55 лет как человечество в Космосе. Это совершенно поразительный факт.
О чём думали люди 55 лет назад, глядя в будущее? Ну, наверное, вряд ли о том, что в год 55-летия первого полёта человека вокруг Земли они отметят и 44 года со дня последнего полёта на Луну. Никто в 1961 г. не подумал бы, что русские так и не долетят до Луны. И уж тем более никто не подумал бы, что американцы, добравшись туда всего лишь через восемь лет, ограничатся шестью прилунениями и — с 1972 г. — забудут о межпланетных амбициях. А между тем, это так — будущее, от которого во всём мире ожидали всё новых стартов и — не позднее 1999 г. — яблок, цветущих на Марсе, забуксовало на ухабах экономических трудностей и политических расчётов.
Да и вообще будущее как подменили. Вся творческая энергия человечества ушла в свисток. Ну, точнее, в рингтон. Фантастические суперкомпьютеры — «большие всепланетные информатории» космического будущего — уступили место всё более грандиозным (и всё более общедоступным) гаджетам, погрузившим человечество в бездны информационного комфорта. Комфорта, поломавшего героические планы человечества и — не прошло и двух поколений — изнежившего одних (богатую Америку и Европу) и, казалось бы, «подсадившего» на мечты о комфортном будущем всех остальных (в том числе и нас, недавних звёздных первопроходцев). Тем временем — что там тосковать о Луне и о близком какие-то 55 лет назад Марсе — перелетел сперва в Парк культуры, а потом на ВДНХ нерождённый «Буран». Тем временем старые и надёжные (и так и не переизобретёные с 60-х гг.) советские ракеты превратились в космических извозчиков для поддержания на низкоорбитальном плаву совместных с богатыми американцами и всё менее оправданных общественным мнением орбитальных проектов. А будущее — то, которое мы с восторгом предощущали 55 лет назад? Оно — осталось в прошлом?
11 апреля ВЦИОМ опубликовал поразительные результаты очередного опроса общественного мнения. В кризисном 2016 г. 73 процента граждан России выступают ПРОТИВ сокращения расходов на космические полёты. Кризис, конечно, как-то повлиял на общественные настроения — в прошлом, тоже кризисном, 2015 г. против сокращения космических расходов выступали 76 процентов наших соотечественников! И это ещё не всё.
17 процентов опрошенных считают необходимым увеличить расходы на космос. 50 процентов опрошенных уверены, что Россия должна стать первой страной, которая отправит космонавтов на Марс, 48 процентов считают это важным, 40 процентов — необходимым. О Луне тоже не забывают: 48 процентов граждан одобряют планы строительства обитаемых лунных станций…
Как всё это объяснить? Куда подевался скепсис? Где — требования не тратить народные деньги на космические железки, а купить на них побольше колбасы? Ведь именно об этом твердили нам продвинутые СМИ и компетентные либеральные эксперты! Ведь у нас всё плохо — народ без пармезана вот-вот голодные бунты учинит!
Что ж, народ наш — как и много раз до этого, как и в памятный день 12 апреля 1961 г., — продолжает удивлять тех, кто слишком ничтожен и мелок для того, чтобы предугадать и понять его.
Тем временем приближается 27 апреля. В этот день с космодрома «Восточный» стартует ракета-носитель «Союз-2.1а», которая выведет на орбиту три космических аппарата. Один из них — спутник «Михайло Ломоносов», разработанный и изготовленный в Московском государственном университете. Этот запуск станет первым запуском с нового стратегического космодрома, который уже утверждён в качестве базового для будущих пилотируемых стартов России — в том числе к Луне и к Марсу.
Что можно сказать об этой удивительной перспективе? Сначала о словах. Первый пилотируемый космический корабль планеты Земля, корабль Юрия Гагарина, назывался «Восток». Первый многоместный корабль, на котором стартовали в 1964 г. Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров, назывался «Восход». И мы имеем все основания для того, чтобы связывать с новым космодромом «Восточный» перспективу, которую мы назовём «Восходом России».
Дело не только в том, что теперь — с введением в эксплуатацию «Восточного» — Россия восстанавливает в полной мере «космический суверенитет». И не только в том, что космодром «Восточный» станет точкой роста Дальнего Востока — вокруг которой появится развитая транспортная, промышленная, научная и даже туристская инфраструктура (в отличие от других космических объектов России, космодром имеет все шансы стать популярнейшим туристическим объектом). И даже не только в том, что эта точка роста даст в перспективе работу тысячам жителей Дальнего Востока.
Речь идёт о гораздо более масштабных и долгоиграющих вещах. О том, что будет дан толчок развитию других регионов России (так, сборка новых ракет «Ангара» теперь будет производиться в Омске). О том, что возникнет новый центр мировой космонавтики, инфраструктурно тяготеющий к ведущим космическим державам XXI века — США, Японии, Китаю. А самое главное — вот о чём.
55 лет назад, в 1961 г., полёт Юрия Гагарина стал «полётом Победы» — он подвёл черту под восстановлением Советского Союза, казалось бы, безвозвратно разрушенного самой страшной войной в истории человечества. Это было закономерным чудом — чудом народного подвига и народной энергии. Но сегодня чудо — если оглянуться назад — ничуть не меньшее.
Оказывается, что Космос остаётся притягательной и высокой целью, объединяющей наших людей вокруг творческих, высоких задач, не укладывающихся в «западные стандарты» эгоистического благополучия.
Новый космодром «Восточный» подводит черту под несостоявшимся крушением России как цивилизации. Это — символ возрождения страны после краха 1991 г., как оказалось, не окончательного. Это — символ нового времени, времени той России, в которую — вместе с военной мощью, олимпийскими победами, ростом численности населения и космическими стартами — возвращается Будущее.
Автор — Член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации.