Искренне не люблю, когда люди сильно увлекаются конспирологией. Во-первых, потому что она поощряет глупость. Суть таких теорий — апелляция не к логике, а к мифу. Не важно, во что вы верите, в мировое правительство, план Даллеса или ящерок с планеты Нибиру, все равно на первом месте будет стоять иррациональная сторона вопроса. Если историк рассматривает в совокупности поводы и причины тех или иных событий, смену экономических формаций, интересы классов и сословий, политику дипломатических ведомств, фобии монархов, культурные различия народов, то у конспиролога всё просто — «верую!». А потом уже подгоняются желаемые факты.
Во-вторых, теории заговоров поощряют слабость. Демонизируемые вредоносные силы, приводимые в движение мифом, столь могущественны, что маленький человек априори не в силах изменить ход истории. Губернатор повысила плату за проезд в автобусе? Не вздумайте идти на митинг, голубчик, не забывайте, что российской финансовой системой управляют Ротшильды! Естественно, митинговать против ротшильдов — задача заведомо бесполезная. Для более интеллектуальной публики можно подсунуть оправдание поумнее. Например «непреодолимые в данный период экономические закономерности».
Немаловажно, что конспирология приучает не только к индивидуальной, но и коллективной слабости, оглупляя историю страны. Например, излюбленная тема, раскрываемая мэтром теории заговоров Николаем Стариковым в его книгах — англичанка гадит: все социальные конфликты внутри Российской Империи XIX-XX века, по его версии, инспирированы Великобританией.
Все бы ничего, но все силы, которые так или иначе оппонировали царизму, объявляются Стариковым всего лишь примитивными агентами Лондона — явными или скрытыми. Естественно, особенно достается революционерам. Знаменитый Николай Бердяев, которому не за что любить выславшую его советскую власть, в свое время написал труд «Истоки и смысл русского коммунизма», где разбирает корни большевистского мировоззрения в русской ментальности — анализирует славянофильство и западничество, нигилизм, народничество и анархизм, прошедшие через призму русской литературы, общинные корни православия. Конспирологам копаться в этом не интересно — англичанка гадит, и точка!
Эта точка зрения за версту пахнет русофобией — якобы активная часть русского народа сама не может дойти до глубины общественных противоречий, а способна действовать лишь под влиянием внешних побудителей — своего или чужого государства. Барина бы народу, да розги хозяйские, чтобы в узде держать, чтобы смутьянов заморских не слушал. Казненная эсерка Зинаида Коноплянникова, находясь в Шлиссельбургской тюрьме, оставила запись — «Прости, мой народ! Я так мало могла тебе дать — только свою жизнь». О нравственном выборе революционеров и бунтарей, выраженной, в том числе, в этой сильной фразе, писали все основные отечественные литераторы XIX в., подчас критически, но без ущербных банальностей, когда все государственники автоматически назначаются своими, а критики трона — пятой колонной.
Все описанное выше, конечно же, не означает, что британская корона делала для России что-то хорошее. Понятно, что англосаксы исторически были нашими недоброжелателями, но представлять всю сложность перипетий отечественной истории дихотомией «ты за англичанку или против?» — это недостойный для великой страны примитивизм.
Коварная англичанка, по мнению конспирологов, кстати, гадила не только при царе и в период власти Временного правительства, но и, наоборот, сразу после Октябрьской революции. В этом убежден уже не Николай Стариков, а философ Дмитрий Галковский — кумир отечественной национал-демократии.
Галковский придумал термин «криптоколония» и искренне убежден, что СССР был придатком Британский империи, приводя такие разрозненные факты как скупка английскими банками царского золотого запаса по заниженным ценам, приезд Тэтчер на похороны Андропова, встреча глав советский и британских дипведомств в 1941-м году без свидетелей во время битвы под Москвой
Представление о том, что весь советский проект управлялся из Лондона — это сказка, сконструированная по принципу «чем больше ложь, тем лучше в нее верят», где строгая логика аргументации заменяется околоисторическим трэшем. Уже в значительной степени рассекречены архивы XX века, детально известна дипломатическая переписка между крупнейшими державами, написаны мемуары окружением ведущих политических лидеров эпохи, в конце концов, есть данные по товарообороту, движению капиталов. Все эти источники, естественно, не подтверждают какую-либо устойчивую (длящуюся десятилетиями) взаимосвязь между советскими и британскими элитами, основанную на подчинении одних другим.
Серьезные историки не утруждают себя анализом фэнтези господина Галковского, однако их в свое время неплохо разобрал его коллега по националистическому лагерю Егор Холмогоров, написав «Критические заметки о ереси „криптоколониализма“». Тем не менее, приверженцев своего гуру логика и факты не смущают. История про вечно гадящую англичанку может по праву соревноваться с другим заговорческим мифом, антисемитским, который был весьма популярен в «патриотической» среде в 90-е годы. Вспоминается старая юмореска: «Кто создал СССР? Евреи! А кто развалил СССР? Евреи! Так если они создали, то зачем развалили?» Та же ситуация с Британией, которая, получается, поддерживала все взлеты и падения подконтрольных ей русских туземцев.
Мифы бывают и полезными, если они культивируют силу, рисуют привлекательный образ будущего, однако разговоры про вредную англичанку к этому отношения не имеют — наоборот, это трагический эпос, описывающий нашу слабость, почему в очередной раз в этой стране что-то не получилось — колония, внешнее управление, одураченный мировой закулисой народ. Наша конспирология вредна тем, что повышает цену национального суверенитета, прививая комплекс неполноценности, создавая психологический барьер в сознании людей.
Весь XX век Россия вела (и, увы, проиграла) битву за преодоление технологической отсталости от Запада, за то, чтобы прорваться из мировой периферии в высшую лигу, за то, чтобы быть зачинателем смыслов, а не слепо копировать чужие схемы. Все это предстоит проделывать снова или окончательно загнуться. И тут предстают все эти профессора кислых щей, которые расскажут о том, что Россией веками манипулировали британцы, жидомасоны, рептилоиды, дважды развалившие российское государство, и шансов у нас, ущербных, против столь влиятельных космических сил почти нет, тогда уж лучше сразу закрывать лавочку и в гроб ложиться аккурат рядом с нефтяной трубой.