Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
26 апреля 2013 16:41

Русская автомобильная рулетка

На рынке подержанных машин жертвой мошенников может стать каждый

8642

Допустим, вы купили в магазине пакет молока, а на выходе из торгового зала вас остановила охрана, изъяла пакет и отдала постороннему человеку, который у вас на глазах его выпил и сделал это по закону. Ситуация — абсолютный бред. Такого не бывает, скажите вы. С молоком — наверное. А вот с автомобилями случается, и в группе риска, фактически, все покупатели подержанных авто, за исключением разве что откровенной рухляди.

Ваше право на владение молоком худо-бедно гарантировано чеком, а вот автомобиль могут изъять совершенно законно, если на момент покупки он находился в залоге. Проще говоря, если предыдущий владелец купил его в кредит (или заложил) и продал до полного погашения.

Автомобиль могут не просто изъять, но и продать с аукциона в пользу банка-кредитора, оставив вас ни с чем. Хуже того, стопроцентно надежных способов узнать залоговое прошлое автомобиля нам пока не известно. Есть лишь советы из серии «как снизить риски».

Формально есть много всяких норм, по которым банки обязаны гарантировать сохранность залоговой собственности, страховать ее, осуществлять регулярную проверку и уведомлять ГИБДД через нотариуса о залоговом статусе автомобиля. И клиенты, продавая залоговый автомобиль, нарушают закон. Но последнему владельцу от этого не легче, потому что он в любом случае на какое-то время остается без денег и без автомобиля. И это время может измеряться месяцами, даже если в конце пути его ждет положительное решение суда и согласие предыдущего владельца вернуть всю сумму. Но ведь бывает так, что предыдущего владельца уже не найти — если речь о мошенниках, скорее всего, так и будет.

Вроде бы банк оставляет у себя на хранение ПТС кредитного автомобиля до полного погашения долга. Но это такое же препятствие, как навесной замок на почтовом ящике: пацанов он с толку собьет, а настоящего жулика только рассмешит. К нам как-то обратился владелец Honda CR-V, изъятого приставами. В банке оказались не оригиналы, а копии ПТС, и как такое произошло — предмет отдельного разбирательства. Однако суд этот факт во внимание не принял, потому что на суть дела он не влиял: автомобиль все равно находился в залоге. Да и по большому счету хранение ПТС — это гарантии для самого банка, а не будущего владельцев автомобиля.

Есть и другой способ. Жулики получают в ГИБДД копию ПТС в связи с утерей, и продают автомобиль. Иногда к такой схеме прибегают частники, впавшие в финансовую безнадегу, иногда — профессиональные мошенники. В последнем случае машина может быть заложена в нескольких банках, не исключено, при содействии их сотрудников, которые подчищают хвосты и упрощают некоторые формальности.

Совершено очевидно, что необходима всероссийская база с полной информацией о каждом автомобиле с момента его выпуска или ввоза в страну и до утилизации. Такая база помогла бы решить много проблем, касающихся поиска угнанных машин, определения безаварийного стажа водителей для страхования и регистрации залоговых автомобилей. Я не думаю, что есть какие-то технические проблемы с созданием единой базы, ведь нечто подобное имеет каждый сотовый оператор. Скорее, речь о попустительстве или намеренном сегментировании информации, например, ради упрощения сбыта краденых авто.

В договор купли-продажи обычно включается гарантия продавца, что автомобиль не находится в залоге, но толку-то? Несчастливый покупатель той Honda CR-V, к примеру, оказался одним из 14 (!) пострадавших от одной группы мошенников, и даже в случае положительного решения суда расплачиваться они могут всю жизнь. И даже если их осудят (а в таких случаях может грозить срок за мошенничество, подделку документов и так далее), покупателю не легче, потому что автомобиль в первую очередь продают с аукциона, чтобы компенсировать ущерб банку. Ведь банк тоже является пострадавшей стороной!

Теперь к конструктиву: как снизить риски при покупке вторичного авто? Залоговыми чаще всего оказываются автомобили, купленные недавно и внезапно выставленные на продажу. Если при этом в особых отметках ПТС значится, что документ является дубликатом, выданным взамен утерянного (есть еще вариант со сдачей предыдущего ПТС), то к автомобилю стоит отнестись с большим подозрением. Определенные риски таят машины, продаваемые по генеральной доверенности или с большим количеством предыдущих владельцев.

У владельца автомобиля должны быть документы об оплате, чек или платежное поручение, по которым можно определить, был ли автомобиль приобретен за наличные или в кредит. Можно узнать схему покупки в автосалоне, воспользовавшись личным обаянием. Впрочем, это не мешает ушлому продавцу заложить автомобиль, купленный за наличные, в «дружественном» ему банке. Выявить такой факт практически невозможно, тем более, если речь о преступной группировке, которой помогают сотрудники банка.

Некоторые крупные автосалоны перед продажей автомобиля оформляют его на свое юридическое лицо — это пусть не стопроцентная, но гарантия, тем более, если салон работает давно, а в договоре четко прописано, что в случае «грязной» кредитной истории автосалон обязуется компенсировать клиенту все потери.

Также при покупке с рук полезно явиться в ГИБДД с предыдущим владельцем: фактически, банки обязаны уведомлять ГИБДД о нахождении автомобиля в залоге, и это может всплыть при перерегистрации. Но уровень попустительства в этой сфере таков, что стопроцентной надежды на этот способ нет.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня