18+
вторник, 6 декабря
Мнения

Наше наказание

Если патриарх сам настаивает на «греховном происхождении бед человеческих», как мы можем ему отказать? Пусть будет по-патриаршему!

  
34

15 августа 2010 года предстоятель РПЦ, вернувшийся под объективы телекамер после двухнедельного отсутствия, сделал следующее заявление:

«Когда начались пожары в нашей стране, то Церковь сказала: „Это наказание за грехи“. И нашлись маловеры и клеветники, которые стали укорять Церковь за то, что она говорит несвоевременные, обидные для людей вещи. Но когда смотришь репортажи о том, как ликвидируются пожары, когда слушаешь внимательно заявления экспертов, то понимаешь, насколько же права Церковь, которая свидетельствует о том, что и эти пожары являются наказанием за грех».

Глава РПЦ не сказал ничего нового. И прежде любые неприятности природного или человеческого происхождения он объяснял грехами народными, а всякое благо — святыми молитвами Церкви. Наибольший резонанс вызвали его заявления, касающиеся Великой Отечественной войны, в которой также он видит Божье наказание «за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью».

Из этих слов можно заключить, что Церковь не имеет ничего общего с народом. Удел народа — покорность Церкви, за неуважение к которой Бог жестоко карает. Функция Церкви — учить и обличать. Того же мнения придерживались жрецы в Древнем Египте и все прочие служители культа, претендовавшие на земную власть. Готовность народа соглашаться с подобными утверждениями всегда прямо пропорциональна репрессивным возможностям жреческой корпорации. Когда цена публично выраженного несогласия с такой «линией партии» — рваные ноздри, клеймо, кандалы, каторга, костёр — возражать как-то не особенно хочется. Мы же находимся в относительной безопасности. А потому можем себе ни в чем не отказывать.

Начнем с народа, который строгий, но справедливый Бог якобы покарал войной за «богоотступничество». Известно, что по результатам сталинской переписи 1936−37 гг. верующими себя назвало большинство опрошенных (более 55%). И это несмотря на все риски, связанные с такой откровенностью. В то же время, после отмены Временным правительством обязательного причащения военнослужащих весной 1917 года полковые церкви перестали посещать до 90% былых прихожан. В тылу ситуация была еще более плачевной. Налицо отвращение народа к Церкви господствующей, опирающейся на репрессивный аппарат империи, и его же (народа) приверженность Церкви гонимой. Собственно этот тихий народный подвиг и принудил Сталина к реставрации РПЦ в 1943 году.

В общем, народ, кто угодно, только не предатель. А что можно сказать про Церковь, над которой народ, по словам патриарха, «издевался»? Чем Церковь занималась до 1917 года мы в общих чертах знаем. А после? Перечислим только наиболее заметные «достижения». Активно участвовала в подготовке Февральской революции. Ничем не поддержала низложенного императора. Восторженно приветствовала Временное правительство. После Октября раскололась на гонимое меньшинство, и «обновленцев». Вторые писали на первых доносы и полностью контролировались «безбожной властью». Обновленцами были оба «сталинских» патриарха — Сергий и Алексий… Во время войны Церковь одинаково уютно себя чувствовала по обе стороны фронта. На оккупированных территориях молилась за победу германского оружия, а в советских церквях, спешно открытых Сталином — за Красную Армию. Почему подействовали молитвы одних и не подействовали молитвы других — неизвестно.

В общем, утверждение нынешнего патриарха о «народе-богоотступнике, который издевался над Церковью», мягко говоря, не выдерживают критики.

«У каждого есть право на свое собственное толкование истории», — не сдается глава РПЦ, и произвольно дополняет его «правом на толкование современности». В частности пожаров. У «каждого», так у «каждого». Предстоятель свое слово уже сказал. Теперь наша очередь.

Если по совести, то ситуация абсолютно прозрачная. Есть пожары, а есть возгорания. Причина возгораний — аномальная жара. Причина массового превращение возгораний в лесные пожары — преступный Лесной кодекс, принятый в 2007 году, и бессилие МЧС, которое более 15 лет беззастенчиво высасывало из страны деньги и ресурсы. Соседние Беларусь и Украина находятся в том же положении, что и Россия. Разница в том, что там возгорания своевременно находят и ликвидируют специальные службы. А у нас с огнем зачастую борются сами погорельцы да немногочисленные волонтеры. Как толковать этот очевидный для всех (кроме патриарха) факт — я не знаю. А вот оригинальное толкование предстоятеля РПЦ мне есть чем дополнить.

Допустим он прав: где грех — там и пожары, и землетрясения (Гаити), и наводнения, и немецко-фашистские захватчики. Давайте попробуем с этой точки зрения оценить самого патриарха. Как известно, аномальная жара началась во время его триумфального второго пришествия на гостеприимную украинскую землю. В критический момент он призвал молиться о ниспослании дождя, а сам — исчез на 2 недели в неизвестном направлении. Тем временем вместо долгожданного косого ливня Москву окутал небывалый смог. В городе в разы выросла смертность. Пожары по всей стране усилились. Некоторое облегчение наметилось накануне возвращения патриарха под объективы телекамер — температура упала, воздух в Москве очистился, число лесных пожаров начало сокращаться. 15 августа патриарх вернулся и выступил с очередным обвинением в адрес народа-греховодника. И в тот же день Москву вновь окутал густой смог. На Брянщине возникла угроза формирования радиоактивного облака. А на Северо-Запад страны обрушился ураган, оставивший без электричества полторы тысячи населенных пунктов.

Между тем, именно там, где прошел ураган, патриарх в ближайшие дни совершит свои первосвятительские визиты: сегодня его ожидают в Пскове, завтра в Соловецком монастыре (Архангельская область). По странному стечению обстоятельств запомнившийся псковичам разрушительный ураган 2007 года носил имя «Кирилл». С другой стороны, визит партриарха на псковскую землю омрачен крайне досадным имиждевым промахом тамошнего губернатора Андрея Турчака его теперь называют так, что и произнести неудобно.

А на Соловках — следующем пункте патриаршего вояжа, по свидетельству местных жителей, «налетел шторм, который будет длиться (по прогнозам) всю эту неделю». Не исключено, что до Соловков предстоятель и вовсе не доедет…

Для нас, нормальных людей, все это — перечень неприятных совпадений. Мы знаем, что у природных явлений есть причины, а у «человеческого фактора» — конкретные имена и фамилии. Но если патриарх сам настаивает на «греховном происхождении бед человеческих», как мы можем ему отказать? Пусть будет по-патриаршему!

Давайте попросим его всем миром вернуться туда, откуда он приехал. В его отсутствие структуры РПЦ довольно успешно координировали получение и распределение пожертвований в пользу беженцев. А один маститый архиерей даже выделил внушительную сумму из личных средств. В общем, несмотря на отдельные «дождевые молебны», дело, вроде бы, шло на лад.

Продолжайте отдыхать, святейший! Желательно где-нибудь подальше от нашей многострадальной родины. В Доминиканской Республике, например. Уж больно хочется еще недельку (а лучше две) без «божьего гнева» — чтобы отдышаться. А там — как-нибудь выдюжим. Не впервой.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня