Почему нужно срочно вкладывать в здравоохранение, образование и науку?
Предстоящее 25 мая заседание Президиума экономического совета при Президенте России будет посвящено вопросам формирования новой долгосрочной стратегии экономического развития. Экономический спад, с которым столкнулась наша страна, исчерпание модели роста экономики, основанной на использовании природной ренты, колоссальный отток капитала в предыдущие годы, а также общий негативный фон на мировых рынках говорят о том, что вопросы стратегического развития сейчас важны как никогда.
Однако в связи с предстоящим событием бросаются в глаза несколько фактов, которые иначе как издевательством со стороны стратегов финансово-экономического блока правительства и либеральных экспертов, близких к власти, не назовешь. Речь идет о новой программе министерства экономического развития по выводу страны из рецессии до 2019 года, а также плане министра финансов Антона Силуанова в отношении формирования пенсионных накоплений граждан. И то и другое с большой долей вероятности будет обсуждаться на предстоящем заседании экономического совета, на котором также выступит со своими идеями Алексей Кудрин, назначенный в недавнем времени на пост руководителя Центра стратегических разработок. Однако обо всем по порядку.
Обнародованная на прошлой неделе программа министерства экономики по выводу России из рецессии предполагает формирование высокой нормы накопления за счет повышения корпоративных прибылей компаний России. Это, по мнению специалистов ведомства министра Алексея Улюкаева, должно будет способствовать росту инвестиций в экономику страны, источником которых как раз будут являться корпоративные прибыли. Однако ключевым моментом в данном случае является один из способов, с помощью которых министерство намеревается добиться инвестиционного роста — это заморозка реальных заработных плат и пенсий населения в период 2016 — 2017 г. г. Предполагается, что эти меры позволят нарастить объем инвестиций в экономике России к 2019 году до 24% от ВВП, а также среднегодовому росту экономики в 4%. В министерстве считают, что подобные меры будут также способствовать притоку иностранных инвестиций в Россию, и снижению оттока капитала, который по прогнозным оценкам должен обнулиться к этому периоду.
Другое нашумевшее предложение последнего времени — это подготовленная министерством финансов и Центральным Банком России реформа, подразумевающая переход пенсионных накоплений в частную собственность граждан. Как отметил Силуанов: «Речь идет о новом видении накопительной составляющей пенсионной системы. Мы говорим, что граждане, работающие, должны сами тоже заботиться о своем будущем».
Почему нужно срочно вкладывать в здравоохранение, образование и науку?
И наконец, отдельно стоит сказать о будущих предложениях Алексея Кудрина. Он будет предлагать меры, предусматривающие консолидацию бюджета, и предполагает рост экономики России на 1% ежегодно на краткосрочную перспективу. Кудрин также исходит из необходимости достижения целевого показателя по инфляции в 4% к 2017 году, в чем полностью совпадает с политикой таргетирования данного показателя, проводимой Центральным Банком России. Глава ЦСР предлагает также уделить особое внимание долгосрочным структурным реформам, в частности реформе правоохранительной и пенсионной систем.
Можно сказать, что в данном комплексе мер отразились все самые главные догмы и постулаты либеральных экономистов России. Снова предлагается затянуть пояса, как будто за последние два года не было катастрофического падения реальных денежных доходов населения, которые, кстати, по-прежнему имеют тенденцию к снижению. В очередной раз предлагается снижать социальные расходы, и, в целом, снижать роль государства в экономике. При этом кризис потребления, который явно имеет место в сложившейся ситуации, абсолютно не принимается в расчет, т.к. вышеназванными стратегами абсолютно не уделяется никакого внимания вопросам стимулирования спроса.
Во всей этой ситуации поражает то, что отечественные либералы, как внутри правительства, так и в экспертных кругах, по-прежнему слепо верят, что предлагаемая ими политика приведет к росту иностранных инвестиций в экономику нашей страны, повышению глубины локализации производства иностранных компаний в российских регионах, и ускорению темпов роста. Однако, даже не вдаваясь глубоко в какие-либо экономические теории и гипотезы, обыкновенный здравый смысл заставляет полагать, что неизбежным следствием жесткой макроэкономической политики, направленной на «зажимание» спроса станет дальнейшее падение покупательной способности населения. Это в свою очередь будет означать, что доходность инвестиций в нашей стране будет не высокой для иностранных инвесторов и производителей, т.к. товары, произведенные за счет локализации производства, просто некому будет покупать. Рассчитывать при этом на рынки сбыта в странах СНГ также не приходится из-за наблюдающегося и там падения потребительского спроса, что обусловлено взаимозависимостью экономик нашего региона.
