«Пользуясь случаем, хотел бы призвать украинские власти и лично президента Петра Порошенко провести до Рождества широкую амнистию участников событий на Донбассе», — заявил в интервью полпред России в контактной группе по Украине Борис Грызлов. Он считает, что это станет серьезным шагом для урегулирования конфликта. Причем амнистии должен предшествовать обмен военнопленными по схеме «всех на всех».
Данные меры прописаны в Комплексе мер по выполнению Минских соглашений. Ничего надуманного и не согласованного с украинскими властями от Киева не требуют. И тем не менее Порошенко упрямо игнорирует эти условия, что в «минском», что в «нормандском» формате.
На данный момент у республик в плену находятся 42 украинских силовика, Киев располагает 954 пленными ополченцами. Порошенко может и не хотеть действовать по формуле «всех на всех», но его представители участвуют в переговорах и согласились с этим условием.
Очевидно, украинские власти стремятся говорить с позиции силы. Они чувствуют своё превосходство над республиками и единственную преграду видят лишь в сопротивлении России, склоняющей на свою сторону западные страны. Поэтому так часто из уст первого лица Незалежной звучит обвинение в российском присутствии в Донбассе, и даже называются какие-то цифры. Но, что весьма примечательно — среди военнопленных ополченцев нет ни одного российского военнослужащего.
Ещё одним камнем преткновения на пути законопослушного следования украинской стороны достигнутым соглашениям является нежелание снимать статус преступников с руководителей, политических деятелей и армейских командиров республик. По первоначальному замыслу, Киев должен наказать всех «сепаратистов» как еретиков, он не признаёт за ними равноправной субъектности. Порошенко к этому подталкивают такие деятели как Аваков и Ляшко. Кроме того, фактор украинских националистов играет всё большее значение в политике — батальон «Азов» обзавелся партией и запустил ряд культурных проектов.
Это очень циничная позиция — мы вроде как за мир во всем мире, но нам мешают пакостники из ДНР и неуловимые российские боевики. И ничего, что, даже согласно данным мониторинговой миссии, обстрелы ведутся нами, а не республиками, у нас ведь есть «крыша».
Но эти времена постепенно уходят в прошлое. В США теперь новый президент, и пусть инерция внешнеполитической линии довлеет над страной, Европу также ожидают изменения, связанные с неприятием нынешнего курса в отношении России. Стремящиеся к диалогу с Россией силы пользуются поддержкой внутри Франции и Германии, и, вероятно, их ждёт успех на ближайших выборах 2017 года.
Современное украинское руководство недееспособно. И дело не только в подвисшей евроинтеграции и бедственном положении украинской экономики. Киев говорит одно, но делает совершенно другое. В конце сентября при посредничестве европейцев было достигнуто соглашение о прекращении огня и разведении сил и техники 3 октября. Первыми, как это бывало уже не раз, затихли орудия ополченцев. Но украинские гаубицы молчали лишь несколько часов — 4 октября обстрелы возобновились. Вот такое перемирие готов предоставить народу Донбасса господин Порошенко.
Однако каких-то попыток решительного овладения Донбассом со времен Иловайского котла так и не предпринимается. Видимо, военное командование и министерство обороны сделали ставку на изнурительную борьбу, в ходе которой прощупывают слабые места, в которых можно было бы осуществить прорыв. Но время идёт, меняется конфигурация на международной арене. Наметившаяся конъюнктура не в пользу Киева, и Порошенко должен это понимать.
Европейские лидеры, в числе которых находятся политики, претендующие на руководящие посты в своих государствах, сомневаются в эффективности управления Украиной её нынешним президентом. Вполне возможно, что в некоторых европейских кабинетах уже шли разговоры о бескровной замене Порошенко другим человеком. Пришедший к власти после первого Майдана Ющенко к концу президентского срока имеел рейтинг 5%, у пришедшего к власти после второго Майдана Порошенко рейтинг на данный момент 14%. На очереди новый майдан, к которому активно готовятся Тимошенко с Яценюком. Старая и не совсем добрая украинская традиция живёт и здравствует.
Порошенко мог бы преломить ход истории, но вся соль в том, что ему кажется, будто сдача Донбасса, который он и так уже потерял, станет для него таким же спусковым щелчком перед выстрелом, который прозвучал для Януковича после отказа подписывать договор об евроассоциации. Ну что же, тем же хуже для самого Порошенко, который станет разменной картой Европы и России на томящихся в украинских застенках военнопленных.