18+
понедельник, 21 августа
Авто

Дороги, которые нас убивают

Россия — абсолютный лидер в Европе по числу погибших в ДТП

  
624

Российские автомагистрали станут более безопасными. Во всяком случае, это нам обещает Центр мониторинга и прогнозирования ЧС МЧС РФ «Антистихия», прогнозируя в текущем году снижение количества крупных автокатастроф в стране.

Под крупными авариями подразумеваются те, в которых погибли пять и более человек или пострадали десять и более человек, напоминает РИА «Новости», распространившее информацию Центра. Одно из последних таких ДТП произошло в эту среду в Курганской области, где в столкновении двух легковушек — Toyota и «Лада Приора» — погибли пять человек, в том числе помощник начальника регионального управление МЧС, полковник Андрей Шендриков.

Подобных инцидентов с тяжкими последствиями на дорогах России в минувшем году, по данным МЧС, произошло 109. Они унесли жизни 432 человек, свыше тысячи были травмированы.

В 2013 году, если верить предсказанию МЧС: «Прогнозируется дальнейшее снижение количества крупных дорожно-транспортных происшествий до уровня среднемноголетних значений (менее 100 крупных ДТП)».

При этом больше всего масштабных аварий прогнозируется на дорогах Краснодарского края, Башкирии, Татарстана, Нижегородской, Оренбургской, Самарской, Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Рязанской, Тульской, Тверской, Вологодской, Ленинградской, Московской областей, а также в Москве.

«СП» хотела выяснить методику «чрезвычайного» прогноза, но в Центре не смогли пояснить, на основании каких данных был сделан вывод о предстоящем снижении количества автокатастроф.

Эксперты, в свою очередь, не верят, что ситуация с безопасностью на дорогах страны может хоть как-то измениться к лучшему в ближайшей перспективе.

— Не думаю, что в скором времени здесь будет какой-то качественный скачек. Что уменьшится аварийность, или жертв будет меньше, — считает ведущий проекта «Безопасность» на Авто@Mail.Ru Виталий Кабышев. —  Вопрос транспортной безопасности — это комплексная такая вещь, которая зависит от многих и многих составляющих. Здесь и организация движения, и состояние дорог, и культура самих участников движения. Опять же новички, которых в последнее время два миллиона появилось. В большинстве своем это люди, ничего не знающие, ничего не умеющие, просто купившие права — и ни для кого это не секрет. Собственно, когда такое количество негативных факторов накладывается друг на друга, я не верю в то, что вдруг произойдет чудо, и тяжелых автокатастроф станет меньше.

«СП»: — То есть предпосылок к реализации прогноза, нет?

— Не вижу их. Была небольшая динамика уменьшения смертности на дорогах, но последние три-четыре года мы как топтались у одной цифры — около 28 тысяч погибших за год — так и топчемся. И статистика говорит, что за 2012 год все равно погибло где-то на 1,2% больше, чем за год предыдущий. То есть мы уже несколько лет с этой, в буквальном смысле, мертвой точки никак не можем сдвинуться и теряем в ДТП почти 80 человек в день.

«СП»: — Почему? Ведь нельзя сказать, что ничего не делается: принимают новые законы, повышают штрафы и ужесточают наказание для нарушителей…

— А дороги — разбитые. Отбойников как не было на скоростных трассах, так и нет. Разделительные — тоже редкость (ну, кроме столичного региона). Что-то, конечно, делается. Много, допустим, есть примеров снижения количества выездов на полосу встречного движения и пересечения двойной сплошной. Сейчас люди туда действительно меньше лезут. Но, возможно, еще не набралось такой критической массы этих мер, предпринимаемых для улучшения ситуации с безопасностью, чтобы они как-то выстрелили и результаты усилий стали видны. В любом случае, вопрос этот очень сложный и комплексный. И это большие затраты — сотни и сотни миллиардов рублей.

«СП»: — Но есть какая-то задача-минимум? Что, на ваш взгляд, надо в первую очередь сделать?

— Надо покончить с возможностью покупки прав и навести порядок в автошколах, где непонятно что творится, которые ничему не учат, не дают даже минимум необходимых знаний. Это как раз одна из важных составляющих, которая негативным образом влияет на безопасность наших дорог.

Директор Центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев не нашел вообще ничего позитивного в прогнозе МЧС:

— Нас ждет совсем не радужная перспектива. Здесь прогнозируется уровень среднемноголетних значений, а у нас этот уровень один из самых высоких в мире. Единственный вывод, который следует из этого прогноза, — мы останемся страной с самыми опасными дорогами в мире. Ничего абсолютно не улучшится.

«СП»: — А каковы основные факторы аварийности на дорогах? Они постоянны или со временем меняются?

— Они, скорей, постоянны. Основные ДТП происходят на нерегулируемых перекрестках: это либо выезд на дорогу, либо пересечение разных дорог. Игнорирование скоростного режима и алкогольное опьянение — еще две постоянные причины аварий. Есть еще наезды на пешеходов, которые переходят в неположенном месте. То есть, более чем в 70% аварий виноват человеческий фактор, и статистика эта неизменна из года в год.

«СП»: — Из года в год еще на дорогах наших мы теряем население целого города, и ничего не меняется…

— Потому что не работают в этом направлении. Программа безопасности фактически висит на ГИБДД, а это полувоенная организация, которая привыкла к простым методам решения сложных задач. Мол, там мы поставим какие-то знаки, здесь сделаем переход, тут повесим рекламный щит, на котором будет что-нибудь страшное. И все пойдет, как надо. Не пойдет. В европейских странах эта проблема возложена на отдельные министерства и комитеты по безопасности. Это очень серьезные научные исследования, и все это связано в единый комплекс совершенно конкретных задач. В скандинавских странах, например, есть программа «нулевой вариант» - они движутся к тому, чтобы на дорогах не погибало ни одного человека. В Германии в свое время действовали программы четкой цели. Декларировалось, например: мы хотим снизить количество жертв ДТП на две-три тысячи человек за такой-то период. И они реально выполняли это.

«СП»: — Почему у них получается, у нас — нет?

— Тут несколько факторов. Но главное, там гораздо дороже стоит человеческая жизнь. Если человек травмируется, то страховые выплаты в десятки раз выше, чем у нас, и это ложится большим финансовым бременем на всю систему. То есть там, если человек попал в ДТП, учитывается все: и то, что он не сможет работать, и то, что у него семья, и стоимость лечения, — все. В итоге получается огромная сумма. И когда они умножают эту сумму на общее количество пострадавших, они понимают, что в эту проблему лучше вложить один евро, и этот один евро через пять лет даст пятикратную выгоду. Они все это понимают и поэтому движутся в этом направлении. У нас жизнь человека не стоит дорого. И никто не считает собственно финансовые потери от аварийности. У нас даже цифры потерь какие-то виртуальные: погиб один город. Ну, и что? Это не считается проблемой. Есть программа повышения безопасности дорожного движения, и она действует уже много лет. А результаты крутятся вокруг одной цифры — 28 тысяч погибших ежегодно (чуть больше, чуть меньше). Поэтому пока наши власти, и мы сами не осознает ценность каждой человеческой жизни, наши дороги будут нас убивать.

Из досье «СП»

Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом на 100 000 жителей и 6-е место при пересчете на 100 000 автомобилей, уступая лишь Украине, Албании, Молдавии, Румынии и Белоруссии. Согласно официальным данным, в 2012 году на дорогах страны погиб 27 991 человек (в 2011 — 27 849 человек), ранено — 258 618. Всего за год произошло 203 597 ДТП, что на 1,9% больше, чем в 2011 г. В период с 1990 по настоящее время число погибших на дорогах Европы уменьшилось в два раза, в России практически не изменилось.

Фото: Алексей Куденко/РИА Новости

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Медиаметрикс
Рамблер/новости
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня