На первый взгляд современное сельское хозяйство не может предложить каких-то кардинально новых сфер деятельности. Основной упор делается на модернизацию имеющихся технологий. Однако и сейчас существуют малоизвестные, но перспективные направления. Именно они в будущем смогут занять прибыльные ниши в продуктовом, медицинском и рекреационном секторах. Одно из таких направлений — лосеводство.
Что мы знаем о лосях и чем они могут быть полезны человеку?
Согласно археологическим раскопкам, люди охотились на лосей ещё с каменного века. На его пути выкапывали рвы и ставили деревянные заборы, ведущие к замаскированным ямам. Затем в арсенал охотника вошли копья, луки, и, со временем, огнестрельное оружие и капканы. В некоторых регионах охота на лосей была столь развита, что лоси чуть было не начали вымирать. К примеру, в Норвегии уже в XVI веке были введены первые законодательные ограничения на добычу лося.
В современности сами лоси стали угрозой для жизни человека. Ежегодно тысячи человек погибают от столкновения с ними на автодорогах США, Канады и стран Северной Европы. По официальной статистике, в Швеции за год от столкновений с лосями получают травмы более 400 пассажиров авто. Автопроизводители усиливают конструкции машин рамами безопасности и даже проводят «лосиный тест» — сталкивают автомобиль на скорости 70 км/ч с манекеном, изображающим лося массой 350 кг.
Однако из врага автомобилиста лось мог бы стать другом: верным транспортным средством или даже источником лекарств. На лосе можно ездить и его можно доить.
Лосеводство в России появилось ещё при Сталине
Мало кто знает, что лосеводству в России уже около 70 лет. Ещё в 1934 году комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК постановил организовать первые лосиные питомники. Была поставлена цель: проверить возможность содержания лосей в условиях неволи. Посмотреть, будут ли лоси размножаться, оценить, что требуется для их содержания. Выяснить рентабельность лосеводства и возможные направления хозяйственного использования этих животных.
Первый лосиный питомник организовали в Якутии в заповеднике «Бузулукский бор». Там работа по одомашниванию лосей продлилась до начала войны, во время которой питомник был закрыт. Попытки приручения лосей возобновились в 1949 году уже в Печоро-Илычском заповеднике под руководством Е.П. Кнорре. Именно там создали первую опытную лосиную ферму. Через 14 лет, в 1963 году в деревне Сумароково под Костромой открыли вторую лосеферму и лабораторию лосеводства. Впоследствии лаборатория была передана Костромской лесной опытной станции и позднее закрыта по причине финансовых проблем. Сумароковская лосеферма была переименована в Костромскую и передана Костромскому лесхозу.
Сейчас в России на государственном балансе остались только две лосиные фермы — Костромская и Печоро-Ильичская. Есть еще биостанция при парке Лосиный Остров в Москве. К сожалению, можно сказать, что существуют они скорее по инерции и «постольку — поскольку». Ни о каком серьезном финансировании проектов со стороны государства речь не идет.
Лося можно доить
У лосиного молока горьковатый вкус и нет запаха. Его целебные свойства открыли в 1970—1980-х годах ученые Ярославского медицинского института и Горьковского Научно-исследовательского педиатрического института. Эти свойства заключаются в высокой лизоцимной активности лосиного молока: 40−65 мкг/мл. Оно оказывает противовоспалительное действие и улучшает состав кишечной микрофлоры. Польза лосиного молока объясняется разнообразием корма лося — он питается не только травянистыми, но и кустарниковыми и древесными растениями.
Костромскую лосеферму можно было бы назвать самым успешным производителем лосиного молока. В сутки от одной лосихи получают от 1 до 6 литров молока, в среднем около 2,5 литров. Период лактации — около 4 месяцев. То есть за это время от лосихи можно надаивать от 100 до 500 л молока 6−12% жирности.
Сейчас лосиное молоко можно купить по цене 500 рублей за литр. Правда, пить его стаканами не рекомендуется, поскольку лосиное молоко не еда, а скорее медицинское средство. Это означает, что оно может легко стать модным направлением экомедицины. Для этого требуется только предложить санаториям и клиникам практиковать лечение лосиным молоком. Либо продавать БАДы с его содержанием. У маркетологов есть отработанные схемы продвижения подобных товаров, а препараты на основе лосиного молока ничем не хуже травяных сборов или пчелиного яда.
Лосиное молоко сейчас используется в одном единственном месте — в санатории имени Ивана Сусанина в 16 километрах к юго-востоку от Костромы. Там с помощью лосиного молока проводится лечение язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Замороженное до температуры жидкого азота, молоко перед употреблением разогревают до комнатной температуры и дают пациентам по 150−200 мл четыре раза в день. Пациент должен выпить около 10 литров молока в течение всего курса лечения, который длится минимум месяц.
Кроме этого единственного местечкового примера, никакого соответствующего современным реалиям продвижения продукта не происходит. Об этом санатории и его лосиной специфике можно узнать скорее случайно.
А ведь если найдется энтузиаст с широкими возможностями, готовый заняться этим делом всерьёз, то он имеет все шансы открыть в России или даже в мире новое направление лечения желудочно-кишечных болезней.
Можно ли есть лося?
Как утверждают знатоки, лосиное мясо похоже на нежную говядину или, скорее, телятину, но не в пример ароматнее. Количество белков сопоставимо с другими видами красного мяса, но лосятину выгодно отличает низкое содержание жира, высокую долю которого, к тому же, составляют полезные полиненасыщенные жиры.
Казалось бы: раз вкусно и полезно — ружье в руки — и в лес, за лосятиной? Или бери кредит, огораживай кусок неудобья, и знай разводи себе сохатую скотинку? Но не все так просто.
Потребление «дикого» лосиного мяса может быть небезопасным для здоровья.
Во-первых, в силу специфики питания водными растениями, организм лося накапливает потенциально опасные для человека уровни солей тяжелого металла кадмия.
Наиболее высок уровень кадмия в потрохах: особенно в почках и печени. Поэтому в Финляндии, например, существует закон, запрещающий употребление в пищу внутренних органов лосей старше года. Лосиное мясо считается безопасным, но только есть его каждый день не рекомендуется.
Во-вторых, дикий лось (как и любое другое дикое животное), не существует в стерильных условиях. В туше лося «квартируются» личинки оводов. Для человека они не опасны, но неподготовленному зрителю отобьют аппетит к лосятине надолго. Опаснее гельминты, живущие в мясе и кишечнике. В дикой среде лося всегда сопровождают т.н. «лосиные мухи», являющиеся, как и клещи, переносчиками энцефалита и болезни Лайма. А непосредственно от контакта с сохатым могут передаваться
Разумеется, туши лосей проходят проверку — но это дикие лоси, затраты на получение мяса которых минимальны.
А если разводить лосей на мясо в неволе?
Для начала встает проблема корма: в природе в рацион лося входят свыше двухсот растений — от водорослей до кустарников. На обычном комбикорме лось будет голодать.
В послевоенное время уже возникала идея кормить лосей порубочными остатками. Пусть вольновыпасаемый лось сам приходит на лесосеку! Да, преобразовывать ветки и кору деревьев в деликатесное мясо — идея привлекательная, но на практике реализовать её не удалось. Если зимой лосей и получалось приманить обилием корма, то в остальное время года удержать животных при делянке, где пилят деревья, не получалось. Более того, с ферм, где лосей забивали на мясо, животные уходили. Ученые подсчитали, что количество лосей, ушедших и пропавших без вести за год, напрямую зависит от количества убитых в том же году на мясо. При этом лось — животное одиночное и организовать стадо с пастухом тоже не удалось.
По утверждению руководства Костромской фермы, они отказались от мясного производства: «Лось не настолько глуп, чтобы добровольно оставаться на бойне. Количество животных ограничено летними запасами корма в прилегающих лесах, не более 10−15 дойных лосих в основе стада. Преобразования порубочных остатков в тонны мяса не получилось, но Костромская ферма уцелела, потому что были открыты целебные свойства лосиного молока».
Можно утверждать, что разведение мясных лосей на полувольном выпасе для широкого потребителя экономически нецелесообразно, а на закрытых фермах (как коров, например) — и вовсе невозможно.
Т.е. технически полуодомашненный мясной лось вполне реален, за одним «но»: если же в цену мяса заложить все издержки (плюс коррупционные сборы и наценки посредников), то лосятина попадает в разряд малодоступной простому человеку еды. Специальная полочка в магазине «экологических» продуктов — вот ее место; помешанный на всем «натуральном» горожанин с соответствующим доходом — основной потребитель.
Таким образом, эксплуатация лося человеком может существовать в двух непересекающихся реальностях.
В одной — буреломы и гиблые топи, дикие животные со всевозможными паразитами, добыча лосиного мяса охотниками на свой страх и риск.
В другой — прилизанные высокотехнологичные «экофермы» на частной земле. Там лоси счастливы, беззаботно гуляют по живописным лесам и болотам, с удовольствием поедают ежедневный рацион из нежнейших осиновых веточек, кушают витамины и посещают доктора.
Понятно, что полноценная (а не бутафорская, созданная в рамках очередной программы по освоению бюджета чиновниками) «экоферма» будет смотреться на фоне среднего российского контекста как кусок иномирового пространства: наблюдение со спутника, охраняемый периметр, полный запрет на нахождение на территории фермы всех посторонних (т.е. обычных граждан).
И где-то между ними затеряются остатки старых ферм, которые будут до последнего тянуть лямку на энтузиазме.
Поэтому, мы можем рассматривать вариант открытия мясных лосеферм только в будущем, когда это позволит не только технический, но и культурный прогресс. Неизвестно только, произойдёт ли это в России, или в другой стране. Например, в Швеции уже есть лосиная ферма Älgens Hus. Она — единственный в мире производитель сыра из лосиного молока. На ферме живут три лосихи, молока от которых хватает на изготовление 300 кг сыра в год. Этот сыр продается по цене $1000 за килограмм.
Мода на лосетерапию
Что ещё интересного можно найти в лосеводстве? Не считая периода гона, у лося очень спокойный нрав. Он не кусает человека (строение зубов не позволяет) и вообще может оказаться интереснее и безопаснее лошади. На лосе можно покататься, его можно потрогать. Особенно, если для этих целей отобрать животных с наиболее уживчивым характером. При должной дрессуре и используя опыт той же Костромской фермы, вполне реально вырастить лосей для катания туристов.
В мире уже давно существует практика лечения и реабилитации людей с психическими нарушениями через общение с животными, например дельфинотерапия или терапия лошадьми. Лось вполне может встать в этот ряд.
Очевидно, что, как и в случае лосиными фермами, происходить это всё должно на закрытой территории, где лоси будут чистыми, ухоженными и заинтересованными в такой работе. Где лось будет лечить нервные заболевания, а не сам страдать от неадекватных условий содержания или конфликтов с автохтонами.
Тут мы снова упираемся в денежный вопрос. То есть это будут либо элитные дома отдыха для обеспеченных граждан, либо нужна масштабная благотворительная программа, куда будет входить популярная терапия теплыми лосями. И если принять во внимание слова председателя СФ Сергея Миронова о том, что 80% населения в РФ страдают психическими и нервными отклонениями, а 20% нуждаются в срочной госпитализации, такая программа россиянам будет просто необходима. Иначе единственный выход — ходить по лесам, искать лосей и надеяться, что они окажутся дружелюбными.
Всё только начинается
В мире о лосеводстве пока известно мало. В России оно находится в стадии стагнации, так и не начав толком развиваться. Единственная возможность его возродить — серьёзное частное предпринимательство. Это может быть и бизнесмен, который готов вложиться в открытие лосефермы как части туристического центра. И государственный чиновник, которому эта тема будет просто интересна, а ресурсы позволят её открыть.
К тому же реальность уже подтверждает наши предположения. В 2010 году в России появилась новая частная лосиная ферма. Её открыл член Парламента народов России и руководитель комитета развития фермерского хозяйства Николай Силкачёв. Предприниматель выкупил брошенную землю в Нижнетавдинском районе Тюменской области. Там он открыл оздоровительно-восстановительный комплекс экологического туризма «Турнаево». Наряду с рыбалкой, охотой и катанием в собачей упряжке, посетителям комплекса предлагается возможность посетить лосиную ферму и попробовать в лечебных целях лосиное молоко. Будет любопытно понаблюдать за развитием этого бизнеса. Возможно, именно клиенты комплекса и откроют моду на лосетерапию и лечение лосиным молоком.
Фото: tywkiwdbi.blogspot.com