Вопрос о том, существуют ли в таких условиях стимулы для иностранных инвесторов вкладываться в Россию, скорее носит риторический характер. К тому же, как ни крути, а если уж и говорить об инвестициях, то в первую очередь приходит на ум знаменитая аксиома Дж. М. Кейнса, выведенная им в 30-х гг. прошлого века, которая говорит о том, что сбережения равны инвестициям. Являясь излишком доходов над потреблением, сбережения должны формироваться за счет стимулирования спроса в момент экономического спада, т.к. только так можно создать необходимую норму накоплений в той или иной стране, что позволит запустить эффекты мультипликатора-аксселератора. Как видно из предложений министерства экономики, эти правила жестко игнорируются российскими либеральными стратегами. Также в расчет абсолютно не принимается даже возможность использования внутренних источников для инвестиций, несмотря на то, что к моменту марта текущего года объемы депозитов населения в банках составили колоссальное значение в 23 трлн. рублей. В дополнение, уровень нераспределенной прибыли компаний сейчас также составляет большие значения. Все эти средства могли бы стать прочным источником долгосрочной ликвидности в экономике, однако при условии продолжения политики затягивания поясов у людей просто не будет стимула к потреблению, и эти колоссальные средства пойдут на текущие нужды. А сомневаться в этом не приходится, учитывая темпы роста тарифов естественных монополий, рост оплаты услуг ЖКХ и рост инфляции, немонетарный характер которой сейчас может не видеть только слепой. Более того, при условии сохранения текущего макроэкономического курса не стоит ждать успешной реализации идеи Силуанова о формировании гражданами пенсионных накоплений, т.к. реальные доходы населения по-прежнему будут снижаться.
Теперь остановимся на предложениях Алексея Кудрина. Как уже было сказано выше, согласно его плану, Россия не может в ближайшее время расти на более чем 1% в год. Из предварительных данных также известно, что его план больше нацелен на реформы различных отраслей, чем на упор на внутренние источники долгосрочной ликвидности в экономике. Говоря о предложениях Кудрина, стоит понимать, что плавные и постепенные меры предлагаются именно в тот момент, когда мир все более отчетливо переходит к новому технологическому укладу. В такие моменты крайне необходимо способствовать притоку необходимых средств в те отрасли, которые будут определять технологическое лидерство страны в будущем. Следовательно, для создания подобных отраслей крайне необходима докапитализация основных институтов развития государства, которые ответственны за формирование новых производств. Однако план Кудрина абсолютно не учитывает подобных возможностей. Иными словами, мобилизационный вариант экономики, который полностью целесообразен в текущих условиях, осложняющихся к тому же далеко не простой геополитической обстановкой, полностью отвергается.
Справедливости ради стоит отметить, что вариант министерства экономики предполагает таргетирование средств в наиболее технологичные сектора экономики. Однако в случае следования по этому пути, нашей стране может просто не хватить существующих ресурсов из-за крайне низкого показателя монетизации российской экономики. Ведь план министерства также не предполагает использования механизмов «количественного смягчения по-русски», и не уделяет должного внимания указанному показателю.
Смогут ли разогнать экономику реформы Кудрина?
Таким образом, заседание экономического совета 25 мая будет иметь очень большое значение. Решения, которые будут на нем приняты, отразятся фактически на каждом жителе нашей страны. Стоит отметить, что на заседании будут рассматриваться предложения не только тех людей, которые уже 15 лет формируют макроэкономическую политику нашего государства. Альтернативная точка зрения будет представлена также и бизнес-омбудсменом России, Борисом Титовым, который вынесет на обсуждение основные положения сформированной в рамках Столыпинского клуба программы, которая предусматривает докапитализацию российских институтов развития, активное использование механизмов проектного финансирования (которые, к слову, являются лучшим средством от инфляционной спирали) и резкой смягчение кредитно-денежной политики в нашей стране. Альтернативная программа сформирована целым рядом ведущих экономистов-практиков и отечественных бизнесменов, в лице Андрея Клепача, Сергея Глазьева и других. Она полностью учитывает как реалии внутреннего положения дел в российской экономике, так и негативный внешний фон. В связи с этим от того чью сторону займет президент, будет зависеть путь, по которому наша страна пойдет в ближайшие годы.
Автор — заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН