После комментария, данного Олегом Табаковым по поводу «черного списка» российских деятелей культуры, которым запрещен въезд в Украину, на него вылился ушат гневных филиппик. Украинцы обиделись за себя, а представители российской общественности — за весь украинский народ.
Он «вжился в образ Шелленберга и пользуется его риторикой», «это что-то такое совсем за гранью», репутация Табакова будет «обнуляться»
От себя замечу, что те, кто составил «черный список» с формулировкой «как представляющих угрозу национальной безопасности Украины», независимо от национальной принадлежности — придурки. Точно такие же придурки и те, кто занимался и занимается шельмованием Макаревича, Арбениной, Земфиры.
Теперь самое время процитировать комментарий Олега Табакова.
«Они и так не очень просветленные. Как бабушка в сердцах говорила: „Та плюнь ты на них. Это ж тэмни та нэграмотни люды“. Беда в том, что люди нормальные будут страдать от того, что нормальная информация никак к ним не попадает. Это ж нужно, чтобы кто-то из обитателей этой страны изнутри что-то понял. Я вам так скажу: стыдно за те мерзости, которые они делают, убивая людей и разрушая их жилища. А так, откликаться на них… Я махнул рукой, несмотря на то, что у меня одна четверть крови украинская».
«Я жалею их, понимаете? Они в каком-то смысле убогие. А сейчас я совсем такую крамольную мысль вам скажу. Беда же настоящая заключается в том, что во все времена их лучшие представители интеллекта, литературы — они по сравнению с русскими были где-то на второй или третьей позиции».
Из истории мировой и, прежде всего, отечественной культуры нам должно быть хорошо известно, что гениальные, талантливые люди, как и все прочие смертные, могут заблуждаться, делать опрометчивые заявления, угождать власти и прочее, прочее.
Читаемый и почитаемый во всем мире Федор Достоевский не был чужд антисемитизма. Поэт-демократ Николай Некрасов ради спасения своего журнала «Наш современник» написал оду «Муравьеву-вешателю», который самым кровавым образом подавил польское восстание. Поклонники поэта срывали его портреты, на которых писали одно слово «подлец». Тончайший лирик Федор Тютчев полностью одобрял деятельность того же «Муравьева-вешателя». Александр Блок, страшно сказать, пошел в «услужение Советской власти». Философ Иван Ильин не скрывал своих симпатий Гитлеру. Список подобных примеров можно продолжить до бесконечности. Только не вижу смысла.
Каждый из вышеназванных людей застолбил свое место в истории. Они это место заслужили не политическими заявлениями, а творчеством. В исторической перспективе их репутация нисколько не пострадала и совсем не «обнуляется».
Все сказанное в полной мере относится и к Олегу Табакову. Свое место в отечественной культуре он занял на много лет вперед. К тому же не вижу в словах артиста чего-то чрезвычайно крамольного. И уж, тем более, шовинистического.
«Они и так не очень просветленные»… Разве это неправда? «Черные списки» артистов, запрет к показу российских фильмов и сериалов, однобокая и часто лживая информация — это что, просветление? Заранее принимаю упрек, что и в нашей стране таких «непросветленных» в процентном отношении не меньше. Даже больше, наверное. Но вопрос был к Табакову по Украине, а не по России. Мы только можем предполагать, что бы он ответил, если бы его попросили прокомментировать какую-либо российскую ситуацию.
А уж заявления украинско-российской общественности про шовинизм артиста просто «смех на палке». Что может быть шовинистического в словах «беда же настоящая заключается в том, что во все времена их лучшие представители интеллекта, литературы — они по сравнению с русскими были где-то на второй или третьей позиции».
Не признавать этого очевидного факта и есть та убогость, о которой возможно говорит Табаков. Переписанную украинскую историю без смеха и горечи читать нельзя, потому что она убога. Это история обиженных на всех и вся людей. Украинская цивилизация и государственность в украинской интерпретации древнее древних египтян, греков и римлян вместе взятых. Ну, да ладно. Пусть тешатся и других потешают своими «историческими», в общем-то, безобидными изысками. Хочется им быть «древними греками» — пусть будут.
А вот это уже не так безобидно. Ближайший союзник Киева Польша буквально на днях отмечала годовщину волынской резни, устроенной УПА в 1943 году. А обиженный сосед учреждает праздник день защитников Украины, который будет отмечаться в день создания УПА.
«А вот то, что Табаков свое „убогие“ адресовал уже не к Порошенко и Яценюку, а ко всему украинскому народу, ко всей украинской интеллигенции, причем не только к современной, подчеркивая ее второ- а то и третьесортность, это уже настолько напоминает нацизм, что слово „напоминает“ скорее всего, лишнее», — пишет журналист Игорь Яковенко.
Господи, какой нацизм? Всего лишь эмоционально окрашенная констатация исторических фактов. Кто-то может возразить по сути?
Попытайтесь назвать хоть одно писателя и поэта, кто стоял бы вровень (на одной позиции) с Пушкиным, Лермонтовым, Достоевским, Блоком, Ахматовой, Цветаевой. И здесь список может быть бесконечен. Точно такое же соотношение позиций и с литературой Белоруссии, Прибалтики и многих других больших и малых стран. Не надо комплексовать и обижаться. Так исторически сложилось. Кстати, Федор Достоевский на похоронах Николая Некрасова сказал, что поэт занимает третье место (позицию) после Пушкина и Лермонтова.
И немного про футбол. Российская сборная по сравнению с украинской находится где-то «на второй или третьей позиции», потому что гораздо бездарнее играет в футбол. Это тоже констатация факта, который подтверждается рейтингом ФИФА. Бедный старик Блаттер! Он еще к тому же и нацист.