Авто

«И кто его знает — чего он моргает?»

Как правильно пользоваться световыми сигналами на трассе

  
41223

Достаточно ли вы хорошо знаете, как себя вести на трассе? «Конечно!», — ответите вы и даже достанете новейшее издание правил из бардачка. Но не спешите отправляться в путь, не узнав о не менее важных правилах — негласном кодексе общения на трассе с помощью световых сигналов. Этому нечасто учат в автошколах, а ведь выполнение простых правил позволяет не только повысить безопасность, но и помочь другим.

Прежде всего, отправляясь в дорогу, особенно на не очень распространенной марке автомобиля, или туда, где сложно найти фирменный автосервис, надо иметь с собой запасные лампы ближнего/дальнего света (разумеется, при условии, что их можно поменять в полевых условиях). Если с перегоревшей лампой заднего хода можно проехать не одну тысячу километров и не заметить этого, то без света одной блок-фары ночью езда становится гораздо опаснее! То же относится и к лампам «поворотников» и задних «габаритов». В дополнение к этому не будет лишним возить с собой светоотражающий жилет — ведь стоит он копейки и места занимает совсем не много, а пригодиться на ночной дороге очень даже может. Некоторые скажут, что всё это ненужный балласт и перестраховка. Скажут, что ездят уже 5−10 лет и ничего из этого им не пригодилось. Я только напомню, что этот набор законодательно надо иметь с собой на дорогах некоторых стран Евросоюза.

Первое и самое главное назначение автомобильного света — автомобиль должен быть заметен для окружающих! К счастью, некоторое время назад в ПДД был внесен пункт об обязательном использовании ближнего света фар круглое время суток — пусть в солнечный день он почти не заметен, зато на дорогах стало гораздо меньше водителей, экономящих на спичках, а именно использующих только габариты в сумерки или в дождь. Если вы видите всех участников движения, это не означает, что вас все видят! Некоторые не включают ближний свет из вежливости — дабы не слепить других. Так вот, лучшим проявлением вежливости будет обозначение себя на трассе. К сожалению, данный пункт правил написан кровью и не стоит им пренебрегать.

Не стоит впадать и в другую крайность — включать все переключатели света, которые можно найти в салоне. Особенно это относится к заднему противотуманному фонарю. Во-первых, он банально слепит других участников движения сзади — обычно мощнее задних габаритов. Во-вторых, может помешать своевременному распознаванию ваших стоп-сигналов. Кстати, ПДД предусмотрено наказание за «использование заднего противотуманного фонаря в любых условиях, кроме условий недостаточной видимости».

Почти все знают, что о патрульной засаде принято предупреждать вспышками дальнего света, но мало кто знает, что чтобы избежать ослепления в темное время суток для этой цели просто несколько раз переходят на габариты и обратно на ближний свет.

Следующий пункт пригодится скорее в плотном, но скоростном, городском движении. Сзади едущий автомобиль прижимается к вам и совершенно не держит дистанцию? Возможно, он пытается сэкономить несколько граммов топлива, двигаясь в потоке разреженного воздуха за вашим авто, надеясь на то, что ему все видно впереди, и на свои тормоза. Однако в случае экстренного торможения за время, за которое он перенесет ногу на педаль тормоза, дистанция будет исчерпана. Да, вы не будете виноваты, но оно вам надо? Лучшим вариантом будет просто перестроиться в правый ряд и снизить скорость, пропустив вперед «летчика». Но иногда достаточно просто несколько раз быстро моргнуть стоп-сигналами (без значительного замедления).

Следующие два пункта относятся к использованию аварийной сигнализации помимо её прямого назначения (нет, не тогда, когда бросают автомобиль посреди дороги, чтобы «забежать на минутку в магазин», а чтобы привлечь внимание к автомобилю в случае нештатной ситуации). Многие знают, как сказать «спасибо» тому, кто вас пропустил — нужно просто включить аварийную сигнализацию на две секунды. Ведь так приятно говорить спасибо людям, которые помогли! Кстати, если вы находитесь в роли уступающего — вспышкой дальнего света можно как бы сказать «Я тебя пропускаю, смелей!» В дополнение к этому, «аварийкой» также выражают извинения — если вы кому-то неумышленно помешали, например, заставили сбавить скорость.

Однако аварийная сигнализация — это ещё одно сообщение окружающим водителям, гораздо более информативное, чем «спасибо» и «извини». Впереди авария? Поток машин резко замедляется? Или на трассе какое-то препятствие, неровность без обозначений? К сожалению, на большинстве современных автомобилей, интенсивность свечения стоп-сигналов не зависит от интенсивности замедления. А включенная «аварийка» всегда привлечет внимание сзади едущих автомобилей. Стоит отметить, что многие авто самостоятельно включают аварийную сигнализацию при резком замедлении. Но даже если вы не замедлялись, а просто проехали не обозначенную никакими знаками неровность (коих даже на федеральных, особенно ремонтируемых, трассах хватает) — помогите авто сзади, а следующий раз помогут вам.

Самый опасный и пугающий новичков маневр на обычном двухрядном шоссе — обгон, особенно длинного автопоезда. Благодаря высокой посадке водитель автопоезда видит дорогу впереди намного дальше и может помочь более шустрым соучастникам движения.

Как же водитель тихоходного длинномера впереди подскажет, что путь свободен? Очень просто — сместится вправо и включит правый поворот, не снижая скорости. Соответственно, противоположный сигнал — смещение влево (разумеется, в пределах своей полосы) — означает, что сейчас не лучшее время для обгона. Не стоит забывать, однако, про знаки запрещения обгона и сплошную линию разметки, которая имеет безусловный приоритет перед любыми негласными сигналами.

И последний пункт «кодекса» касается грамотного использования дальнего света на трассе. Пункт 19.2 ПДД предписывает переключать свет с дальнего на ближний «на расстоянии не менее чем за 150 м. до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого». По факту, дальний свет многих современных автомобилей светит дальше (до 200−250 метров), поэтому не стоит ждать, пока ослепленный встречный водитель «попросит» переключиться. Также стоит включить ближний свет раньше непосредственного зрительного контакта со встречным автомобилем — в случае перегиба трассы, когда луч встречного дальнего света хорошо просматривается. А обратное переключение следует выполнять строго после разъезда — включенный дальний свет за секунду до того, как автомобили разминулись, очень опасен.

Как видите, ничего сложного в этом нет. Выполнение этих правил — проявление уважения на дороге, и если большинство водителей будет их знать и придерживаться, это поможет предотвратить не одно ДТП.

Фото: Коммерсантъ/Дмитрий Азаров

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня