Мнения

Рок и патриотизм

Игорь Малышев о политических взглядах Шевчука, Макаревича и БГ

  
24374

Есть у нас традиция интересоваться мнением рок-звёзд по поводу политики. Макаревич, Шевчук, БГ высказываются охотно и едко. И про политику, и про совесть, и про воров во власти. Нет, молодцы, никто не спорит. Активная гражданская позиция, всё такое. Я с полным пониманием. Мне другое интересно. Отчего эта активная позиция образовалась у них только к старости? Почему в девяностые годы, когда решались вопросы глобального характера, она была на удивление вялой и скромной?

Давайте совершим экскурс в прошлое, вспомним, как наша «рок-совесть» проявляла себя в конце двадцатого века.

Начнём с того, что отличительной чертой «динозавров» русского рока является глубокая и последовательная неприязнь к СССР. Они выросли с этим чувством, оно в них неистребимо. «Совок» для них — синоним всего самого плохого, нелепого и отсталого. Отсталого по отношению к Западу, разумеется. (Любопытно, что эти эпитеты в полной мере относятся к ним самим как к профессиональным музыкантам. Иначе чем ещё объяснить, что после поднятия «железного занавеса» они оказались совершенно не востребованы на западном рынке?) Они с самой ранней юности слушали западную музыку, одевались, копируя забугорных рок и поп-идолов, мечтали, как о запредельном счастье увидеть «Beatles» или «Led Zeppelin» живьём. «Проклятый совок» мешал им жить. Не давал покупать джинсы «Montana» и пластинки «AC/DC», смотреть фильмы с Брюсом Ли и Чиччолиной, носить хайр до пупа и пить портвейн по подъездам. Хуже того, заставлял учиться и работать. (Бедные парни, что им пришлось пережить!..)

Во второй половине восьмидесятых разразилась «перестройка». «ДДТ», «Аквариум», «Кино», «Машина времени», «Наутилус» получили в распоряжение стадионы. Началось золотое время русского рока.

Чистой политики в песнях того периода было немного. Больше чувствовался какой-то общий кайф от рухнувших стен и тревога о будущем, но, тем не менее, можно вспомнить пацифистскую «Не стреляй» Шевчука, его же предчувствие «Гражданской войны», «Поезд в огне» Гребенщикова о том, что «некуда больше бежать», и, конечно же, «Перемен» Цоя. До этого были «Марионетки» «Машины времени», но это скорее фига в кармане, чем позиция или призыв. Особняком стоит «Наутилус Помпилиус» с антисоветскими «Скованными одной цепью» («здесь сброшены орлы ради бройлерных куриц» и т. д.).

Затем последовал развал Союза. Событие тектоническое, одно из самых значительных в ХХ веке, но русский рок пожал плечами и никак на него не отреагировал. Удивительное дело, их Родину, трёхсотлетнюю империю, по живому раскромсали на части, а они остались хладнокровными, как земноводные. Никаких громких заявлений, никаких гневных интервью. (Сравните с современной активностью).

В 1991 году Шевчуку было 34, Макаревичу и Гребенщикову — по 38. Далеко не дети. На юношеское легкомыслие списать подобную позицию, точнее, отсутствие позиции, тут не получится.

Скорее всего, сыграло роль всё то же негативное отношение к Союзу в целом. «Совку» плохо? Вот и прекрасно!"

Цой, кстати, в этом отношении более внятен и честен. Незадолго до смерти в августе 1990-го году он пел:

И мне не нравится то, что здесь было,

И мне не нравится то, что здесь есть.

Девяносто третий год, расстрел парламента, страна раскалывается, в воздухе пахнет гражданской войной. По горячим следам Шевчук пишет растрёпанную — перекрученную «Правда на правду» с припевом:

Правда на правду.

Вера на икону.

А земля да на цветы.

Это я, да это ты.

В переводе на русский это означает, и те хорошие, и эти хорошие. И тот, кто расстреливал, и те, кого расстреливали. И Ельцин прав, и убитые в Белом Доме.

Признание за Ельциным какой-то «правды» автоматически оправдывает убийство им сотен людей. Пацифизм Юрия Юлиановича на этот раз куда-то затерялся. Или в борьбе с «совком» все средства хороши?

Гребенщиков в то же время пишет песню «Московская октябрьская». Тут у меня просто нет слов. Хотите, сами слушайте. В Москве людей из танков расстреливали, а Борис Борисович о французском хрене на грудях поёт. Не знаю, может, буддисты так выражают крайнюю степень горя и отчаяния…

Спасибо, конечно, что не просили «раздавить гадину». Но позиция тех, которые за «раздавить», смотрится активнее и честнее.

После такой реакции на жизнь страны можно было бы назвать всех русских рокеров поголовно идиотами и амёбами и забыть об их существовании на веки вечные, но ситуацию спас Егор Летов. Его «Будет новый день» и «Победа» — самое яркое и живое, что было написано о 93-м году.

Следующим показательным моментом были президентские выборы 1996 года и проведение музыкального тура «Голосуй или проиграешь» в поддержку Ельцина. Рейтинг ЕБН в начале того года составлял 3−6%. Реформы довели страну до ручки. Люди по полгода не получали зарплаты и пенсии, бандиты стали реальными хозяевами городов, инфляция била рекорд за рекордом… Вроде бы, шансов на второй срок никаких, но тут на полную мощь включилась пропагандистская машина: горы пустых обещаний, постоянные рассказы об ужасах коммунизма, чёрный пиар потоками… Одним из винтиков, и не последним, стали в этой машине наши рокеры. За очень хорошие деньги подставили своё плечо под нетвёрдую длань ЕБН.

Арию «Бориса на царство» тогда нам пропели: Ляпис Трубецкой (он с тех пор сильно мутировал), «Алиса», «Браво», «Ва-Банкъ», «Агата Кристи», «Сплин», БГ, Андрей Макаревич (кто бы сомневался!), «Наутилус Помпилиус», «Чайф»…

Ю.Ю. Шевчука в этом списке нет, и лично мне это очень приятно. Я не настолько плохо к нему отношусь, как может показаться.

Почему они ринулись поддерживать Ельцина? Причин несколько. Из тех, что лежат на поверхности: деньги, «чтоб не вернулся „совок“», личная симпатия к ЕБН. Последний пункт поясню. По-моему, они видели в Ельцине своего. Алкоголик, склонен к антиобщественному поведению (помните историю с «мытьём» колеса на аэродроме в Ирландии?), во время предвыборной кампании танцевал на камеру рок-н-ролл. Реально свой дядька.

Вроде бы напрашивается вывод, что та ельцинская Россия девяностых наших рокеров устраивала. Устраивал развал страны, обнищание населения, коллапс промышленности и сельского хозяйства, взрыв наркомании, криминализация общества.

Но не всё так просто.

У Егора Летова есть две отточенные песни-формулировки, определяющие правильное отношение рок-музыканта к политике — «Я всегда буду против» и «Убей в себе государство».

Рокер в чистом виде — человек, рвущийся к свободе здесь и сейчас. К свободе от государства, системы, социальных обязательств, навязанных стереотипов. От законов материального мира, по большому счёту. Культовые фигуры рока — те, кто прорвался к абсолютной свободе и ушёл молодым: Курт Кобейн, Джим Морисон, Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс, Джон Леннон, Сид Вишес, Боб Марли. Из наших — Летов, Цой, Янка, Башлачёв, Олди.

Рокер — всегда оппозиционер, анархист, противник любой власти.

По большому счёту, он разрушитель. Себя, государства, моральных устоев. Он человек непрерывно особождающийся. Рок — музыка протеста, музыка бунта. Если в ней нет ни того, ни другого, значит перед нами что-то иное, поп-рок, джаз, блюз, фолк…

Сочетание «рок-музыкант — патриот-государственник» противоестественно в принципе. Это даже не «вол и трепетная лань», это попытка использовать осколочно-фугасный снаряд для приготовления ужина.

Так что, массовое молчание наших рок-звёзд в девяностые годы, нулевая реакция на развал и распад страны, участие в туре «Голосуй или проиграешь» совершенно оправдано. Ельцин нёс стране свободу, хаос и разрушение. Это на подсознательном уровне вполне рифмовалось с желаниями и потребностями рок-музыкантов.

И поэтому, когда Макаревича, Шевчука или БГ спрашивают о политике, нужно понимать, что если в этих седых и пресыщенных дядьках ещё осталось что-то изначальное, они всегда будут поддерживать то, что ослабляет государство, которое по определению является механизмом насилия и принуждения.

Хорошо это или плохо, другой вопрос.

Фото: РИА НОвости/Владимир Федоренко

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня