Авто

Уже и Тойота в России ударила по тормозам

Покупать новые автомобили многие россияне начнут не раньше 2013 года

  
30

Конвейер Тойоты в Шушарах под Санкт-Петербургом с 30 марта останавливается, — сообщает пресс-служба завода. Причина — «продолжительная сложная экономическая и рыночная ситуация». Производство замрет до 7 апреля, а что будет потом — никто знает. Почти восьми сотням работников в период простоя выплатят 2/3 средней заработной платы, отмечается в пресс-релизе.

Неделя растянется месяца на два

Так Тойота «отметила» годовщину со дня начала выпуска автомобилей Камри в России, заняв по итогам первых двух месяцев 2009 года пятое место в списке самых продаваемых в России иномарок. Продав за январь-февраль 5317 Камри, что, в общем-то, соответствует заявленной заводом мощности — 20 тысяч автомобилей в год. Но, увы, продажи не идут. Как сообщили корреспонденту «СП» в Бизнес каре — официальном дилерском центре Тойоты в Москве, цены на модели Камри японского производства в комплектации «комфорт» снижены в среднем на 200 тысяч рублей — с миллиона 121 тысячи до 910 тысяч рублей. А в комплектации «люкс» и вовсе более чем на 300 тысяч — с миллиона шестисот до миллиона двухсот восьмидесяти.

На вопрос: что будет с продажами и ценой на питерские Камри? — последовал ответ:

— Цены на питерские Камри и так ниже на 200 тысяч, чем у их японских «однофамильцев», но в продаже их сейчас нет и в ближайшие два месяца не ожидается — завод останавливается.

«СП»: — Как? Только что сообщили, об остановке завода всего на неделю?

— О том, что на неделю — говорили в минувшую пятницу, а сегодня нам уточнили — на два месяца.

«СП»: — То есть, раньше, чем через два месяца вам не звонить?

— Нет смысла…

«СП»: — А что с Камри японского производства?

— Эти без проблем, приезжайте и покупайте, с механической коробкой — любые цвета. Впрочем, все прочие модели тоже имеются в наличии. Кстати, у нас целый месяц расчеты будут вестись из расчета 27 рублей за доллар — до 16 апреля.

АвтоВАЗу еще хуже

60 процентов активов Волжского автозавода отданы в залог по кредитам, сообщают 16 марта «Ведомости». Их балансовая стоимость составляет 45 миллиардов рублей. До конца первого полугодия «АвтоВАЗу» необходимо найти восемь миллиардов рублей, из них на оплату кредита Сбербанка — пять миллиардов и три — на биржевые облигации. К тому же, предприятию нечем расплачиваться со своими поставщиками и погашать долги прошлого года.

Вопрос о предоставлении «АвтоВАЗу» кредита в размере 26 миллиардов рублей (10 — в виде госгарантий, а остальные — в качестве кредитов от банков и прямых денежных вливаний) планируется рассмотреть завтра, 17 марта, на заседании комиссии по системообразующим предприятиям под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Увы, многие эксперты, поставщики и продавцы считают, что эти меры вряд ли помогут автогиганту — слишком низок покупательский спрос на его продукцию (продажи упали почти на 40 процентов). Кредит лишь покроет временные потребности в оборотных средствах, тогда как долги поставщикам по-прежнему будут накапливаться из-за малых объемов ежемесячной выручки.

Письмо с просьбой выделить 26 миллиардов рублей писали Владимиру Путину глава АвтоВАЗа Борис Алешин и гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов.

Алешин считает, что объемы продаж будут отставать на 30−50% от обычного уровня, пишет РИА Новости. Если в марте рынок будет таким же, как в феврале (продано 29 300 Lada), выручка «АвтоВАЗа» составит 6,5−7 миллиардов рублей в месяц, говорит один из участников совещания правительственной комиссии, а долг только перед поставщиками за первый квартал — около 10 миллиардов рублей. По словам Алешина, сейчас «АвтоВАЗ» получает от дилеров лишь 10−12% авансовых платежей. На прошлой неделе президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин заявил, что в 2009 году предприятие выпустит всего 590 тысяч автомобилей и машинокомплектов, что на 40 процентов меньше, чем было произведено годом ранее.

ТагАЗ тоже неровно дышит

Азовский филиал Таганрогского автозавода, где планировалось собирать в год 200 тысяч китайских Chery, закрывается как минимум на год-полтора по причине отсутствия денег. Уже куплено оборудование для завода на сумму около 150 миллионов долларов, но часть его находится в портах и на складах временного хранения, поскольку у компании нет денег на растаможку.

Предполагалось собирать 2−3 модели китайского бренда Chery, в том числе внедорожник Chery Tiggo и седан Chery Fora. В ноябре 2008 года тут уже собрали 250 Chery, но в январе 2009-го сборка остановилась. Сейчас тут работают лишь те, кто будет заниматься консервацией оборудования. В пресс-службе ТагАЗа, однако, сообщили, что пока никакие модели с производства не снимаются.

Сам же таганрогский завод расширяет модельный ряд, и 4 марта презентовал модель собственного седана Tagaz C-100. Однако эксперты сомневаются — найдет ли завод средства для налаживания его выпуска, ведь ТагАЗ должен ВТБ, Сбербанку и Промсвязьбанку не менее 15 млрд. рублей, взятых на пополнение оборотных средств.


Кстати

Boston Consulting Group (BCG) с июня по декабрь прошлого года провела серию интервью с руководителями 27 российских и иностранных компаний. В исследовании приняли участие представители АвтоВАЗа и ГАЗа, Toyota и Volkswagen, Renault, Volvo и BMW, Ford, GM и Chrysler, а также Минпромторга и 15 поставщиков (в том числе Magna, ZF, Lear и Bosch). Рультат опроса печален: дно на отечественном автомобильном рынке может быть достигнуто лишь в 2010 году, а продажи автомобилей могут упасть до 1,7 миллиона автомобилей.

Правда, есть и хорошая новость. В 2011 году, как утверждают эксперты BCG рынок вновь начнет расти, а в 2012-м вернется на уровень прошлого года.


Цифры

В январе 2009 года в Россию было ввезено 29 832 новых легковых автомобиля, тогда как годом ранее — 112 567. Эти подсчеты сделаны компанией «Автостат». Дилерам новый импорт не нужен: к февралю на их складах и складах производителей оставался запас автомобилей 2008 г. на 2−3 месяца продаж. Массовый импорт новых автомобилей по новым пошлинам (с 12 января ставка, как известно, выросла с 25% до 30% или 1,2−2,8 евро за 1 куб. см двигателя) начнется в апреле-мае 2009 года, сообщает «Автостат».

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Самуйлов

Политолог, кандидат исторических наук

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня