Мнения / Кино и театр

«Кавказ-фильм» как надежда русского кинематографа

Рамзану Кадырову предлагают новую идею

  
3114
Актеры Арманд Ассанте и Марк Дакаскос (слева направо) в аэропорту Грозного, 2008 год
Актеры Арманд Ассанте и Марк Дакаскос (слева направо) в аэропорту Грозного, 2008 год (Фото: Сергей Узаков/ТАСС)

Поехала моя родственница в туристический вояж по Чечне. Вернулась в полном восторге. Вот слушаю я её и задаюсь неудобными вопросами. Да, Рамзан Кадыров активно вкладывается в республику. Да, развивает не только имиджевые проекты: туризм или строительство, но и иные, не столь очевидные для обывателя направления. Например, смешанные единоборства. Это все, безусловно, дальновидно, правильно и мудро. Однако у меня вопрос: почему Кадыров не инвестирует в кинематограф?

Ведь это же очевидно. Во-первых, современная киноиндустрия — это очень серьезные деньги. Во-вторых, заветы Ильича пока ещё никто не отменял и кино, по-прежнему, «важнейшее из искусств». Кто сомневается — смотрите на Штаты и опыт Голливуда. В-третьих, российское кино находится сегодня в никем не скрываемом кризисе. Даже глава Роскино спокойно заявляет о провале почти всех новых российских фильмов. Говорит: «Будем анализировать».

На днях один маститый сценарист заявил мне, дословно: «За последние десять лет я не могу пристроить ни один из своих киносценариев». Чтобы выжить, он теперь работает с телесериалами. А ведь это пишет человек, входящий в первую десятку, если не в пятерку, самых известных из ныне действующих российских кинодраматургов.

Так почему бы Чечне не стать точкой сборки нового российского кино? Кадыров может главное: найти деньги и убедительно попросить делать качество, а не откаты и дерибан в междусобойчике. В России есть огромный потенциал, он как вулкан клокочет под землей и ждет прорыва. Кто не верит, смотрите проект «Двадцать восемь панфиловцев». Финансирование проекта, кстати, стартовало в формате краудфандинга и лишь потом фильм получил грант Минкульта. А ведь подобный кинопроект весь бывший Советский Союз ждал лет семь. Рамзан Ахматович мог бы стать двигателем подобного проекта? Конечно, мог. Получился бы невероятный имиджевый прорыв. Но не срослось… Вот отсюда и вопросы.

Все разговоры об отсутствии базы, национальных кадров и прочего — совершенно несущественны. Когда-то Роман Балаян приехал на тот момент глубоко провинциальную киностудию им. Довженко и снял там великий фильм. Если бы киевляне не были бы такими кугутами, то балаянов бы там работало с десяток, и они бы за десять-двадцать лет подготовили бы достаточно кадров. Или вспомните Киргизфильм (где он сейчас, может кто-то сказать?). Совместно с Мосфильмом в 1965 году киргизы снимают «Первый учитель», проходит семь лет и вот уже выходит полностью самостоятельный фильм «Алые маки Иссык-Куля».

Это я говорю о большом, а не о национальном кино. Хотя и национального — тоже никто не отменял. Просто один пример. На нашей памяти между русскими и чеченцами легла страшная кровь. Прошли какие-то десять лет и в войне 08.08.08. чеченцы и русские вместе спасали Южную Осетию и её народ. Наши народы сумели переступить через кровь. Вопрос: как это отображено в киноискусстве? Вопрос, понятно, риторический…

Родится ли когда-нибудь «Кавказ-фильм» или нет, покажет время, однако свято место пусто не бывает. Кинематограф — одно из стратегических направлений в государственной идеологической машине. Думаю, рано или поздно, кто-то эту тему поднимет.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня