Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
7 апреля 2015 12:02

Внуки Арбата проснулись

Исраэль Шамир о последних скандалах в культурной жизни России

9506

Культуркампф — война культур, или, лучше, идеологическая борьба разгорелась в России вовсю. Тут тебе и арьергардные бои вокруг новосибирского спектакля «Тангейзер», и схватки, связанные с фильмом «Левиафан», и споры об Украине. Министр культуры Мединский, не самый популярный министр в этой сложной отрасли, находится под ударом, и критики яростно требуют его головы. Кошку бьют, а невестке наветки дают — спорят о кино, но имеют в виду Путина и его преобразования.

Критики — люди девяностых, преемники прорабов перестройки и детей Арбата. В страшные годы России, когда рухнули искусство, наука, сельское хозяйство, промышленность и армия, они устроились и прочно, надежно обосновались, приватизировав столичную иерархию искусств. Они получили свои места из рук Ельцина и Яковлева. Жизнь России пошла дальше, но они никуда не делись — как и прежде, они постоянно прописаны на телеэкране, они умеют получать гранты, знают, где достать миллионы на свои проекты, как выбить субсидии, как распилить бюджет. Сейчас они активизировались.

Если бы мамонт оттаял и пошел по улицам Москвы — он бы удивил не больше, чем вручение кинопремий «Ника» в этом году. Первые премии достались фильму «Трудно быть богом», снятому покойным Алексеем Германом много лет назад. Критик справедливо назвал его «апофеозом интеллигентской чернухи». Этот фильм — по любимой книжке юношества — смотреть невозможно, не говоря уж о присуждении премий. Несмотря на огромную раскрутку, он оправданно провалился в прокате. Десять миллионов наших с вами долларов вкачали в этот проект, а на-гора он выдал только один миллион с хвостиком. Не в деньгах счастье, но все же обидно. Художественная ценность фильма стремится к нулю, если не выражается в отрицательных величинах.

Вышедший на экраны после 14 лет работы и через два года после смерти режиссера фильм вошел в десятку самых провальных российских лент, что доказывает наличие вкуса у русского кинозрителя. Визуально — на экране не видно ничего, кроме грязи и экскрементов. Его идея — интеллигенты это супермены неземного происхождения, а прочие — быдло и ватники. Трудно быть богом, но никакого другого бога нет.

Жюри «Ники» колебалось между «Трудно быть богом» и «Левиафаном». Что лучше покажет российскому зрителю и гражданину, как его презирают мастера культуры? Выбор жюри пал на фильм Германа, но и «Левиафану» достались кое-какие награды. Фильм номинального главы «Ники» талантливого Андрея Кончаловского не снискал премий. Зато особый приз «Ники» достался Лии Ахеджаковой — «За честь и достоинство». Не знаю, какой творческий подвиг Ахеджаковой полюбился жюри «Ники». Ее призыв расстреливать депутатов всенародно избранного парламента России в 1993 году? Ее кликушество на Болотной? Ее поддержка Ходорковского? Ее ненависть к коммунистам? Ее пылкая любовь к фашистскому режиму в Киеве? Не случайно ей вручала премию вдова Бориса Ельцина, ликвидировавшего Советский Союз в сговоре с Киевом.

Не случайно КиноСоюз (так называется либеральный осколок Союза Кинематографистов России) встал на сторону Киева в его конфликте с Москвой. На его сайте — возмущение деятелей искусства тем, что Крым им дорого обходится, недовольство Путиным, который нерачительно распоряжается народными деньгами. Если бы рачительно — они бы не увидели копейки бюджетных денег. Но дело нешуточное.

Итальянский философ Антонио Грамши создал теорию культурной гегемонии, по которой именно в культуре определяется господство идей в обществе. Культурная гегемония, захваченная перестроечным «Огоньком», так и осталась в их руках. Вот послужной список типичного победителя из девяностых: Медаль «Защитнику Свободной России» 1992 г., «Почётная грамота» МИД Латвии «За содействие независимости Латвийского Государства» 2006., Офицер Ордена «Трёх звёзд» Латвия 2009 г., Лауреат Первой Премии Посла Польши в РФ. 2010 г. То есть — человек не испытывает дискомфорта, даже гордится тем, что русских в Риге лишили гражданских прав, что НАТО обосновалось на польской земле. Не удивительно, что такие люди возмущены смещением новосибирского директора театра оперы и балета Бориса Мездрича («Тангейзер») и требуют головы министра культуры Мединского — если уж нельзя получить голову Путина, который, по их мнению, мало что решает.

Приход Путина к власти воспринимается в перспективе времени как революция. Покойный русский философ Александр Зиновьев считал, что Путин — это «третий ГКЧП», победивший после двух неудач, в 1991 и в 1993. (Он был в восторге от ГКЧП и Путина). Но путинская революция была слишком уж бархатной. Бывшие комсомольцы, пресловутая «семья», раздербанившие Россию, остались на своих местах, в своих банках и во главе своих компаний. Путин обещал их не трогать — и их не тронули. Приватизацию не отменили. Ельцинскую гвардию разбавили силовиками, но те не поняли, что культура и идеология не менее важны, чем кантемировская дивизия.

Люди искусства — во многом конформисты в душе. По-другому им не выжить. Если они массово выстраиваются за прорабами и их преемниками, то это и потому что у тех там — командные высоты, деньги и слава, а у сторонников Путинской революции, простите, ничего нет. Это понял Максим Кантор, талантливый художник и писатель, в своем первом воплощении осудивший девяностые и их последователей. Но вскоре он разобрался, перевоплотился, осудил Путина, Россию, Крым — и ни разу не пожалел. Он стал рукопожатным, получил денежные и лестные заказы и процветает. Приходится ему время от времени покаяться за былое, но, видимо, дело того стоит.

А вот обратный пример. Директор Михайловского театра Владимир Кехман согласился взять Новосибирский театр и излечить его от антихристианской горячки. На него обрушился Следственный Комитет. В Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Воронеже, Ростове, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве работники СК наехали на офисы компании, в прошлом связанной с Кехманом, а СМИ немедленно обвинили Кехмана в мошенничестве. Вспомним, что недавно Следственный Комитет устроил обыск по пустячному поводу в редакции Лайфньюз. То есть у противников путинской революции есть и мощный административный ресурс.

Разгоревшийся сейчас культуркампф, идеологическая война — это борьба с недобитками, с самовоспроизводящимся вирусом девяностых. Его заложили глубоко в структуру общества западные спецслужбы, курировавшие ельцинский режим. У вируса есть все для развития — капиталы, контакты, структуры. Премии «Ника» — это яркое живое напоминание о том, что девяностые не ушли, они только затаились. Сейчас они выбираются на поверхность.

Фото: Евгений Курсков/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня