Пора кратенько подвести итоги года - впервые за долгое время я не провожала уходящий год проклятиями, несмотря на то, что он преподнес немало неприятностей и печальных сюрпризов. Тому, что легкое общественное оживление, с таким трудом проклюнувшееся год назад, быстро сошло на нет, можно, конечно, огорчаться, но, с другой стороны, тем, кто ожидал иного, смело можно вручать медаль в номинации «Эльф года». 2012-й принес бесценный социальный опыт самоорганизации общества, осознания гражданской ответственности каждого и всех вместе. Люди, пусть даже на короткое время, почувствовали, что от них что-то зависит, а это для России в ее нынешнем состоянии уже много.
Что же касается нашей власти, то именно для нее все обстоит печальней некуда. За пирровы победы всегда приходится платить очень большую цену. 2012-й стал для российской власти не только годом потери легитимности - пожалуй, впервые за весь постсоветский период нам был послан сигнал, что жизнь по закону закончилась, началась жизнь по понятиям. Правильно написал кто-то из наших журналистов - если ты видишь, что твой противник сошел с ума и начал каждый день жрать мыло, его бесполезно увещевать и уговаривать - надо просто набраться терпения, ибо тот, кто регулярно жрет мыло, скоро сдохнет сам. Увы, это не мы заставили нашу власть жрать мыло - это был её осознанный выбор. Запущенный механизм беспредела еще не раскрутился на полную мощь, но стремительно набирает обороты. Наша родная организация - Левый Фронт - исключительно достойно держится, несмотря на крепнущий молох беззакония и репрессии против наших активистов. Нас того, а мы крепчаем. Выхватывать ребят по одиночке трусливая свара может, а вот задрать хвост на организацию в целом пороху не хватает - обраточка-то рано или поздно прилетит, и они это знают… Прошедший год многое расставил по местам, отделив реальную оппозицию от бутафорской, выдвинув Левый Фронт, РотФронт, РРП, Форум Левых Сил в целом на передний край борьбы.
При всем уважении к моим арестованным по сфабрикованным обвинениям и преследуемым товарищам, для меня самыми тревожными и горькими темами прошедшего года стали две - разумеется, Анхар и Даня Константинов. Если всем остальным ребятам грозят срока, то здесь идет речь о жизнях. Больше всего хочу, чтобы в наступившем году оба вернулись к своим родным и близким. Спасибо всем, кто сострадает и помогает, а тех, кто злорадствует или индифферентен, ждет суд вполне себе земной, - ведь мы, атеисты, не верим в высшее возмездие, правда?
Что касается мира в целом, то, к моему вящему удивлению, западная военно-пропагандистская машина обломала зубы на маленькой Сирии. Любой другой сценарий, кроме ливийского, сирийцы отобьют. И это тоже можно отнести к разряду неожиданностей.
Что касается личных итогов, то здесь, как ни странно, - тьфу-тьфу-тьфу - все шло достаточно благополучно. Контора моя в этом году выиграла конкурс инновационных проектов и стала резидентом «Сколкова», пройдя таким образом трудный первый этап большого исследования. Будем стараться развивать успех. На фоне наметившегося схлопывания инновационной науки будет здорово, если что-то получится.
В этом году получила совершенно новый опыт - была председателем блогерского жюри двух международных кинофестивалей. Впечатления колоссальные и ответственность большая.
По миру в этом году тоже удалось поездить - была в 5 странах (Вьетнам, Сирия, Болгария, Ливан, Индонезия), во всех впервые, в Сирии дважды, в том числе в составе группы международных наблюдателей за парламентскими выборами.
2012-й ознаменовался крупными потерями, в том числе очень близких и дорогих мне людей. Называть не буду - горько слишком.
Такие дела.
Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Петр Ковалев