Президент Украины решил внедрить африканские стандарты на радио и телевидении «незалежной»
С кем бы ни приходилось общаться в эти дни, разговор сводится к сакраментальным вопросам: настанет ли когда-нибудь мир и покой в многострадальной стране Украине? Когда перестанут литься кровь, гибнуть люди в Донбассе, приходить едва ли не каждый день все новые известия о решениях, которые делают еще более невыносимой жизнь большинства наших соотечественников?
Никогда еще граждане Украины не оказывались столь беззащитными перед произволом и беззаконием, пишет украинский еженедельник «2000». Недавнее значительное повышение размера пошлин за обращение в суд сделало судебную защиту нарушенных прав для большинства граждан практически недоступной. Ситуацию еще больше усугубило лишение органов прокуратуры функции общего надзора — права проверять соблюдение органами исполнительной власти, местного самоуправления законов о правах и свободах граждан. Тысячи украинцев вынуждены искать защиту в Европейском суде по правам человека, в котором удельный вес исков, поступивших от граждан Украины, составил в прошлом году почти четвертую часть всех исков в этом суде.
Проведенное в июне 2016 г. Институтом социологии НАН Украины очередное ежегодное исследование показало, что количество его участников, оценивающих ситуацию в стране как напряженную, критическую и даже взрывоопасную, возросло с 75,6% в 2013 г. до 91% в 2016-м. Опросы Института социологии и других организаций (Центр Разумкова, Фонд «Демократические инициативы» им. И. Кучерива и др.) отобразили катастрофическую утрату доверия в обществе ко всем ветвям власти, всем высшим должностным лицам.
Президент Украины решил внедрить африканские стандарты на радио и телевидении «незалежной»
Полное или преимущественное доверие президенту П. Порошенко выразили в июне прошлого года всего 10,6% опрошенных, Верховной Раде — 5,7%, правительству — 6,5%, прокуратуре — 5,7%, полиции — 12,1%, судам — 6,4%, налоговой — 9,1%, банкам — 9,2%. С тех пор уровень доверия еще больше упал.
Директор Института социологии академик В. М. Ворона, комментируя результаты исследования, справедливо отметил: «Украинское общество-2016 — это общество тотального недоверия с преобладанием страхов и тревожных ожиданий». В сравнении с 2014 г. количество тех, кто опасается роста цен, увеличилось с 63% до 81,1%, страшится безработицы — с 60,3% до 72,7%, холода в квартирах — с 23,7% до 29,4%, голода, — с 33,4% до 38,8%. Увеличилась боязнь межнациональных конфликтов.
Почти 90% опрошенных согласны с утверждением: «Сейчас в стране все так неуверенно, и кажется, что может произойти все что угодно». Показательно, что на фоне внутренних неурядиц и проблем существенно уменьшился (в условиях войны) даже страх «нападения внешнего врага» (до 43% в сравнении с 60% в 2014 г.).
Две трети граждан не удовлетворены состоянием демократии в стране, а количество удовлетворенных уменьшилось за два года более чем в два раза. 38% респондентов считают, что в Украине люди не могут свободно высказывать свои политические взгляды. В 2014 г. таких было 25,5%, а в 2000-м — около 13%.
В сравнении с 2015 г. у четырех пятых граждан ухудшились материальные условия жизни. При этом почти 60% опрошенных считают, что «никакого улучшения жизни в ближайший год не произойдет». По мнению 76,2% опрошенных, большинство людей вообще ни во что не верят и никому не доверяют.
И вот что поражает: миллионы людей ненавидят эту власть, имея на то все основания, и — терпят ее. Когда задумываешься над этим, читаешь едва ли не ежедневные сообщения о сотнях тысяч демонстрантов на улицах, скажем, французских или испанских, греческих или румынских городов, протестующих против принятия антинародных законов или произвола чиновников, возникает вопрос: почему наши люди, доведенные до невыносимого состояния, не поднимаются на организованную борьбу за свои права, против антинародного режима, явно неспособного эффективно управлять страной? Есть ли предел терпению у обездоленного, униженного властью общества? Когда он наступит?
Несомненно, сказываются присущие нашему народу сформировавшиеся за многие века непростой судьбы законопослушание, психология по принципу «моя хата с краю», «мне хорошо — до других дела нет», стремление приспособиться к любым условиям — лишь бы выжить.
Как это ни парадоксально, но на таком состоянии общества все еще отражается наше советское прошлое. Тогда люди жили небогато, но до поры до времени — в основном справедливо. Безработицы практически не было. Каждый факт несвоевременной выплаты заработной платы рассматривался как чрезвычайное происшествие с самыми строгими выводами.
Все это настолько вошло в нашу жизнь, что, казалось, иного уже и быть не может. О том, что может прийти время, когда придется бороться за свои права, никто и подумать не мог. И когда к нам вернулся капитализм (к тому же в самой дикой, безобразной форме), когда общество раскололось на горстку богатеев и массу обездоленных тружеников и пенсионеров, а государство оказалось на стороне криминально-олигархических кланов, когда во весь рост встала проблема отстаивания и даже борьбы за декларированные в Конституции права на труд, достойную жизнь, здравоохранение и другие, с которыми общество свыклось как с тем, что якобы является незыблемым, стало очевидным, что к этому наши люди не готовы.
Все это происходило в условиях, когда из жизни уходило все больше представителей старших поколений, которые знали правду о нашем непростом историческом прошлом. В жизнь вступает уже третье поколение оболваненных буржуазно-националистической пропагандой молодых людей, формирование которых происходило и происходит в обстановке очернения практики социализма и зоологической русофобии. Они не знают цены утраченным социальным завоеваниям советской эпохи и не настроены на активное, сознательное участие в борьбе против антинародной власти.
Вооруженный государственный переворот, совершенный в феврале 2014 г., создал на Украине новую, крайне опасную обстановку. Власть захватили самые реакционные силы — представители криминально-олигархических кланов, долларовые миллионеры и миллиардеры и воинствующие национал-радикалы — последователи пособников немецко-фашистских оккупантов. В стране установлен неонацистский режим. Подавлена политическая оппозиция. Ее представители подвергаются гонениям и жестоким репрессиям.
Люди запуганы, сбиты с толку, в большинстве своем не верят никому и ничему. Если в 2014 г. 43,8% участников социального мониторинга, проведенного Институтом социологии, заявляли, что они не видят среди существующих в стране никаких политических партий и движений, кому можно было бы доверить власть, а 34,9% затруднились с ответом, то спустя два года таких стало — соответственно — 56,6% и 25,1%. С 43,3% до 59,2% увеличился удельный вес тех, кто не видит в Украине политических лидеров, которые могли бы эффективно управлять страной. Количество положительно ответивших на этот вопрос уменьшилось с 26,6% до 18,7%.
Отсутствие в нашем обществе признанных лидеров, которые пользовались бы доверием большинства граждан, является одной из основных причин, в силу которых народ не готов к выступлениям против антинародного режима.
При этом многие, движимые наивной верой в «чудеса», ведутся на примитивную популистскую демагогию политиканов, таких как, скажем, Тимошенко или Ляшко, которые в совершенстве овладели искусством оболванивания доверчивых людей.
Постоянный вброс в общество различных слухов, жареных фактов также отвлекает массы от их бедственного положения. Общественность поразили обнародованные результаты электронного декларирования имущественного положения народных депутатов, высокопоставленных государственных чиновников, которое отразило неприглядное лицо украинского парламента как средоточия стяжателей и мздоимцев. Ну и что? Повозмущались, позлословили… Выводов-то — никаких.
Прошло несколько дней — о декларировании забыли, внимание переключили на показания депутата, якобы передавшего американским властям «план урегулирования в Крыму и Донбассе», затем разыграли спектакль с «похищением» другого парламентария, далее в очередной раз взорвали ситуацию шовинистическими законопроектами о языках… Внимание общественности всякий раз переключается, а власть тем временем делает свое дело.
Эффективнее всего нейтрализации нарастающего в обществе возмущения деятельностью антинародной власти, предотвращению протестных выступлений служит братоубийственная война на востоке страны. По данным опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии, почти 70% украинцев считают, что война в Донбассе продолжается потому, что это выгодно украинским властям. В стране нагнетается милитаристский психоз. Дело явно идет к срыву Минских соглашений. В воздухе витает угроза введения военного положения, ограничения в связи с этим конституционных прав и свобод граждан.
Нельзя не учитывать действия и других, более глубоких факторов, влияющих на обстановку в обществе. А именно — раскола общества по ряду направлений (колоссальное имущественное расслоение, постепенно перерастающее в классовое противостояние, различное отношение ко многим историческим фактам и деятелям, особенно к революционным событиям 1917—1921 гг., событиям Великой Отечественной войны, к языковым проблемам, межнациональным, межконфессиональным отношениям, к внешнеполитическому выбору и другим вопросам).
Все это приводит к выводу, что массовые организованные выступления против нынешней власти в общегосударственном масштабе в ближайшей перспективе вряд ли возможны. Терпение нашего народа еще не исчерпано. Но оно не безгранично. И в связи с тем, что власть, выполняя требования Международного валютного фонда, Евросоюза, других иностранных сил, упорно продолжает наступление на жизненные права своего народа, обрекая миллионы людей на вымирание, нельзя исключить острых, на первых порах локальных выступлений доведенных до отчаяния людей.
Перед ликвидацией «групп смерти» следует изучить их методы манипулирования детьми
Это с большой силой выдвигает перед подлинно патриотическими силами, которым дорога судьба своего народа, задачу — объединить усилия в целях замены антинародного режима, который довел Украину до утраты государственного суверенитета и угрозы распада, ответственной властью, способной спасти страну.
В год столетия революционных событий февраля и октября 1917 г. важно обратиться к опыту работы в массах, когда условия жизни трудящихся становились невыносимыми. Тогда одним из важнейших лозунгов было «пробудить спящие массы», помочь им «ужаснуться своему положению», вовлечь их в организованную борьбу против эксплуататорского строя, за власть трудящихся.
Сегодня вряд ли было бы верным считать, что «массы спят». Не спят. Но они озабочены тем, как выжить, как спасти своих детей и внуков, и не всегда задумываются над тем, что их спасение — в уничтожении того, что классики называли «мерзостями капиталистического строя».
Георгий Крючков.
От редакции. Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.