Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
17 сентября 2014 07:50

Опять седан?

3 довода «против» кузова типа «седан» и 1 — «за». С предысторией и размышлениями

6699

Россию принято считать страной седанов. Тем временем, представленные на отечественном рынке мировые производители предлагают автомобили с любым типом кузова. Причем, многие из них больше подходят к российским условиям эксплуатации, чем привычный седан.

Предыстория

Уже сложно установить — почему мировые автопроизводители на заре массового завоевания российского рынка решили, что мы будем покупать автомобили исключительно с отдельным багажником. Наверное, сыграла роль определённая инерция, докатившаяся до нас ещё с имперских времён, когда почти все «Жигули» и «Москвичи», не говоря уже о «Запорожцах», были именно с кузовом седан. Немногочисленные вариации типа ВАЗ-2102/2104 или «Иж Комби» воспринимались тогда исключительно в утилитарном ключе — ездить на таких «в свет» считалось не совсем уместным. И когда на наш рынок хлынули иномарки, то мы по привычке покупали опять же седаны.

Но если посмотреть на так называемые «развитые автомобильные рынки», например, на Европу, то седаны там водятся только в «бизнес» и в «представительском» классах. А уже в сегменте D (Volkswagen Passat, Ford Mondeo, Mazda 6 и так далее) доля седанов заметно меньше половины. Спустимся ещё на одну ступеньку в классификации и заметим, что в классе С седанов уже практически нет! Только хетчбеки и универсалы. Может быть, разница в менталитете европейцев и россиян? Ответ на этот вопрос проиллюстрируем нашими Дальним Востоком и Сибирью, где с середины 90-х по 2008 год структура автомобильного рынка существенно отличалась от остальной России, и правил бал б/у «правый руль» из Японии. Поначалу сибиряки и дальневосточники тоже покупали седаны. Но бездонное многообразие моделей и модификаций праворульных автомобилей потихоньку брало своё. Особенно в «бюджетном» сегменте. К середине первой декады 2000-х годов от пестроты на улицах городов от Владивостока до Новосибирска буквально рябило в глазах. Практичные и хозяйственные сибиряки и дальневосточники раскусили, что в привычном кругу «дом-работа-супермаркет-дача-отпуск» седан — это отнюдь не оптимальный выбор. И внутренний японский рынок дал им действительно необходимое и обоснованное жизнью разнообразие: универсалы (Toyota Corolla Fielder, Honda Orthia, Nissan Wingroad), высокие хетчбеки (Toyota bb, Nissan Cube), компактвэны (Honda Airwave, Toyota Raum) и так далее. Кто был чуть побогаче — брали опять же не седаны, а минивэны типа Toyota Gaia или Honda Odyssey. Ну и внедорожники, конечно. Которых, как известно, с отдельным багажников попросту не бывает.

В это же самое время по западную сторону от Урала всё было по-другому. В «моду» входили автомобили новые. На «полноценные» европейские модели денег у народа особо не водилось, и тогда родился «великий и ужасный» тот самый массовый «бюджетный седан». Первой ласточкой (если не сказать кукушонком, судя по дизайну) в 2004 году стал Renault Logan. Нарочито простой, даже местами слишком простой, Logan очень быстро доказал, что имеет право на существование. Ведь за цену хорошо упакованной «Лады» покупатель получил Иномарку! Для многих это было весомым аргументом. Плюс всеядная подвеска и пробеги у таксистов свыше 400 000 км, явно говорившие о высокой надёжности и долговечности. Да, уродлив, да, убог внутри, зато… Но не будем повторяться.

Конкуренты кусали локти и спешно придумывали их ответ «Логану». И только к 2010 году появились первые реальные альтернативы — Hyundai Solaris/Kia Rio и Volkswagen Polo Sedan. К последнему были вопросы уже на презентации этой модели — будут ли иные версии кузовов. Но немцы решительно и безапеляционно заявили, что нет. Мол, мы всё просчитали и точно знаем, что на российском рынке альтернативы седану не предвидится. Зато корейцы запустили параллельно с седанами ещё и хетчбеки, которые начали очень хорошо расходиться. Тут бы Фольсквагену подсуетиться и начать продавать хетч. Тем более, что он у них был всегда. Вот только одна загвоздка — хетчбек Polo позиционируется немцами как mass premium. Стоит соответствующе. И наступать на горло своим маркетинговым заморочкам они не собирались.

Ну а теперь доводы, обещанные в подзаголовке.

Бюджетный седан некрасив

Из этого правила есть единственное исключение — Volkswagen Polo Sedan. Да и то с натяжкой. Дело в том, что многие бюджетные седаны делаются из хетчбеков, дизайн которых рождался именно для этого типа кузова. И приделывание к этим законченным с эстетической точки зрения формам отдельного багажника — это форменное издевательство над красотой и гармонией. Особенно нелепо смотрится Fiesta Sedan. Но «Форду» хватило благоразумия не выпускать эту модификацию на наш рынок. Зато локализованная Fiesta в своём изначальном виде будет выпускаться в России. Если цена нормально оснащённой версии не перевалит через 600 000 рублей, то успех прогнозируем.

Бюджетный седан непрактичен

Да, мы не каждый день делаем ремонт и покупаем бытовую технику. Но когда возникает такая надобность, то хетчбек (а тем более — универсал) позволит реально сэкономить на доставке. И сэкономить не только деньги, но время — ведь мы же сами везём груз, а не ждём целый день, оставаясь привязанными к возможностям службы доставки.

Хетчбеки при сопоставимой вместимости багажных отсеков имеют меньшую длину и занимают меньше места на парковке/стоянке.

Вроде бы мелочь, но все хетчбеки и универсалы имеют «дворник» на заднем стекле. Седаны (за исключением некоторых «праворульных» из Японии) такого важного элемента улучшения обзорности лишены.

Довод на любителя, но хетчбеки и универсалы внутри более «воздушны» и дают ощущение большего пространства.

Бюджетный седан хуже управляется

Данный довод, на первый взгляд, является спорным. Но он основан на большом количестве нюансов, которые отнюдь не лежат на поверхности. Уже сам термин «бюджетный…» подразумевает экономию на доводке ходовых качеств. Но даже если «донором» был драйверский хетчбек, то колдовать над управляемостью сделанного из него седана никто не будет. В лучшем случае — просчитают на компьютере новые параметры пружин и амортизаторов. И сделают «помягше», что также не способствует устойчивости и надёжной управляемости. К тому же приделанный сзади стальной короб не только переместит центр тяжести назад, но и изменит динамику и инерцию поведения автомобиля в повороте. Что может вылиться в весьма неожиданный занос, особенно на скользком покрытии.

И довод «за»: «бюджетных седанов» довольно много и есть из чего выбирать.

А теперь посмотрим на картинку:

Это скрин-шот с бразильского сайта «Фольксвагена» с моделью SpaceFox. Получается, что у всемирно уважаемого концерна есть в заначке модель, которая при сопоставимой с Polo Sedan цене потенциально бы взорвала российский рынок. Но SpaceFox у нас не продаётся. Опять маркетинговые стереотипы? И эти стереотипы начали давать сбои. Пара «бюджетных» Peugeot 301/Citroen C-Elysse, по сути, провалилась. Как и их более старшие собратья Peugeot 408/Citroen C4 Sedan. Chevrolet Cobalt тоже продаётся ни шатко, ни валко. Поначалу решительные попытки Mitsubishi вытащить на наш рынок свой бюджетный седан закончились не начавшись. Чуть раньше сдался почти без боя Fiat Albea. Не слишком ли много сигналов, что российские покупатели начали задумываться о практичности, а не о мнимом престиже кузова с отдельным багажником?

А пока ЕДИНСТВЕННОЙ доступной моделью с практичным и довольно симпатичным кузовом универсал является… Лада Калина! С «автоматом» и почти «полным фаршем» она продаётся по цене ниже 500 000 рублей. Столичные предрассудки по части отечественного автопрома не позволяют иметь такую Калину в Москве, но провинция этот тип кузова давно раскусила. Но иномарочной альтернативы нет. Хотя несколько лет назад успешно продавались и были популярными такие модели, как, например, Nissan Note или Ford Fusion. Обнадёживала ситуация с моделью Skoda Rapid Spaceback. Ведь этот ладный аппаратик был представлен в двух версиях — седаноподобный лифтбек и приятный взору почти универсал. И опять старые грабли — последний на Россию пока не идёт. Но обратите внимание на поисковые запросы по поводу этой модификации. Народ явно заждался старта продаж в России именно универсальчика! Это ли не сигнал маркетологам?

И специально для адептов конспирологии. А может быть «бюджетный седан» для России — это один из плодов «теории заговора»? Шутка конечно, но такие безумные мысли тоже иногда возникают.

Снимок в открытие статьи: ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев.

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня