Мнения

Псковский старец

Игорь Свинаренко: седьмая беседа с фронтовиком отцом Александром

  
3706

Вниманию читателя — шестая часть беседы Игоря Свинаренко с отцом Александром. Ссылки на предыдущие части — 1, 2, 3, 4, 5 и 6.

— Отец Александр! Вот такой вопрос к вам. Есть две концепции. Первая — что Бог создал этот мир и дальше не вмешивается в наши дела, только

наблюдает, живите, мол, как хотите. Вторая, наоборот, предполагает, что он участвует в нашей повседневной жизни. Как-то руководит людьми.

— Бог управляет! Он создал Вселенную. Создал весь мир. Создал человека. По образу и подобию своему! Когда он посмотрел на то, что

сотворил, то сказал: все хорошо.

— Он не знал всего еще. Не знал, куда это всё вырулит. И до чего мы докатимся. Отец Александр не дает себя сбить и продолжает, как будто не слышал меня:

-…поэтому он не отказывается от своего творения. Пока еще сотворенное — под его контролем, он управляет.

Слово «пока» тут, наверное, ключевое. Мобилизующее. Создается некая интрига! Я не знаю, как про это дискутировать и потому помалкиваю. И слушаю. А он говорит:

— И удивляться этому нечего. Философствовать в этом отношении не нужно. Солнце восходит не по философии, не по научным идеям, а по законам, по тем, которые Господь поставил.

— А может, он, да, поставил — а потом решил, что дальше пусть само все движется, и решил уже не вмешивается?

— Почему — не вмешивается?

— То есть, думаете, вмешивается? Это когда посылает цунами какое-нибудь, ураган?

— Да мало ли что… Вот, например, чашка стоит. Она сейчас пустая, а в нее можно налить что угодно. Так обязательно нужно налить! Зачем же ей пустой всегда стоять. Нужно вмешиваться! Вот я написал в статье (вышла в газете «Ныне и присно…>»), что мир подобен прекрасным часам. Если завести эти часы, они идут и показывают часы, сутки, месяцы, годы и т. д. Господь не только создал Вселенную, как изготавливают часы, но и завел ту Вселенную, привел ее в движение. И наша матушка-Земля летит в пространстве… Мы, конечно, не замечаем этого. Я говорил, что надо собрать ученых и с ними посмотреть на восход Солнца, увидеть, как диск понимается над горизонтом, и спросить их: «Неужели вы скажете, что это результат случая, — что вот ничего не было и вдруг Солнце появилось, а как появилось — не знаем?» Это — болтовня…

— Хорошо, отец Александр. Мы вспомнили Толстого. Я хочу просто спросить; его попрекали — «Что ж ты, стал старый и теперь говоришь, что не надо грешить, не надо ходить к девкам. А как был молодой, так сам увлекался женским полом, и пьянствовал, и на войне был, и все на свете прошел. Так дал бы и нам пожить весело и красиво, позволил бы и нам тоже погрешить, а когда будем старые, как ты, немощные, мы тоже заживем безгрешно». Вот эта тема того, что в старости уже легче владеть собой — она очень мощная. Я сам замечаю: меня с каждым годом все сильней тянет к благочестивой жизни. Моральный мой облик становится все краше. Как вы это прокомментируете?

— Это глупое, конечно, утверждение! Само по себе оно не имеет под собой особенно твердой почвы. Да, многие говорят: «Когда вот я буду постарше, тогда, может, смогу понять, что такое — покаяться, я приду в церковь, мясо не буду есть. Буду исповедоваться, причащаться святых тайн и тому подобное». А Господь ничего такого не говорит.

Отец Александр таким манером как бы ответил на мой вопрос, вопрос, кстати, недобрый. Я тут подкинул версию о том, что надо брать задачу по своим силам, а не лезть совершать подвиги. Ну, ответил как захотел. И дальше по своему обыкновению стал говорить не о том, что интересно мне, но про то, что он сам считает важным:

— Надо Бога познать! Какая первая заповедь? Возлюби господа Бога твоего всей душой твоей, всем умом твоим, всем чувством твоим, всем воображением твоим, всем твоим существом. А вторая заповедь — возлюби ближнего своего, как самого себя. Не делай ему то, что себе не желаешь.

Я выслушал, кивая, и дальше задал самый, может, злободневный вопрос про РПЦ:

— Не знаю, следите вы ли вы за спорами об официальной церкви, об иерархах, которые в Москве живут слишком роскошно? Разговор идет о том, что некоторые храмы стали бизнес-центрами, там какая-то торговля идет, и, конечно, оппоненты напоминают нам о том, как Христос изгнал торговцев из храма. А что же теперь в храмах идет торговля? Интересно, что вы про это скажете.

— Правильно, Христос выгнал их, торговцев, Христос их и сейчас выгоняет. Может, и невидимо, но гонит. Торговля — это только одна из тем. А церковь — это святая святых, это нужно понимать и всегда благоговеть. Я не знаю, что тебе сказать… Но, думаю, каждый должен сам по себе эти вопросы разрешать и задавать их сам себе, и думать. И ради блага своего и ради возможного блага других должен находить ответы на эти вопросы. Я только понимаю вот что: «Господи, я с тобой — всё! Я и богач, я и умен, я и мудрец, я всё с тобой. Но чуть ты отходишь от меня, я — пустышка, я ничего не знаю. Я — пустое явление». Вот нужно понимать это всё.

— Ну, это не сложно, такое понять.

— Не понимаешь ты! А когда понимаешь, то не делаешь ничего.

— Нельзя сразу все понять и сделать, надо постепенно. Разве нет?

— Постепенно, да, помоги, Господи, конечно.

— И умирать тоже лучше не в один момент, когда шел-шел человек, и вдруг ему раз! — кирпич на голову, и всё. Лучше когда потихоньку человек умирает, думает, готовится, — разве нет?

Он молчит.

Конец третьей части.

Продолжение следует

Фото автора

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня