Авто

«Японцам» перекроют улицу

Депутаты предлагают ограничить использование в такси праворульных и старых автомобилей

  
7266

Законопроект, ужесточающий требования к автомобилям, которые могут использоваться в качестве такси, внесен в Госдуму. В документе предлагается запретить для коммерческой перевозки пассажиров машины с правым рублем, с кузовом «купе», а также автомобили старше восьми лет.

Инициатива, как пишет «Российская газета», исходит от депутатов Законодательного собрания Краснодарского края. Они обосновывают ее статистикой своего региона, согласно которой «праворукие» гораздо чаще становятся участниками различных ДТП. В пояснительной записке к законопроекту приводятся, в частности, такие данные: при доле авто с правым рублем в местных таксопарках всего в 4,2%, на такие машины приходится 7,6% всех аварий в крае.

Кубанские парламентарии отмечают, что автомобили с правым рулем отличаются иным распределением светового пучка фар, которое приводит к ослеплению встречных водителей в темное время суток. К тому же в нарушение Правил дорожного движения пассажирам таких машин приходится высаживаться не со стороны обочины или тротуара, а посреди проезжей части.

Такая же претензия предъявляется к транспортным средствам типа «купе», где доступ к сиденьям заднего ряда часто затруднён из-за отсутствия задних дверей. Кроме того, авторы документа считают, что такой вид транспорта, как такси, должен обеспечивать клиентам максимальный комфорт, поэтому автомобили старше восьми лет войдут «в черный список» и не смогут работать в этой сфере.

Будут ли все эти запреты, действительно, работать на безопасность водителя и пассажиров? И не создаст ли новый документ (в случае принятия) сложностей, особенно в регионах, где население предпочитает ездить на «праворуких» авто? Мнения экспертов, опрошенных «СП», на этот счет разделились.

Ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов считает, что «часть требований выглядит вполне справедливо»:

— Автомобили с кузовом «купе», например, действительно, мало подходят для комфортной перевозки и имеют неудобство при посадке и высадке. Довольно обоснованно, как мне кажется, и требование возрастного лимита. Поскольку речь идет о перевозках людей, то и машины должны быть технически исправными и комфортными, а большинство старых автомобилей этим требованиям не удовлетворяют. Что касается «праворуких» авто, то они объективно менее безопасны по сравнению с машинами, у которых руль слева. Но если такой законопроект будет принят, то, действительно, могут возникнуть серьезные проблемы у таксистов и автовладельцев на Дальнем Востоке, где используется немало праворульных машин.

Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько согласен с введением запрета на такси с правым рулем и «купе», но предлагает не спешить со списанием «ветеранов»:

— Праворульные вообще надо убрать с наших дорог. Не только такси, а все, поскольку они не предназначены для движения по правостороннему направлению, рассчитаны на совершенно иное движение. Они представляют опасность при обгоне по встречной полосе, так как ослепляют водителей встречных машин. У них более узкий угол обзора.

Запрет на «купе», наверное, тоже можно приветствовать, поскольку машины с таким кузовом все-таки не предназначены для перевозок большого количества пассажиров и при ДТП это может вызвать некую сложность с эвакуацией пострадавших.

Ну, а что касается «восьмилеток», то это решение, на мой взгляд, поспешное. Если машина прошла техосмотр и исправна, то почему она не может эксплуатироваться? Или для всех тогда вводите ограничения по возрасту. При ДТП не имеет значения — это такси или обычная машина.

«СП»: — А как быть с Дальним Востоком? Ведь таксопарки работают там преимущественно на японских машинах с правым рублем.

— Напомню, что полемика вокруг праворульных машин идет у нас уже лет десять-пятнадцать. Периодически власти решают: то подправить технический регламент, то внести изменения в правила дорожного движения, то что-то еще. Но поскольку Дальний Восток — это немалая часть страны, резких движений здесь старательно избегают, чтобы сдержать возможные социальные протесты. Тем не менее, наверное, постепенно все-таки нужно вводить однообразие и отказываться от «праворуких» автомобилей. Я бывал на Дальнем Востоке. Хотя там, и передвигаются, в основном, на праворульных машинах, многие уже предпочитают покупать автомобили с левым рулем. Причем, ездят за ними в Москву.

«К сожалению, нигде нет достоверной статистики о повышенной аварийности праворульных машин, да и в форме учета ДТП нет графы расположения руля, — говорит руководитель департамента защиты прав автовладельцев Национальной юридической службы Владимир Александров. — Известно, что несколько раз поднимался вопрос о том, чтобы запретить ввоз таких транспортных средств, запретить их эксплуатацию, прохождение технического осмотра. Все эти инициативы, в общем-то, натыкались на одно препятствие — отсутствие официальной статистики, подтверждающей, что ДТП происходят по причине правого руля. И сейчас нормальные обоснования не предоставлены. Что происходит в масштабах страны, нам неизвестно. Поэтому в этой части оценивать законопроект, как мне кажется, нет возможности».

«СП»: — А в части возрастных ограничений для машин-такси?

— По большому счету, состояние машины не зависит от ее возраста. Если нормально ухаживать за автомобилем, то это обеспечит и безопасность движения на нем. Единственное: в очень древних автомобилях не предусмотрено использование ремней безопасности. Но их, думаю, можно просто дооборудовать ремнями. А вот приведут ли все эти новшества к каким-то массовым протестам, я сказать не готов. Могут, наверное, быть проблемы: чем ближе к Дальнему Востоку, тем количество недовольных будет все больше и больше. Но в конечном итоге все будет зависеть от того, насколько корректно и грамотно людям все объяснят. Если это будет инициатива вроде, «запретить — и точка», такой подход, скорей всего, вызовет только неприятные встречные вопросы…

По мнению председателя профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослава Щербинина, обоснован только запрет на машины «купе»:

— С этим мы однозначно согласны, потому что такси должно быть четырёхдверным. И это нет смысла обсуждать. Но у нас большие сомнения по поводу «праворуких» машин и машин старше восьми лет. Во-первых, не стоит обострять обстановку в Приморье и на Дальнем Востоке, где автомобили с правым рулем составляют почти 70% всего автопарка. И уровень аварийности при этом там не выше, чем в среднем по России. Не стоит запрещать и восьмилетние машины. Потому что в различных регионах пробег такси различный. Есть маленькие города, поселки городского типа, где пробег минимальный и машина используется гораздо дольше. При этом она остается в хорошем техническом состоянии, и никаких угроз для безопасности там нет. Но цены как раз там ниже, чем в крупных мегаполисах, именно из-за того, что машины дольше ездят.

«СП»: — 1 сентября будет два года как вступил в силу новый закон «О такси». Он, по-вашему, упростил бизнес или сделал его более проблематичным?

— Он сделал его непредсказуемым и потому вызвал много недовольства. Вполне обоснованного недовольства, аргументированного. Осенью, я думаю, в Думу будут внесены от регионов ряд предложений по корректировке этого 69-го закона. Затем можно будет говорить о том, пошло это на пользу или нет. На данный момент единственная польза, что власть хотя бы обратила внимание на отрасль. Все остальное только усложняет жизнь водителям.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня