Крах турбизнеса в городе-курорте оказался символом проблем в экономике Латвии
Всю минувшую неделю на полуострове проходили всероссийские соревнования по выучке военных летчиков «Авиадартс-2016». Экипажи со всей страны состязались в точности поражения наземных и морских целей, искусстве навигации и пилотаже, в физической выносливости и силе.
Пафосный старт соревнованиям дал главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник, Герой России Виктор Бондарев. «Не случайно это происходит на российской земле, в Крыму. Именно тут зародилась наша авиация. Сегодня здесь в строю находятся лучшие из лучших, которые своим мастерством и трудом доказали, что они достигли наивысших высот в боевой подготовке», — сказал Бондарев на церемонии открытия, проходившей в севастопольском аэродроме Бельбек.
Минобороны РФ уточнило, что в мероприятиях «Авиадартса» задействовано большое количество авиационной техники оперативно-тактической, армейской, военно-транспортной и дальней авиации. Если конкретней, самолеты: Су-25СМ, МиГ-29СМТ, Су-27СМ, Су-27, Су-30СМ, Су-35С, Су-24, Су-34, Ил-76МД и Ту-22М3; вертолеты: Ка-52, Ми-24, Ми-28Н, Ми-8МТ, Ми-8АМТШ.
Слетались действительно отовсюду. Например, часть техники прибыла из далекой Перми. «Бомбардировщики Су-24М2, а также многоцелевые истребители Су-30СМ и Су-35С объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа были перебазированы в Пермский край на аэродром Большое Савино. Восемь лётных экипажей Предуралья продолжили дальний перелёт в Крым», — сообщили военные и добавили, что в состязаниях участвуют 18 летчиков от Восточного военного округа.
Основными местами базирования стали военные аэродромы Бельбек и Кировское под Феодосией. То есть, воздушные крылья растянулись по всему полуострову.
Как заявил замкомандующего ВКС по работе с личным составом генерал-майор Андрей Казакевич, «Авиадартс-2016» проводится в честь столетнего юбилея Алексея Маресьева. Однако Республика Крым совершенно по-другому оценила даты, выбранные для супер-соревнований Воздушно-космических сил.
Начало нынешнего лета буквально покрыло крымский горизонт щитом из боевых самолетов России. А ровно два года назад, 2 июня 2014-го украинские националисты впервые разбомбили мирный Луганск. С неба обрушили смерть на женщин и детей. В память врезалась луганчанка Инна Кукурудза — истекая кровью, с оторванными ногами, гибнущая женщина звонила маме и дочери. Её фото и жуткое видео облетели весь мир.
Укро-патриоты ржали и уверяли, что взорвался кондиционер. Свечек не ставили, на коленях не скорбели, траур не объявляли. Следом начались жесточайшие авиаудары по Станице Луганской. Сюда пришла настоящая война и следующие три месяца были просто ужасными — горящие дома, изувеченные трупы, пока Новороссия не научилась уничтожать стервятников.
Сегодняшний рев мощных авиадвигателей звучит для крымчан, словно музыка. Этот рев — лучшая гарантия, что бешеные собаки ВСУ никогда не появятся в небе Тавриды.
Каждое нынешнее утро авиация шла из Бельбека через бахчисарайские предгорья и морское побережье на восточно-крымский мыс Чауда. Потом возвращалась обратно. Народ на пляжах кричал «Ура». По пути четверка великолепных «Стрижей» устроила пилотаж прямо над солнечным Бахчисараем. Древняя столица Крымского ханства была в полном восторге. В крымских социальных сетях уже делятся фотками знаменитой фигуры высшего пилотажа — «Кубинским бриллиантом» от «Русских витязей».
Настоящим сюрпризом стали неизвестно откуда появившиеся секретные русские «стелсы» — несколько ПАК ФА. Это так называемый «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации», он же российский многоцелевой истребитель-бомбардировщик пятого поколения Т-50. Ошеломительный сюрприз для всей бандеровской мрази, мечтающей «вернуть Крым».
Сначала самолеты-драконы вынырнули из облаков над Керчью. Потом тройке Т-50 рукоплескала набережная Феодосии. Следующее сообщение пришло, когда фантастические самолеты шли на Севастополь.
Крах турбизнеса в городе-курорте оказался символом проблем в экономике Латвии
Полигон «Чауда» между Феодосией и Керчью. Четвертого июня здесь было намечено главное действо — 59 летных экипажей уничтожают колонну средних танков и автомобилей, сбрасывают тактический десант на «вражеский аэродром», устраивают воздушный бой и «отправляют на дно» большие десантные корабли врага…
Как бешено злились диванные войска «Великой Укры»! Больные «вышиванкой головного мозга» кидали друг другу перепост фейков, мол, Чауда и соседний мыс Опук — заповедные территории, расположенные на южной оконечности Керченского полуострова, где под бомбами «клятых москалей» гибнут редкие суслики и гадюки. Никого из кастрюлеголовых не смущает, что четверть века подряд старыми полигонами «Чауда» и «Опук» активно пользовалась украинская армия. И именно отсюда ракетчиками ВСУ был сбит российско-израильский пассажирский Ту-150, рухнувший в Черное море!..
Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев высоко оценил качество обновленной «Чауды».
— Испытательная зона находится в прекрасном состоянии. Сделана в срок. У нас впервые появился настоящий морской полигон, на котором есть вся телеметрия. Можно заснять любой результат бомбометания, ракетных стрельб, определить точность до десятых долей сантиметра. Морские цели перемещаются в зависимости от ветра, попадать сложно, но благодаря оборудованию, которое стоит у нас на полигоне, мы это можем и будем в дальнейшем отрабатывать точность авиаударов, — сказал Бондарев журналистам на аэродроме Бельбек.
По словам главнокомандующего, ВКС РФ будет испытывать новые образцы вооружения. «Есть возможность оценить работу каждого боеприпаса», — подчеркнул генерал-полковник.
…Остается порадоваться за военных людей нашего Отечества. Зато с гражданскими вышла полная лажа.
Нынешнее шоу «Авиамикс» на Чауде рекламировали широко и долго. Федеральные каналы показывали полигон, подготовленные мишени, шикарные трибуны.
Зрителям обещали захватывающее зрелище — колонну реальной бронетехники жгут «Аллигаторы» Ка-52. Группа Ил-76 отработает захват и удержание аэродрома противника. Новые сверхманевренные многоцелевые истребители Су-35 прикроют экипажи Су-34, которые в этот момент будут ровнять с землей «пункт управления противника». Удар по жизненно важным «объектам врага» нанесет советский дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3, красивейшая машина с размахом крыла более 23 метров.
В общем, народ рванул смотреть. По предварительным подсчетам сюда собрались ехать 25 тысяч человек. Через степь, по единственной трассе Керчь-Симферополь. На самом деле, людей оказалось в два раза больше. Увы, лучше было бы наблюдать издалека. Ливень, бездорожье и отсутствие элементарного регулирования транспортного потока превратили поездку в слишком тяжелое испытание.
Ранним утром субботы только из Феодосии на полигон Чауда отправилось 42 автобуса со зрителями. Автобусы элементарно не смогли протиснуться из-за скопившихся автомобилей. Тысячи машин двигались от Керчи и паромной переправы. У кубанцев вроде бы есть свой Ейск, где тоже летают крутые самолеты. Однако они натянули папахи и дружно двинулись через пролив, чтобы посетить «самую зрелищную и состязательную» кульминацию «Авиадартса».
Гигантская керченская автоколонна насмерть застряла в многокилометровой пробке перед поворотом на Чауду — элементарно не могли совершить поворот налево, пересекая основное движение по главной крымской магистрали. Пробка на трассе Керчь — Феодосия в районе села Батальное протянулась на четыре километра. Стояло все: легковые автомобили, фуры, рейсовые автобусы.
«Авиадартс-2016″ в Крыму станет, наверное, самым неудачным проектом этого военно-воздушного шоу за все время его существования» — пишут журналисты КерчьИНФО.
Не лучше складывалось на Симферопольском направлении. Из крымской столицы очень медленно двигался огромный поток машин и больших бусов. Затор начался еще перед Феодосией. Особо умные перли, как получится — по встречке, по обочине. За пять часов многим так и не удалось добраться до поворота на полигон. А там уже ехала колонна в обратном направлении. Водилы твердили. что в связи с погодными условиями «Авиадартс» отменили…
Около 11 часов над полигоном началась сильнейшая гроза. Ничего удивительного. Гисметео за несколько суток прогнозировало дожди. Но ливень обрушился на Чауду, словно его никто не ожидал. Говорили о каких-то противоливневых реагентах, которых не было.
Обочины моментально превратились в непролазное болото. Местные знают — по мокрому крымскому грунту не проедет даже танк. Отчаявшиеся люди массово пытались выезжать с полигона, чем создавали еще большую неразбериху.
Тысячи легковушек и сотни автобусов смешались с проходящими по трассе фурами. Самые смелые пытались объехать по встречной полосе или обочине, пока проливной дождь не превратил ее в сплошную кашу!
14-километровая дорога, которую устроители «Авиадартса» отсыпали посреди поля, оказалась слишком узкой, чтобы машины могли двигаться хотя бы в два ряда. Хотя по документам должны построить «двухрядку». Транспорт огромной медленной змей растянулся от поворота с трассы до КПП. Нетерпеливые, пытавшиеся объехать пробку по обочине, тут же утонули в болоте. Отчаявшиеся разворачивались в обратную сторону. Тем временем, тучи сгустились, и дождь уже не просто шел, он обрушивался сплошным потоком на томящихся людей.
— Мы с семьей выехал рано утром, чтобы посмотреть на авиашоу, увидеть мощь нашей страны своими глазами, но вместо этого стоим четвертый час. Очень не доволен организацией, — вот типичная жалоба «недоехавших» зрителей. Оптимисты пытались бодриться: «Конечно пробки, ведь столько едет отовсюду! Ничего страшного, подождем, очень хотим посмотреть».
Народ укрывался зонтами, закутывался в плащи и пытался добраться пешком. Один мужик скакал к Чауде на белом коне! А стихия продолжала бушевать. На полигоне лило сплошной стеной, люди попрятались по машинам, многие разворачивались, пытались вернуться. «Мест на парковке нет, все буквально тонет в грязи», — вот такой «оперативная сводка» на 12:40.
Еще через час колонна автомобилей, возвращающихся со стороны полигона, стала заметно увеличиваться. Застрявшая в дороге пресса занервничала, что шоу отменят. Звонили организаторам, которые заверяли, мол, полеты однозначно состоятся, надо лишь потерпеть, пока закончится гроза.
Только к 14 часам над полем раздался грохот начинающегося авиашоу. Телевидение делало мокрые стендапы. «Авиадартс не воздушно-космический, а военно-морской получился… Два дня в дожде ждали у моря погоды…» — грустно шутил собкор НТВ Олег Крючков.
Публика выскочила из машин, схватила бинокли, фотоаппараты, смартфоны. Глотая капли дождя, замерла в ожидании зрелища. Неизвестно, была ли выполнена заявленная программа субботнего «Авиамикса». Самолеты крутили различные фигуры, взмывая верх и пикируя к линии горизонта. Гул моторов, разрывы ракет, снопы огня, летящего сквозь грозовые тучи, — все это зрители воспринимали с радостным «наконец-то». Смехом встретили огромный пожарный самолет, сбросивший сотни литров воды на воображаемое пламя раскисшей степи.
Финал дня — девятка истребителей синего и красного цвета, кружившая над Чаудой на радость толпе. Наверное, теперь с уверенностью сказать, что наша страна под надежной защитой?
После «Авиамикса» крымчане полны, мягко говоря, самыми разными впечатлениями. Очень много комментов в местных соцсетях.
Евгений: «Шоу было, девятку видели, десант, бомбежку, нечто вроде тепловой защиты выпускали и пр. Только парковка далеко от полигона (и та никакая), почти всех смыл ливень, и выбираться было тоже крайне отвратительно. В общем, так: трибуны только для голубых кровей, парковки можно считать что нет. Обычному народу туда не попасть, а самые отчаянные, кто умудрились, те ещё несколько часов не могли оттуда выбраться».
Елена: «В 10:15 начался концерт, который никому, кроме трибун (почти пустых, кстати) видно не было. К 11:30 начали сгущаться тучи и мы решили вылезать из грязи, как оказалось, вовремя. Начался ливень и всеобщая суета. В итоге — пошли 5 км до машин. Мокрые насквозь, но народу весело, колонна песни пела. И, кстати, если не брать в расчет эпопею с дождем и всеми вытекающими, то косяков было и так много. Во-первых — было очень обидно за ребят из ДНР, которых не пропустили, т.к. вход только по паспортам РФ. Во-вторых — туалет по 25 руб. — это как-то перебор. Ну и непонятные пустые трибуны, экраны, которые видны только этим трибунам…».
Юрий: «К авиаторам притензий нет. Пилоты летали на минимуме погоды. Совсем на минимуме. Сложный групповой пилотаж при низкой облачности, дожде и кусках тумана… это что-то… Но организация доставки зрителей — катастрофа. С вертолета смотрел на пробку, в девять утра — километров двадцать уже была. Логистика полный ужас, кто курировал не знаю, но так мероприятия всероссийского масштаба организовывать нельзя. Представляю, как летчикам обидно было. Все пилотажные группы страны работали, погода на нуле, а тут еще и люди добраться не смогли… Слов нет. Реально жаль детей. Видел много застрявших автобусов с детьми. Люди с четырех-пяти утра ехали с дальних регионов Крыма, а кто-то еще вчера с Краснодарского края».
А вот мнение известной крымской спортсменки, члена регионального штаба Общероссийского народного фронта Ольги Безугловец:
— Нам тоже безумно было обидно… 12 километров в пробке, в итоге развернулись… Организовывать должны специалисты. Подготовка должна быть очень серьезной. Я выступала в составе пилотажной группы на аиашоу в Ла Ферте (Франция), которое в день посещает 36 000 зрителей. Все организовано: подъезды к месту мероприятия регулируются полицией, огромное количество стоянок, на которых тоже стоят регулировщики, места для зрителей, отдельно: питание, сувениры, удобства, буферная зона безопасности между зрителями и летающими самолетами. В Крыму доверили подготовку наземной части мероприятия непрофессионалам и они ее благополучно завалили. Хотелось бы узнать «организатора».
Британская газета Daily Mail опубликовала неожиданный фоторепортаж с «Авиамикса». Англичане назвали пилотажное шоу образцовым примером профессиональной подготовки летчиков и демонстрацией больших возможностей российской военной техники.
Daily Mail разместило на своем сайте пасмурный субботний видеоролик — русские летят сквозь огонь и темные облака. Подпись гласит: «Не пора ли НАТО обзавестись новыми самолетами? Эффектное авиашоу российских ВВС»
Главком ВКС РФ Виктор Бондарев словно оправдывался: «Погода сама себя показала, таких дождей, как говорят старожилы, тут давно не было, и когда пилоты работали, нижний край был на грани возможного, но, тем не менее, пилоты справились».
В ответ был еще один вопль социальных сетей:
— Не про летчиков тут речь!!! В их профессионализме никто не сомневается. Они честно попробовали пролететь, но погода! Огромный вопрос и претензия к ОРГАНИЗАТОРАМ!!! Не летчики же должны парковочные места обустраивать, гравием отсыпать площадки смотровые и подъезд/отъезд регулировать! Люди семьями ехали провести выходные на природе, посмотреть на наших Соколов, порадоваться за мощь страны и у детей уровень патриотизма повысить! А что на выходе — даже до ливня все были по уши в грязи, потому что кроме трибуны для VIPов, площадки под палатки с шаурмой и ряда платных туалетов по 25 рублей больше ничего не было оборудовано! Когда ливень начался, народ ломанулся к автобусам… а те развернуться не могут, чтобы к машинам подвезти людей (на пять километров трассы одна площадка под разворот). На дороге пробка — VIPы на своих «тачках» бегут. Две маршрутки, пытаясь развернуться, скатились в кювет, один водитель мужика по голове зеркалом ударил, люди кидаются на гаишников, которые и сделать-то ничего не могут — женщины бить пытаются полицейских, дети орут и плачут! Тут ни то, что простому смертному не уехать, тут помирать будешь, скорая тебя увезти не сможет… При чем тут летчики? Они сами в ужасе будут, когда узнают, во что нерадивые крымские чиновники превратили их показательные выступления!
Когда десятки тысяч людей отчаянно месили бездорожье Чауды, в Императорском дворце ялтинской Ливадии шел фестиваль «Великое русское слово». Конкретно в субботу проводили II Ливадийский форум «Русский мир: проблемы и перспективы».
Известные эксперты проанализировали состав сборной России в предстоящих матчах
— Диверсии против Крыма официальная Москва расценивает как теракты против всей России, — заявила с трибуны форума спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Теперь остается узнать, как оценивать позорище Крыма? Как позор всей России?
Наш народ отходчив. В воскресенье 5 июня на площади Нахимова в Севастополе состоялось торжественное награждение победителей «Авиадартса-2016». Потом над Севастопольской бухтой грянуло свое авиашоу. Вдоволь полетали самые известные пилотажные группы России. «Беркуты» — на вертолетах Ми-28Н, «Соколы России» — на самолетах Су-30, прямо над Памятником погибшим кораблям демонстрировал индивидуальный пилотаж «Аллигатор» Ка-52. «Русских витязи» показали мастерство высшего пилотажа на самолетах Су-27, «Стрижи» — на МиГ-29.
И все было как полагается — сияло в голубом севастопольском небе ослепительное солнце, сверкало теплыми бликами бирюзовое море. Люди восторгались, были довольны и счастливы.