Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения / Новости Украины
20 июня 2017 19:24

«План Маршалла для Украины» и реальность

Почему «незалежная» не сможет повторить экономический рывок послевоенной Германии

4070

Очередную хорошую новость — «Украине готовят судьбу послевоенной Германии. Аналог „плана Маршалла“ для Украины одобрили американские и европейские политики, а представят его в ноябре на саммите Восточного партнерства» — сообщили украинские СМИ.

Оказывается, «в Евросоюзе активно продвигают аналог „плана Маршалла“ по Украине — новый европейский план для Украины», пишет украинский еженедельник «2000».

Авторство документа принадлежит трем литовским политикам: двум экс-премьерам — Андрюсу Кубилюсу и Гедиминасу Киркиласу, и бывшему главе МИДа Пятрасу Вайтекунасу. В начале этого года «план Маршалла для Украины» официально утвердил литовский сейм, а в марте — конгресс Европейской народной партии (ЕНП), упомянув о нем в своей итоговой резолюции.

В мае литовские политики вместе с украинскими депутатами свозили «план Маршалла для Украины» в Вашингтон, в планах — представить документ в Германии и Брюсселе… Литовцы предлагают выделить Украине около 3% бюджета ЕС, а это приблизительно 30 млрд евро. Помимо того, авторы плана ссылаются на слова экс-министра финансов Украины Наталии Яресько и шведского экономиста, старшего научного сотрудника Atlantic Council Андерса Аслунда. По их мнению, помимо 30 млрд евро украинская экономика нуждается в 4−5 млрд долларов ежегодных вливаний, чтобы выбраться из долговой ямы и выйти на экономический рост".

Кому как, а мне представляется весьма комичной ситуация, когда три отставных политика из одной из самых маленьких и самых бедных стран ЕС, практически на подачки этого самого ЕС живущей, на полном серьезе подсказывают Евросоюзу и Вашингтону, на помощь кому потратить 3% своего бюджета, набегающие в весьма круглую сумму. Полагаю, если бы такая, на самом деле достаточно банальная идея всерьез рассматривалась, то нашлись бы куда более серьезные и влиятельные люди, которые ее бы сформулировали и публично выдвинули.

Скорее, трем отставникам нужен повод, чтобы напомнить о себе, покрутиться в брюссельских и вашингтонских коридорах власти. Правда, можно предположить и то, что инициатива литовских политиков действительно выдвинута по рекомендации «старших товарищей» и смысл ее четко обозначен в резолюции Европейской народной партии: «в целях сохранения мотивации украинского народа к продолжению реализации сложных реформ в поддержку создания широкого инвестиционного пакета („„план Маршалла“ для Украины“), направленный на ускорение восстановления экономики Украины».

Ну, ишака тоже часто «мотивируют» морковкой перед носом, которая отодвигается по мере его движения. А ЕНП, самая авторитетная на сегодня структура, поддержавшая «план Маршалла», — это объединение правоцентристских и консервативных партий европейских стран, этакий клуб по интересам, в котором обсуждается и координируется позиция по тем или иным вопросам политической повестки дня, но решения и резолюции которого не имеют и не могут иметь обязательного характера ни для входящих в ЕНП партий европейских стран, ни, тем паче, для правительств стран ЕС и руководства Евросоюза в целом.

Уже сама такая безответственность дает куда большую «свободу слова» в политических резолюциях, ведь их нельзя рассматривать как официальную позицию правящей в той или иной стране партии, но в тоже время они звучат достаточно веско. А литовским политикам из «полупрофессиональной» политической лиги отведена роль фронтменов этой инициативы — если, как водится, «план Маршалла» забуксует, то «Ну, не шмогла…»

В крайнем случае доведенный до согласования «план Маршалла» сведется к набору благих пожеланий и обещаний, ожидание реализации которых позволит поддерживать «мотивацию» украинцев еще энное время. Ну в самом деле, какой «план Маршалла для Украины», когда на официальный уровень выведена концепция «Европы разных скоростей», т. е. «ядром» будут наиболее высокоразвитые страны ЕС (Германия, Франция, Нидерланды и др.), а периферией будут наименее развитые страны Балтии, Польша, другие отстающие государства Южной и Восточной Европы, которые попросту не могут угнаться за экономическими лидерами.

Их негласная роль европейских «задворок» будет концептуально оформлена. Говоря проще, прежняя концепция «единого европейского дома», в котором более богатые должны помочь бедным со временем достичь своего уровня, уходит в прошлое, потому что такие расходы и богатым уже не по карману. Теперь действительно «каждому свое». И к Украине это относится в полной мере. Рассуждения о планах поддержки — это одно, а real politic — совсем другое, наглядное доказательство чему было представлено в последние дни.

13 июня в Страсбурге прошли украинско-европейские переговоры по поводу квот на сельскохозяйственную продукцию, которую поставляет Украина в ЕС. После бурных дебатов удалось достичь компромисса, на который согласились Европарламент, Еврокомиссия и Мальтийское председательство.

Показательно то, что по состоянию на начало апреля Украина исчерпала выделенную на 2017 г. квоту на беспошлинные поставки в страны Европейского Союза обработанных томатов, которая составляет 10 тыс. тонн, а также меда (5,2 тыс. тонн), круп и муки, виноградного и яблочного соков (12 тыс. тонн), сахара (20,07 тыс. тонн при внутреннем производстве 2 млн тонн в текущем сезоне), пшеницы (950 тыс. тонн).

После переговоров установлены следующие годовые квоты: для меда — 2500 тонн, томатов обработанных — 3 тыс. тонн, пшеницы — 65 тыс. тонн, ячменя — 325 тыс. тонн. Иначе говоря, Украина и ЕС договорились, что украинские квоты на томаты, мед и пшеницу будут сокращены, мочевина из предложений будет вообще исключена. Квота же на пшеницу, и без того не очень большая, уменьшена в 15 раз до практически символических значений.

А ведь казалось бы, что может быть проще со всех точек зрения в качестве оказания экономической поддержки, способствования экономическому росту, как открытие своих рынков для товаров страны, ведь для любого роста нужен сбыт, да и Украина широко открыла свой рынок для товаров ЕС в соглашении о зоне свободной торговли.

По статистике генерального директората по торговле Еврокомиссии, в 2016 г. ЕС экспортировал в Украину товаров на сумму €16,505 млрд, что на €2,575 млрд (16%) больше по сравнению с 2015 г. А вот украинские успехи на порядок скромнее: в 2016 г. ее экспорт в ЕС составил €13,08 млрд, тогда как в 2015-м этот показатель соответствовал €12,837 млрд, — рост всего на €243 млн (1,8%).

Теперь же квоты, предусмотренные соглашением о ЗСТ, кардинально урезаны, а значит украинский экспорт в ЕС станет еще скромнее, ведь остальные продукты, которые не квотируются, можно поставлять, только если они соответствуют евростандартам. Нужно понимать, что и возможность пересмотра квот значится в соглашении о ЗСТ, и партнеры не преминули ею воспользоваться, кардинально урезав те цифры, которые были внесены в соглашение изначально, когда нужно было, чтобы Украина «заглотила наживку».

Как говорится, «только бизнес, и ничего личного». Но некоторые продолжают ждать «плана Маршалла».

Александр Фидель.


От редакции: Этот материал представлен в рамках совместного проекта «Свободной Прессы» и украинской газеты «2000». Сегодня еженедельник «2000» остается одним из немногих объективных украинских СМИ.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Вадим Трухачёв

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня