Контейнер для беженца

Польские власти нашли неожиданное решение проблемы миграции

  
4838
Контейнерный город для беженцев в Ганновере
Контейнерный город для беженцев в Ганновере (Фото: DPA/TASS)

В самом начале мая правительство Польши заявило о готовности перенять весьма скандальный опыт венгров, принявшихся строить т. н. контейнерные городки для содержания под стражей людей, прибывающих в страну в поисках убежища, на период рассмотрения их заявлений, пишет украинский еженедельник «2000» .

Согласно озвученному предложению контейнерные лагеря могут появиться у границы Польши с Белоруссией. Практическая реализация этого решения станет нарушением законодательства ЕС и международного права. Однако реакцию на такие действия со стороны других стран Евросоюза пока можно назвать лишь крайне сдержанной

Евросоюз, столкнувшийся с массой вызовов, слишком слаб для обострения отношений с правительствами, в чьей поддержке он все еще нуждается. Прекрасно это понимая, Польша и Венгрия регулярно осаживают Еврокомиссию, заигрывая с собственными избирателями из числа евроскептиков.

И дело не только в том, что контейнерные лагеря нарушают все мыслимые фундаментальные права беженцев, но и в том, что правительства других стран—членов ЕС вынашивают весьма схожие идеи. И если Евросоюзу так и не удастся добиться осуждения подобных инициатив (или предложить собственное решение миграционных вопросов), популярность контейнерных лагерей и проектов такого рода только возрастет. Благодаря этому непрекращающаяся в рамках ЕС борьба предпочтений — между философскими ценностями и прагматическими потребностями — так и не утихает.

Ущербность логики

И в Польше, и в Венгрии утверждают, что новая политика поможет укрепить безопасность и решить непростую проблему распространения беженцев по всему европейскому континенту. В соответствии с правилами ЕС беженцам следует обращаться за предоставлением убежища именно к правительству того государства, куда они въехали первично. На практике мигранты это правило соблюдают редко.

Действительно, лишь единицы из более чем 17 000 соискателей убежища, прибывших в Венгрию в 2015 г., ожидали решения своей судьбы этой страной. Остальные ринулись дальше на Запад.

Польша пока не сталкивалась с проблемой миграции в венгерских масштабах: здесь количество беженцев в 2015-м и 2016 г. не превышало 12 000 в год (за последние пять лет среднегодовой показатель составил около 9500 человек). Более половины этих людей — граждане России, в основном выходцы из Чечни.

Лишь немногим из них Польша предоставила статус беженца. На протяжении лета 2016 г. количество людей, пытавшихся пересечь польско-белорусский участок границы, существенно возросло: большинство беженцев оказались выходцами из России и стран Средней Азии. В польском правительстве уверяют, что это преимущественно экономические мигранты, а вовсе не беженцы.

Приведенные цифры крайне далеки от подлинно «кризисных ситуаций», о которых заявляют в Польше и Венгрии. Кроме того, законодательство ЕС позволяет ограничивать свободу потенциального беженца лишь в исключительных случаях — и в качестве самой крайней меры.

А вот в реальности в последние годы в Польшу без особой шумихи въехало куда более серьезное количество граждан Украины: только в 2015 г. украинцам выдано свыше 430 000 разрешений на получение первого вида на жительство. Эта цифра более чем в два раза превышает количество видов на жительство, выданных любой страной Евросоюза за тот же период.

Миграционная проблема ЕС

Пока нет ясности в вопросе о том, как именно будут функционировать польские контейнерные лагеря. Непонятно, и какие меры предпримет правительство, чтобы исключить возможность негуманного обращения с людьми. Но, судя по уже существующей практике, ничего хорошего ждать не следует.

В отчетах Human Rights Watch и польского комиссара по правам человека подчеркивается: массу людей, прибывающих на польско-белорусский участок границы, уже привычно отправляют обратно после проведения поверхностной оценки целей их приезда. Многих элементарно лишают возможности подачи заявления на предоставление статуса беженца. Так, в зимние месяцы сюда ежедневно прибывало 60—80 человек, а в Польшу пропускали лишь 1—2. Венгрия в то же время каждый день впускает из Сербии в транзитную зону только 10 мигрантов, и там их содержат под стражей. И хотя им разрешают вернуться в Сербию, в Венгрию их никто не пускает.

Справедливости ради следует отметить, что в заявлениях Польши о необходимости укрепления национальной безопасности есть рациональное зерно. Печальная реальность такова: ограниченная возможность идентификации и регистрации мигрантов и беженцев, прибывающих к внешним границам ЕС, в сочетании со слабо налаженным сотрудничеством спецслужб стран — членов Евросоюза действительно создает определенные риски.

Но речь идет о совершенно непропорциональной и жесткой реакции, полностью игнорирующей реальные потребности людей, которые прибывают на континент в поисках убежища. Логика польских претензий ущербна еще и потому, что на текущий момент мы не слышим никаких сообщений о введении подобных мер на более протяженном и легко проницаемом участке границы между Польшей и Украиной.

В Венгрии и Польше в свою защиту приводят довод о том, что они — вовсе не единственные страны, предлагающие использовать контейнеры для содержания под стражей беженцев и мигрантов. Невероятные масштабы миграции 2015-го и 2016 г. вынудили ряд европейских государств (в т.ч. Швецию и Германию) прибегнуть к практике размещения прибывающих беженцев в не самых достойных условиях (например, в армейских казармах, морских контейнерах и палатках). Но все эти меры считались исключительными и временными, предпринятыми лишь по причине острой необходимости. Местные и национальные органы власти делали все возможное для того, чтобы как можно скорее перевести мигрантов из временного жилья в постоянное.

Учитывая малое количество прибывающих в Венгрию и Польшу мигрантов, использование контейнеров и предоставление неадекватных условий для жизни в т.н. транзитных зонах оправдать гораздо сложнее. Но поскольку в Греции в невыносимых условиях более года проживают тысячи беженцев (несмотря на выделенные Брюсселем миллионы евро на решение данной проблемы), польскому правительству не составляет труда оправдывать свое поведение.

Правительства Польши и Венгрии просто намерены подать своими действиями четкий сигнал потенциальным мигрантам: ищите иные пути или вообще откажитесь от своих планов.

Впрочем, реакция остальных стран ЕС выглядит не менее жесткой. И хотя венгерский подход может показаться остальным европейским правительствам драконовским и просто недопустимым, в реальности они сами вводят в своих странах масштабные ограничения на миграцию людей.

Понятно и другое: своими действиями Польша проверяет пределы возможностей, дарованных членством в ЕС. Усиление пограничного контроля — лишь одна из целого набора новых и далеких от либерализма политик государства, планирующего радикально пересмотреть состав конституционного суда, усилить режим контроля над деятельностью государственных СМИ, а также приостановить бюджетное финансирование иммигрантских организаций и структур, оказывающих помощь беженцам.

Впрочем, Брюссель уже опоздал с инициированием юридического разбирательства в отношении поведения таких стран, как Польша и Венгрия (да и с требованием привести их внутренние законы в полное соответствие с законодательством ЕС). Стандарты приема и содержания мигрантов и беженцев нарушают уже не только Варшава и Будапешт: в Греции ситуация ничем не лучше.

Тащить эти государства в суд — явно не выход, поскольку в такой ситуации возникают определенные риски. Большинство остальных стран Евросоюза отзываются о планах и действиях Венгрии и Польши вовсе не с таким осуждением, как Еврокомиссия. И если упомянутые государства не поддержат ЕК, гневные заявления Брюсселя окажутся лишь блефом. А, по большому счету, готовность ЕС к использованию принудительных мер в немалой степени зависит от государств, где прекрасно понимают — а король-то голый!

Миграционная политика будущего?

Венгрия и Польша — с их точки зрения — сегодня в беспроигрышной ситуации. У Еврокомиссии всего два варианта: она будет выглядеть либо наглой и стремящейся к доминированию структурой, развернувшей неприемлемое наступление на суверенные полномочия государств-членов, всего лишь желающих обеспечить безопасность своих граждан, либо бюрократическим тряпичным тигром — громогласным, но ни на что не способным.

И это вовсе не политическая битва. Отсутствие надежных, единых и разумных механизмов скорого разрешения проблем мигрантов и беженцев на внешних рубежах Европы создало определенный правовой вакуум, который и заполняется инициативами, подобными венгерскому проекту строительства контейнерных лагерей.

Заявление Польши наверняка дополнительно напугало Еврокомиссию, где уже опасаются заразности венгерских популистских предложений, и в ЕК вполне могут решиться на определенные юридические меры. Однако окно возможностей для проведения радикальной реформы закрывается просто стремительно.

По иронии судьбы, усовершенствовать систему иммиграции и предоставления статуса беженцев, а также наладить сотрудничество стран ЕС в области обеспечения взаимной безопасности невозможно не только без полного пересмотра законодательства и задействования огромных людских и финансовых ресурсов. Для этого необходимо еще и изъять у членов ЕС часть суверенных полномочий. А ряд государств, все чаще сталкивающихся с проблемой защиты собственных границ и ростом популярности политиков-националистов, могут счесть подобное решение совершенно неприемлемым. И при таком сценарии Польше и Венгрии останется только дожидаться, когда остальные члены ЕС начнут мыслить точно так, как Варшава и Будапешт.

Статья опубликована в Foreign Affairs 5 мая 2017 г. © Council on Foreign Relations. // Tribune News Services.

Элизабет Коллет.

Автор — учредитель и директор брюссельского аналитического центра «Институт миграционной политики Европы» (MPIE), старший советник Трансатлантического совета по вопросам миграции.


От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Денис Парфенов

Секретарь Московского горкома КПРФ, депутат Госдумы

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня