в своё время расплодил Михаил Тухачевский.

На стандартный ЗиС-5 ставили несколько поддерживающих катков и специальные металлические гусеницы, по типу «хорошо и недорого». Как бы трансформер — накинул и поехал.

В итоге получилось ужасно. Гусеницы постоянно слетали, по сути, авто могло двигаться только по прямой, да и то недолго. При этом расход топлива составлял до 470 литров на 100 километров. Это не опечатка — да, без малого полтысячи литров на «сотню». Водители ненавидели ЗиС-33 и частенько «теряли» эти самые ленты. Оборудование для их привода тут же демонтировалось, получался обычный ЗиС-5, на это смотрели сквозь пальцы. Сколько именно ЗиС-33 было выпущено точно неизвестно, но не менее 3500−4000 единиц.

На фото: полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-33
На фото: полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-33 (Фото: transport.mos. ru)

Увы, только этим дело не ограничилось. С подачи того же Хрущёва эту ублюдочную конструкцию установили и на ГАЗ-ММ, грузовиков ГАЗ-65 изготовили ещё 1800 штук. На фронте им тоже делали «антиконверсию» в обычные «полуторки». И что это было — дурость или вредительство?

Но это, скорее, единичный случай. Инженеры работали, им не мешали творить. Первый в мире серийные полноприводный седан ГАЗ-61−73 в годы Великой Отечественной войны пользовался большой популярностью у военачальников, аналогов тогда, действительно не было. В том числе у противников.

На фото: полноприводный седан ГАЗ-61−73
На фото: полноприводный седан ГАЗ-61−73 (Фото: transport.mos. ru)

Горьковских полугусеничников ГАЗ-60, к сожалению, сделать успели совсем немного — помешало детище партократа. А улучшенную версию ГАЗ-60П ставить на конвейер не стали, на фронте нужны были обычные «полуторки».

Читайте также
Июль 1944-го. Козни британцев в Греции: «Вас, русских, здесь вообще не должно быть» Июль 1944-го. Козни британцев в Греции: «Вас, русских, здесь вообще не должно быть» Английские союзники враждебно встретили советскую военную миссию на Балканах

Особой грузоподъёмностью ГАЗ-60 не отличался, движок был слабоват, хотя по самому суровому бездорожью пёр он очень уверенно. Доставить куда-то бойцов, вывезти раненых или подкинуть немного боеприпасов — самое оно.

Точно доедет, по любой грязи, вес у авто небольшой. Увы, на передовой их было исчезающе мало. Но идею в целом оценили и впоследствии по этим мотивам был создан МТЛБ.

Повествуя о «колёсах Победы» все почему-то забывают о самом страшном автомобильном оружии, которое имелось у нашей армии. Вклад в разгром врага полевых кухонь КП-3−37 ничуть не меньше, чем «полуторок» и «Захаров», и для врагов они считались самым желанным трофеем. На то время ни в одной армии мира не было ничего подобного, это признавали и немцы, за Feldküche KP-3−37 ® шла самая настоящая война между частями вермахта.

Где, действительно, хватало всякого «хайтека», порой очень странного. И сей технический «зоопарк», которым все почему-то так восхищаются, был огромной проблемой, ведь всё это нужно как-то обслуживать и чинить.

Наши предки действовали более рационально, хотя, как видим, всевозможных разработок — и удачных, и не очень — тоже хватало. Что-то внедряли, но в целом не торопились, работали на перспективу.

Последние новости
Цитаты
Михаил Гинзбург

Диетолог, психотерапевт, доктор медицинских наук

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня