Мнения / Военные технологии

Баргузин заехал в тупик

Разработка железнодорожного ракетного комплекса прекращена по причине его «ненужности»?

  
12915
На фото: подьем пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты на БЖРК
На фото: подьем пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты на БЖРК (Фото: Александр Бабенко/ТАСС)

Жить в цикле новостей «завтрашнего дня» вечно не получается. Рано или поздно приходит момент, когда приходится отменять давно анонсированное и растиражированное обещание полететь на Луну или Марс, сделать ракету чудовищной мощности или удивить мир полчищами супертанков «Армата», БМП «Курганец» и БТР «Бумеранг». Это касается не только Российской Федерации, конечно. Но поскольку ее возможности весьма скромны, то ей к переносу «сроков» приходится прибегать все чаще.

Правительственная «Российская газета» 2 декабря нанесла удар по сердцам всех патриотов. Оказалось, что страна отказывается от разработки боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин», которая плотно велась в РФ с 2011 года. Естественно, комплекс предполагался быть «безаналоговым» (как и все евразийские поделки), а партнеры Кремля за океаном — в намоченных памперсах. Процитирую важные, на мой взгляд, моменты в публикации:

«Еще год назад казалось, что скоро ракетные поезда под именем „Баргузин“ начнут становиться в строй РВСН. Напомним хронологию начала и окончания службы отечественного БЖРК стратегического назначения „Молодец“. Кстати, совершенно уникального. В США подобного комплекса создать не смогли, хотя попытались сделать это первыми еще в начале 1960-х годов».

Живущим в мире агитпропа что-то там «показалось». Блуждая в потемках фантазий, авторы прекрасно знают, что технически отсталые янки якобы не смогли создать нечто подобного. Когда статья начинается с подобного залихватского вранья, становится крайне весело. На самом деле США еще в начале 60-х годов разработали систему базирования баллистических ракет на железнодорожном транспорте, провели даже испытания, но поскольку железнодорожная сеть в США была преимущественно частная, а управление такими комплексами получалось слишком затратным, то прагматичные американцы на это дело плюнули.

Читайте также

В СССР разработка подобных комплексов была начата с 1969 года, а с 1987 года в войска поступил БЖРК «Молодец» с трехступенчатыми твердотопливными ракетами РТ-23 УТТХ (они имели и модификацию под шахтное базирование). Ракеты производились в 1983—1993 годах на Павлоградском механическом заводе, входившем в ПО «Южмаш» (Украинская ССР). К 2002−2003 годам они выработали свой ресурс и эти комплексы были сняты с вооружения РФ и затем к 2007 году утилизированы. Но вступающим в противостояние с НАТО фуражкам не терпелось встать обратно на рельсы:

«Однако уже в сентябре 2009 года командование РВСН высказало мнение, что возможно скоро начнется разработка ракетных поездов нового поколения уже с ракетами российского производства. Конечно, БЖРК было жалко — это действительно очень мощные и почти неуловимые для любого нашего противника ракетные комплексы стратегического назначения. Но сегодня очевидно, снятие их с вооружения было неизбежно даже и без обременительных условий СНВ-2. Ракеты, выпускавшиеся на Украине и обслуживающиеся украинскими специалистами, в нынешних реалиях нонсенс. Кстати, Киев запретил специалистам „Южмаша“ сотрудничать с РВСН России по всем направлениям».

Интересно — как? В 2009 году Украина тоже запрещала своим специалистам сотрудничать с РФ? Если да, то кто тогда провел плановые осмотры российских баллистических ракет РС-18 («Стилет») и Р-36М2 («Воевода») в 2013—2014 годах, продлив им срок службы еще на 5 лет? Хотя ракетный комплекс бывшего СССР существовал в тесной производственной кооперации, центр создания ряда семейств баллистических ракет находился именно в Днепропетровске — это нынешние «Южмаш» и КБ «Южное». Идея поставить на «Баргузин» сначала неоднозначную ракету «Булава» (разработка Московского института теплотехники), а затем РС-24 «Ярс» (модернизация советских «Тополей»), оказалась бесплодной. Цитирую «Российскую газету»:

«В декабре 2011 года командующий РВСН Сергей Каракаев уже почти официально заявил о начале возрождения БЖРК. А в апреле 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов сказал, что Московский институт теплотехники приступает к опытно-конструкторским разработкам, железнодорожных ракетных комплексов нового поколения. В конце 2014 года командование РВСН еще раз, как сообщалось в СМИ, публично подтвердило, что БЖРК возродятся. Даже появилась информация о том, что в качестве их ракетного вооружения будут использоваться адаптированные баллистические ракеты комплекса „Ярс“».

И, наконец, в конце прошлого года было объявлено о том, что прошли успешные бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса. Пуск осуществлялся массогабаритной моделью ракеты «Ярс». Прессу тогда переполнили рассуждения о том, как будет выглядеть будущий российский БЖРК, которому дали имя «Баргузин». Увы, в конце 2017 года выяснилось, что этот «Баргузин» уходит в долгий отстой на запасные пути, так и не став полноценным боевым железнодорожным комплексом. Хотя официально об этом пока не объявлено.

Проще говоря, в РФ под «Баргузин» не удалось приспособить ни одну из существующих твердотопливных ракет. Тогда зачем в правительственной газете в субботу (то есть, так срочно и незаметно) делать вброс о прекращении разработок БЖРК «Баргузин»? Тянучку с «изобретением» этого железнодорожного Vergeltungswaffe Российской Федерации можно было бы тащить и весь следующий год, например. А потом перенести срок готовности комплекса еще на год-другой, потом еще, а там и граждане с памятью аквариумных рыбок сами все забыли бы… В конце-концов, несуществующую баллистическую ракету «Сармат» в РФ пока не устают сдвигать по хронологии, хотя еще 3−4 года назад агитпроп пел соловьем о том, как одна такая ракета снесет с лица земли Калифорнию.

Причина такого заявления в «Российской газете» может быть относительно прозрачна. В самой статье есть намек, что главная причина — якобы нехватка средств в бюджете. Это возможно, но маловероятно, ибо формально пока секвестра военных расходов в РФ нет, а только на государственную программу вооружений до 2027 года решено вообще запулить 20 триллионов рублей (около 340 миллиардов долларов). Скорее всего, проблема лежит не в финансовой, а технической плоскости.

Все последние несколько лет кремлевские украинцы вели торг со своими киевскими родственниками о содействии в разработке твердотопливных баллистических ракет. И эти переговоры завершились безрезультатно. Чтобы правильно понимать: нынешняя Украина, разумеется, ни в коей мере не является промышленно развитым государством, имеющим хотя бы какие-то серьезные технологии. Однако в ней еще не добиты остатки советской, днепропетровской конструкторской школы и доживают свой век последние кадры, которые были причастны к созданию межконтинентальных баллистических ракет. Но их использование сейчас находится под своего рода международным эмбарго: Украина с 2014—2015 годов при поддержке США запретила любые контакты с РФ в ракетно-конструкторском деле. Заменить днепропетровские разработки, как уже упоминали, по факту нечем. К 2015 году стало очевидно, что ни «Булава», ни РС-24 «Ярс», ни тем более легкая модификация «Ярса» — РС-26 (она пока не поступила в войска), для этого совсем не годятся.

Ситуация с «Баргузиным» не является чем-то особенным в перманентно деградирующей РФ, которая не вылезает из серии катастроф с орбитальными запусками. В других областях все обстоит примерно также. На прошлой неделе внезапно выяснилось, что российские ударные вертолеты Ми-28 в Сирии вынуждены воевать вслепую. Об этом заявил не какой-нибудь анонимный журналист, а экс-командующий Воздушно-космическими силами РФ генерал-полковник Виктор Бондарев:

«Военная операция в Сирии выявила серьезные недостатки в оборудовании ударного вертолета Ми-28, заявил бывший главнокомандующий Воздушно-космическими силами России (до 26 сентября 2017 года), а ныне председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев. По его словам, проблемным местом вертолета оказалась электроника, недостатки которой время от времени практически „ослепляли“ экипаж».

«Электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего не слышит», — сказал Бондарев. По словам экс-главкома ВКС, используемые на Ми-28 очки ночного видения получили у летчиков прозвище «смерть пилотам».

Читайте также

Примечательно, что как глава ВКС господин Бондарев все два последние года курировал работу российской авиации и вертолетов в Сирии (а военно-воздушные силы РФ возглавлял вообще с 2012 года). И два года он ничего не мог поделать! И только после ухода в отставку в конце сентября текущего года его «прорвало». Почему на своем посту генерал-полковник не принял никаких мер? Выходит, российские «всепогодные» ударные вертолеты на самом деле не такие уж и всепогодные? Наивная общественность стала догадываться в последние месяцы о том, что с этими машинами что-то не в порядке. Напомним, во время учений Запад-2017 в Ленинградской области в сентябре 2017 года вертолет Ка-52 дал ракетный залп по… журналистам: сгорели два автомобиля, два человека уехали в больницы, чудом никого не убило. Нештатную ситуацию тогда объяснили неполадками в электронике.

Научная и техническая деградация идет рука об руку с редукцией и человеческого материала. Люди в фуражках в северной Евразии все чаще стали вызывать искреннее удивление. Что там ракеты или вертолеты, если ведомство Сергея Шойгу не смогло подсчитать с двух попыток площадь Сирии, где оно уже как третий год воюет? И возникает закономерный вопрос, не являются ли танки, самолеты, подлодки и вертолеты лишними для Минобороны игрушками?


Reddevol

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня