Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Brexit: референдум ни к чему не обязывает

Последнее слово не за избирателями, а за парламентом Великобритании

7303

Известный американский политолог из Чикаго Стивен Лендман, составитель и один из авторов книги-сборника «Вспышка в Украине: стремление США к гегемонии чревато III Мировой войной», опубликовал статью о том, какие шаги могут последовать вслед за Brexit. Автор считает, что Великобритания, несмотря на итоги референдума, Евросоюз не покинет. Статью разместил канадский аналитический интернет-портал globalresearch. ca, имеющий несколько языковых версий.

Премьер-министр Дэвид Кэмерон объявил об уходе в отставку в октябре, новый премьер будет назначен на конференции Консервативной партии.

Среди кандидатов в лидеры консерваторов — бывший мэр Лондона Борис Джонсон и министр юстиции Майкл Гоув, оба являются последовательными сторонниками выхода страны из Европейского Союза. Потенциальным кандидатом в лидеры Консервативной партии является также министр внутренних дел Тереза Мэй.

Реализация итогов референдума будет отчасти зависеть от нового лидера консерваторов. Brexit привел к расколу, как в рядах Консервативной партии, так и в рядах оппозиции.

На нынешней стадии процесса нет никакой уверенности в том, что воля британцев, участвовавших в плебисците, воплотится в решение парламента. Более того, решение Кэмерона уйти в октябре в отставку способствует тому, чтобы процесс затянулся.

Британский юрист Дэвид Аллен Грин в статье, опубликованной в The Financial Times, подчеркивает, что итоги голосования носят «консультативный, а не обязательный характер» (для парламента — ред.). Последнее слово — за парламентом. Депутаты могут на законном основании пренебречь волей народа, они и только они определяют курс страны. Их решение будет лежать в плоскости «политики и права», утверждает Грин. «Есть вероятность, что все сведется к категориям целесообразности и практической пользы», — заключает юрист.

Существуют различные варианты действий, включая ратификацию парламентом итогов референдума, игнорирование их, переговоры, в результате которых на новый референдум будет вынесен новый вопрос, т.е. затягивание процесса до тех пор, пока большинство избирателей не примут «правильного» решения, наилучшего с точки зрения интересов финансовых кругов, а не собственных интересов граждан.

В отличие от итогов референдума, выполнение пунктов статьи 50 Лиссабонского соглашения является юридически обязательным. В статье говорится:

1. Любое государство-член в соответствии со своими конституционными правилами может принять решение о выходе из состава Союза.

2. Государство-член, которое принимает решение о выходе, уведомляет о своем намерении Европейский совет. В свете ориентиров, установленных Европейским советом, Союз проводит переговоры и заключает с данным государством соглашение, которое определяет порядок выхода последнего с учетом основ его будущих взаимоотношений с Союзом. Переговоры о заключении данного соглашения проводятся в соответствии с параграфом 3 статьи 218 Договора о функционировании Европейского Союза. Соглашение от имени Союза заключает Совет, постановляя квалифицированным большинством, после одобрения Европейского парламента.

3. Договоры прекращают применяться к заинтересованному государству со дня вступления в силу соглашения о выходе либо — при отсутствии такого соглашения — через два года с момента уведомления, предусмотренного в параграфе 2, если только Европейский совет с согласия заинтересованного государства-члена единогласно не решит продлить этот срок.

4. В целях параграфов 2 и 3 члены Европейского совета и Совета, которые представляют выходящее государство-член, не участвуют в обсуждении и принятии относящихся к нему решений Европейского совета и Совета.

Квалифицированное большинство определяется в соответствии с пунктом b параграфа 3 статьи 238 Договора о функционировании Европейского Союза.

5. Если государство-член, которое вышло из состава Союза, обращается с заявкой о присоединении вновь, то его заявка подчиняется процедуре, предусмотренной в статье 49.

Читайте по теме

Развитие событий будет определять политика, а не воля народа. Демократии в Великобритании не больше, чем в Америке, то же самое можно сказать про любую страну Европейского Союза.

Ход вещей определяется «особыми интересами». Те, у кого есть такие интересы, получают то, что желают. Несмотря на результаты голосования, политика правительства сводится к тому, чтобы остаться в ЕС, пишет Грин. Выход из ЕС требует того, чтобы премьер-министр Дэвид Кэмерон выполнил требования статьи 50 Лиссабонского договора. Это настолько непросто, что его «устный» протест против Brexit вряд ли потребуется.

Последние новости
Цитаты
Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Вячеслав Поставнин

руководитель международного центра аналитических и практических исследований миграционных процессов

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня