Очень длинный мост

Почему Россия не может конкурировать ни с Западом, ни с Китаем

  
9451
На фото: китайская часть железнодорожного моста через реку Амур, который соединит Еврейскую автономную область с китайской провинцией Хэйлунцзян
На фото: китайская часть железнодорожного моста через реку Амур, который соединит Еврейскую автономную область с китайской провинцией Хэйлунцзян (Фото: Zuma/ ТАСС)

Пекин в очередной раз завершил строительство своей части железнодорожного моста через реку Амур, который соединит Еврейскую автономную область с китайской провинцией Хэйлунцзян. Российский отрезок моста до сих пор не готов.

По ссылке на китайское информагентство «Синьхуа» некоторые российские СМИ с изяществом фокусников выдали следующую информацию о мосте Нижнеленинское (Еврейская АО) — Тунцзян (Китай):

«Китай завершил строительство своей части железнодорожного моста через реку Амур, сообщило агентство «Синьхуа». В субботу на китайской части сооружения был возведен последний стальной пролет между опорами. Мост должен соединить Еврейскую автономную область с китайской провинцией Хэйлунцзян. Длина моста, состоящего из 20 пролетов, — 2215 м. Ожидается, что его пропускная способность составит 21 млн т грузов в год. Из 20 пролетов 17 (1886 м) построил Китай, за остальные три пролета (329 м) ответственна Россия. Строительство российской части моста планируется завершить в июне следующего года.

По данным «Синьхуа», Китай потратил на строительство моста 2,6 млрд юаней (около $ 375,8 млн). Пекин начал возведение моста в феврале 2014 г. В России строительство финансируется Фондом Дальнего Востока и Байкальского региона. Это первый железнодорожный мост между Россией и Китаем. Он будет состоять из двух путей — с колеями российского и китайского стандартов. По мосту будут экспортировать в Китай железорудный концентрат с Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината".

На самом деле свою часть этого трансграничного моста Китай построил более двух лет назад. А в августе-октябре 2018 года китайские строители при помощи российских коллег лишь перебросили временное «пролетное строение» (проще говоря, балки) между своей частью моста и недавно построенной российской опорой. Об этом сооружении (кстати, первом железнодорожном мосте между КНР и РФ!) нелицензированные конспирологи писали еще летом 2016 года:

«В мае 2013 года на Санкт-Петербургском экономическом форуме была достигнута договоренность между владельцем роскошной лондонской квартиры, а по совместительству вице-премьером РФ Игорем Шуваловым и первым вице-премьером Госсовета КНР Чжан Гаоли о строительстве двухкилометрового многофункционального моста через реку Амур в районе Еврейской автономной области. На мосту длиной в 2200 метров должны были быть проложены сразу две нитки железнодорожных путей и автотрасса. Мост был необходим для экспортных поставок железорудного концентрата с Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината (8,3 миллионов тонн железорудного концентрата в год) на сталеплавильные заводы Поднебесной. Сейчас транспортное плечо для них составляет более 1000 километров, а с мостом оно превратилось бы в лишь 230 километров.

Но это еще не все. В КНР будущий мост был бы присоединен к железнодорожной линии Сянъянчуань — Хаюйдао, а в РФ — к Транссибу. Плюс «Газпром» планировал возить по этому мосту в Китай гелий с будущего Амурского газоперерабатывающего завода. В итоге за пару лет китайцы отгрохали полностью свою часть длиной в почти 1900 метров. Теперь этот недостроенный мост торцом смотрит на Еврейскую автономную область, где власти только в этом году утвердили… подрядчика (ООО «Рубикон»). Предполагается, что российская часть моста длиной в 309 метров будет сдана… летом 2018 года".

Читайте также

Сейчас на дворе осень 2018 года и крошечная российская часть этого моста так и не построена: забиты пока лишь сваи. Ожидается, что свои три пролета моста РФ осилит к лету 2019 года. Как мы видим, темпы реализации в общем-то скромных региональных проектов у РФ и КНР категорически не совпадают. Китайцы за пару лет отгрохали железнодорожный мост с двумя путями и автомобильной дорогой длиной в 1900 с лишним метров через Амур, а 329 метров своих трех пролетов моста северная Евразия не сподобилась создать даже за 5 лет.

При этом надо понимать, что для Китая этот проект является мелочевкой. Да и вообще сотрудничество с РФ для Пекина является третьестепенным по значимости фактором: основные свои инвестиционные усилия Поднебесная направляет в регион Юго-Восточной Азии, Тихого океана и Африки (не говоря уже про торговлю с ЕС). Ведь что может предложить РФ второй по размеру экономике в мире? Нехитрое сырье и скромный рынок сбыта китайских бытовых товаров (на 8−10 миллиардов долларов в год, которые приобретаются преимущественно через Интернет), вот и все (отдельная номенклатура вооружений роли не играет).

Цель постройки этого моста проста: инфраструктура вывоза железорудного сырья (товарной руды и 65-процентного концентрата) в Китай. Это сырье является низкомаржинальным продуктом (то есть с с низкой добавленной стоимостью). Для нужд Китая объемы поставок с Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината в Еврейской АО (от 3 до 10 миллионов тонн в год) — капля в море. Основным источником импортного железорудного сырья в Китай выступает Австралия, которая в 2017 году поставила в Поднебесную чуть менее 900 миллионов тонн (около 88% от его общего объема), а остальное завозится обычно из Бразилии. Исходя из этих цифр понятно, что строительство моста через Амур можно счесть актом благотворительности на сумму в 350 миллионов долларов со стороны Поднебесной в пользу «северных варваров», ибо китайцам ни тепло, ни холодно от «сибирских ресурсов». Которые только в фантазиях московских креаклов обладают некоей повышенной ценностью.

Разумеется, для самой РФ построенный в 2007—2017 годах (обратите внимание на раздутые сроки) Кимкано-Сутарский ГОК является важным региональным предприятием. Да, строили долго, да — с помощью льгот и государственных инвестиций, да — оно будет производить примитивное сырье, но ничего другого ведь нет! Если посмотреть на все планы «развития» РФ, которые обсуждает правительство, то все они укладываются в нехитрую формулу: «выкопать сырье — по железной дороге или трубопроводу доставить к границе — продать зарубежным покупателям».

Читайте также

Это касается углеводородных проектов в Арктике и на Дальнем Востоке, безумных трубопроводов в Китай, скандального строительства суперверфи «Звезда» в Приморском крае (которая должна производить суда-газовозы), планов увеличения в 2−3 раза объемов вывоза угля из РФ в Европу и страны Юго-Восточной Азии, из-за чего город Находка умирает от угольной пыли и схожая судьба ожидает Мурманск. Если посмотреть практически на все распиаренные «промышленные проекты», то они на 95% представляют собой либо предприятия по добыче примитивных ресурсов и их вывозу за рубеж, либо их сервисную и логистическую инфраструктуру (расширение терминалов, углубление портов, строительство новых железнодорожных веток и подъездных путей и так далее). Если нужно промышленное оборудование для этого, то оно закупается преимущественно за рубежом (тот же Кимкано-Сутарский ГОК не является исключением). То есть, для умирающего российского машиностроения эти проекты мало что дают.

Плохо ли это? РФ включена в мировую экономику именно как поставщик сырья: углеводородов, цветных и черных металлов, удобрений, леса и так далее. Точно также какая-нибудь Киргизия включена как поставщик дешевых трудовых ресурсов, а Украина — той же рабсилы, железорудного сырья и простейшей продукции растениеводства (поэтому открытие в этой стране маслоэкстракционного завода логичным образом является «крупным и значимым событием»). Создать в северной Евразии некое подобие общего рынка с крупными корпорациями, производящими продукцию несколько более маржинальную и интеллектуалоемкую, чем железорудный концентрат, подсолнечник или природный газ, да еще со своими НИОКР, очевидно, уже не удастся в ближайшие годы и даже десятилетия.

Поэтому остается только гордиться каким-нибудь Быстринским ГОКом, который построил миллиардер Владимир Потанин в Забайкальском крае. ГОК вывозит в Китай низкомаржинальный медный и железосодержащий концентрат. Интеллектуальных, финансовых, технологических и т. п. ресурсов построить предприятие следующего технологического передела — хотя бы медеплавильный завод — у евразийских капитанов бизнеса нет.

Reddevol

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Денис Денисов
Денис Денисов

Поздравляю с Днем рождения!

За 10 лет своей работы «Свободная пресса» стала одним из наиболее читаемым и цитируемым ресурсом по такой близкой для меня теме как Украина и Донбасс. В самую тяжелую минут для Донбасса «Свободная пресса» продемонстрировала единство с гражданами, ставшими на защиту своих законных интересов и патриотизм по отношению к России, выступившей защитницей населения ДНР и ЛНР. Высокий профессионализм коллектива, совмещенный с всегда корректным и приятным общением с экспертным сообществом, стал основой высоких рейтингов издания.

Пожелать хотелось бы достижения новых целей, всестороннего развития и продолжать отстаивать интересы России. Со своей стороны, всегда готовы помогать в этом и вместе идти к покорению новых высот!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня