Авто

«И кто его знает — чего он моргает?»

Как правильно пользоваться световыми сигналами на трассе

  
41215

Достаточно ли вы хорошо знаете, как себя вести на трассе? «Конечно!», — ответите вы и даже достанете новейшее издание правил из бардачка. Но не спешите отправляться в путь, не узнав о не менее важных правилах — негласном кодексе общения на трассе с помощью световых сигналов. Этому нечасто учат в автошколах, а ведь выполнение простых правил позволяет не только повысить безопасность, но и помочь другим.

Прежде всего, отправляясь в дорогу, особенно на не очень распространенной марке автомобиля, или туда, где сложно найти фирменный автосервис, надо иметь с собой запасные лампы ближнего/дальнего света (разумеется, при условии, что их можно поменять в полевых условиях). Если с перегоревшей лампой заднего хода можно проехать не одну тысячу километров и не заметить этого, то без света одной блок-фары ночью езда становится гораздо опаснее! То же относится и к лампам «поворотников» и задних «габаритов». В дополнение к этому не будет лишним возить с собой светоотражающий жилет — ведь стоит он копейки и места занимает совсем не много, а пригодиться на ночной дороге очень даже может. Некоторые скажут, что всё это ненужный балласт и перестраховка. Скажут, что ездят уже 5−10 лет и ничего из этого им не пригодилось. Я только напомню, что этот набор законодательно надо иметь с собой на дорогах некоторых стран Евросоюза.

Первое и самое главное назначение автомобильного света — автомобиль должен быть заметен для окружающих! К счастью, некоторое время назад в ПДД был внесен пункт об обязательном использовании ближнего света фар круглое время суток — пусть в солнечный день он почти не заметен, зато на дорогах стало гораздо меньше водителей, экономящих на спичках, а именно использующих только габариты в сумерки или в дождь. Если вы видите всех участников движения, это не означает, что вас все видят! Некоторые не включают ближний свет из вежливости — дабы не слепить других. Так вот, лучшим проявлением вежливости будет обозначение себя на трассе. К сожалению, данный пункт правил написан кровью и не стоит им пренебрегать.

Не стоит впадать и в другую крайность — включать все переключатели света, которые можно найти в салоне. Особенно это относится к заднему противотуманному фонарю. Во-первых, он банально слепит других участников движения сзади — обычно мощнее задних габаритов. Во-вторых, может помешать своевременному распознаванию ваших стоп-сигналов. Кстати, ПДД предусмотрено наказание за «использование заднего противотуманного фонаря в любых условиях, кроме условий недостаточной видимости».

Почти все знают, что о патрульной засаде принято предупреждать вспышками дальнего света, но мало кто знает, что чтобы избежать ослепления в темное время суток для этой цели просто несколько раз переходят на габариты и обратно на ближний свет.

Следующий пункт пригодится скорее в плотном, но скоростном, городском движении. Сзади едущий автомобиль прижимается к вам и совершенно не держит дистанцию? Возможно, он пытается сэкономить несколько граммов топлива, двигаясь в потоке разреженного воздуха за вашим авто, надеясь на то, что ему все видно впереди, и на свои тормоза. Однако в случае экстренного торможения за время, за которое он перенесет ногу на педаль тормоза, дистанция будет исчерпана. Да, вы не будете виноваты, но оно вам надо? Лучшим вариантом будет просто перестроиться в правый ряд и снизить скорость, пропустив вперед «летчика». Но иногда достаточно просто несколько раз быстро моргнуть стоп-сигналами (без значительного замедления).

Следующие два пункта относятся к использованию аварийной сигнализации помимо её прямого назначения (нет, не тогда, когда бросают автомобиль посреди дороги, чтобы «забежать на минутку в магазин», а чтобы привлечь внимание к автомобилю в случае нештатной ситуации). Многие знают, как сказать «спасибо» тому, кто вас пропустил — нужно просто включить аварийную сигнализацию на две секунды. Ведь так приятно говорить спасибо людям, которые помогли! Кстати, если вы находитесь в роли уступающего — вспышкой дальнего света можно как бы сказать «Я тебя пропускаю, смелей!» В дополнение к этому, «аварийкой» также выражают извинения — если вы кому-то неумышленно помешали, например, заставили сбавить скорость.

Однако аварийная сигнализация — это ещё одно сообщение окружающим водителям, гораздо более информативное, чем «спасибо» и «извини». Впереди авария? Поток машин резко замедляется? Или на трассе какое-то препятствие, неровность без обозначений? К сожалению, на большинстве современных автомобилей, интенсивность свечения стоп-сигналов не зависит от интенсивности замедления. А включенная «аварийка» всегда привлечет внимание сзади едущих автомобилей. Стоит отметить, что многие авто самостоятельно включают аварийную сигнализацию при резком замедлении. Но даже если вы не замедлялись, а просто проехали не обозначенную никакими знаками неровность (коих даже на федеральных, особенно ремонтируемых, трассах хватает) — помогите авто сзади, а следующий раз помогут вам.

Самый опасный и пугающий новичков маневр на обычном двухрядном шоссе — обгон, особенно длинного автопоезда. Благодаря высокой посадке водитель автопоезда видит дорогу впереди намного дальше и может помочь более шустрым соучастникам движения.

Как же водитель тихоходного длинномера впереди подскажет, что путь свободен? Очень просто — сместится вправо и включит правый поворот, не снижая скорости. Соответственно, противоположный сигнал — смещение влево (разумеется, в пределах своей полосы) — означает, что сейчас не лучшее время для обгона. Не стоит забывать, однако, про знаки запрещения обгона и сплошную линию разметки, которая имеет безусловный приоритет перед любыми негласными сигналами.

И последний пункт «кодекса» касается грамотного использования дальнего света на трассе. Пункт 19.2 ПДД предписывает переключать свет с дальнего на ближний «на расстоянии не менее чем за 150 м. до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого». По факту, дальний свет многих современных автомобилей светит дальше (до 200−250 метров), поэтому не стоит ждать, пока ослепленный встречный водитель «попросит» переключиться. Также стоит включить ближний свет раньше непосредственного зрительного контакта со встречным автомобилем — в случае перегиба трассы, когда луч встречного дальнего света хорошо просматривается. А обратное переключение следует выполнять строго после разъезда — включенный дальний свет за секунду до того, как автомобили разминулись, очень опасен.

Как видите, ничего сложного в этом нет. Выполнение этих правил — проявление уважения на дороге, и если большинство водителей будет их знать и придерживаться, это поможет предотвратить не одно ДТП.

Фото: Коммерсантъ/Дмитрий Азаров

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Анатолий Баранов

Главный редактор ФОРУМ. мск

Александр Шершуков

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня