18+
среда, 7 декабря
Авто

Латышский радар хуже русского гаишника

На дорогах Латвии борются не за безопасность, а за деньги

  
220

Бывший начальник латвийской Госполиции Янис Рекшня заявил местным журналистам, что государство должно расторгнуть договор с фирмой «Vitronic Baltica», которая поставляет и устанавливает радары на дорогах, фиксирующие превышение скорости и фотографирующие нарушителей. По его словам, эту технику используют не для того, чтобы дороги Латвии стали безопаснее, а для зарабатывания денег. Такой «бизнес-проект» стране не нужен, говорит Рекшня.

В январе «Свободная пресса» рассказывала о латвийском опыте борьбы с нарушителями скоростного режима. В республике устанавливают мобильные фоторадары на самых активных участках движения, но делают это так, чтобы водители обязательно попались. Например, приборы размещают непосредственно за знаками, ограничивающими скорость. Иногда фоторадары поставлены на коротком участке дороги друг за другом. И самое главное: эксперты обратили внимание — технику ставят на самых активных, но не на самых опасных участках дорог. Об этом говорит даже травматолог Андрис Викманис, подтвердивший газете «Diena» сомнения экспертов. Он заметил: чаще всего пешеходов сбивают на переходах, поэтому, думает врач, надо устанавливать технику, фиксирующую езду на красный свет, а ее нет.

Правда, начальник управления профилактики правонарушений при Госполиции Эдмунд Зивтиньш уверял, будто приборы размещают иногда непродуманно исключительно по недоразумению: это, мол, связано с человеческим фактором. «Категорически запрещено как-либо их скрывать», — пояснил тогда Зивтиньш. Но группа независимых депутатов парламента провела собственную экспертизу размещения фоторадаров в Риге и пришла к выводу: претензии автолюбителей обоснованны, принципы установки приборов направлены на получение максимальной выгоды, а не на обеспечение безопасности дорожного движения.

За первый месяц после установки 15 новых радаров по состоянию на конец января было зафиксировано около 5 тысяч нарушений и водителям пришлось выложить около 50 тысяч латов — почти 100 тысяч долларов, а нынче «благодаря» фоторадарам выписаны штрафы на сумму… около 500 тысяч латов. Но водители возмущаются и не всегда выполняют решение — оплачена только треть.

Янис Рекшня, раскритиковавший опыт использования этой техники, называет и другие подозрительные признаки, свидетельствующие о бизнес-проекте, а не о борьбе за безопасность. Он сообщил, что в Литве, напри мер, действует 140 стационарных фоторадаров и лишь четыре мобильных, а в Латвии стационарные только начинают устанавливать и к маю эта работа будет сделана, а пока на водителей почти буквально охотятся. Это, по его словам, — издевательство.

«Посмотрите, что происходит на Юрмальском шоссе! Если кто-то говорит, что это улучшает безопасность, то я скажу наоборот. При хорошем движении люди едут со скоростью 100 км/час. Увидев радар, они резко тормозят, и возникает аварийная ситуация. Еще мне кажется странным, что фоторадары стоят в местах, где скорость ограничена до 20−30 км/час. Неужели там погибают люди?» — с возмущением заявил Рекшня журналистам портала Diena.lv.

Законодатели Латвии пытаются решить вопрос взаимоотношений водителей с хозяевами радаров экономическим способом. В Сейме разработан документ, в котором предлагается вовсе не штрафовать за превышение скорости до 10 км/час, а лишь выписывать предупреждение, как это делается в Литве. Зивтиньш уверяет, что 90% всех нарушений скоростного режима — это превышение скорости не более чем на 10 км/час. По его мнению, если такие нарушения не будут приносить «прибыль», то и у фирмы по установке фоторадаров исчезнет смысл зарабатывать на водителях. Так-то оно так, но парламентарии предлагают увеличить размер штрафа на превышение скорости более чем на 10 км/час. В этом журналисты и некоторые юристы как раз и видят лоббирование интересов бизнесменов от ПДД. Латвийское телевидение предполагает, что изменения в законодательстве как раз им и выгодно. Сейчас на дорогах Латвии действует около 40 мобильных фоторадаров, планируется установить 160, из них больше 100 — стационарных

Тем не менее, логика в том, что не следует штрафовать за превышение скорости до 10 км/час есть. Из-за бдительного фоторадара одного водителя автобуса в Латвии оштрафовали на 10 латов за превышение скорости… в 1 (один) километр. Правда, и тут не обошлось без казуистики. Разрешенная скорость в этом месте 90 км/час, водитель, по словам Зивтиньша, ехал со скоростью 94 км/час — это зафиксировал прибор, и поскольку решили, что погрешность техники может составить, например, 3 км/час, водителю выписали штраф за движение со скоростью 91 км/час.

Но и в рассуждениях Зивтиньша были манипуляции не в пользу водителя. «Стандарты Евросоюза предусматривают, что спидометр не показывает точную скорость движения. Погрешность может составлять от 4 до 6 км/час. В конкретном случае получается, что транспортное средство реально ехало со скоростью 100 км/час», — сказал полицейский, хотя можно было бы предположить и наоборот — что водитель ехал со скоростью 88 км/час…

Интерпретация данных, полученных с помощью фоторадаров, заставляет подозревать, что интересы бизнесменов от ПДД все-таки пока превыше всего.

Рига

Популярное в сети
Юридическая консультация
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня