Культура

Лапти разбить о пол

Олег Демидов о группе «Нейромонах Феофан» и их дебютном альбоме

  
6967
Группа "Нейромонах Феофан" во время выступления на открытии фестиваля KUBANA-2015 на острове Луцавсала, Рига, Латвия, 2015 год
Группа «Нейромонах Феофан» во время выступления на открытии фестиваля KUBANA-2015 на острове Луцавсала, Рига, Латвия, 2015 год (Фото: Руслан Шамуков/ТАСС)

Постмодернизм по-русски

Во время перестройки, в «девяностые» и «нулевые» годы дикий русский постмодернизм рубил иконы, крестил карпов, пел в храмах, ставил в Москве величественные сортиры, чтобы спускать в них книги Сорокина, сам Владимир Георгиевич собственной персоной тоже где-то рядом пробегал, а за ним и ряд деятелей калибром поменьше.

Но потом появились какие-то неправильные постмодернисты, которые весь свой опыт и весь свой инструментарий стали использовать в диаметрально противоположном направлении. Не на разрушение, а на созидание.

Так появилась и группа Нейромонах Феофан, которая умудряется совмещать продвинутую электронную музыку и тягу к русской старине.

Нейромонах Феофан

Как быть с названием группы? Возможно, «нейро» — это отсылка к известной лондонской группе Nero, которая тоже играет drum-n-bass, а монах Феофан — это уже наше: от Феофана Грека и Феофана Затворника до десятка иных епископов русской православной церкви. Но влияния англичан не заметно.

Сразу возникает вопрос: а нет ли здесь богохульства? А то в последнее время у нас появилось очень много защитников справедливости, чести, достоинства, святости, веры, традиций, которые сами-то ничего не понимают и не принимают из того, за что стоят стеной. Для таких людей необходимо отдельной строкой прописать: нет, у этой музыкальной группы нет ни капли богохульства.

«Нейромонах Феофан» — это тонкая игра смыслов, где священное таинство и «богоявление» (так ведь с греческого переводится имя Феофан) осовремениваются латинской приставкой neuro, вмещающей в себя нервы, жили и психологию — всё то, что аккумулирует музыка в принципе и «светлый драм» этих ребят.

«Ночью в лесу / Холодно-темно, / И горит в потьмах / Лишь мое окно. // Дабы сон сберечь / От отродья зла, / Мне лучину жечь / Надо досветла». Стоит ли говорить, что этой лучиной является музыка, которая переходит в иной, более высокий регистр.

Оттого-то и название вполне себя оправдывает.

«В душе драм, а в сердце Светлая Русь»

Если говорить о предтечах, то стоит вспомнить MC Вспышкина, который на старости лет подался в шоу-бизнес. Только у него была не тяга к русской старине — он сам был этой стариной: со своим говором, со своей историей (ленинградский блокадник), со своим воспитанием. Правда, Вспышкин всё-таки был частью русской попсы 1990-х годов, а Нейромонах Феофан, хочется верить, явление иного порядка.

У нас вообще возникают частенько странноватые, но очень интересные персонажи. В каком-то смысле юродивые даже. Достаточно вспомнить арРок Через Океан, который создавал Мирослав Немиров. И, если бы не его болезнь, этот проект до сих пор вгонял бы в дрожь.

Или немного другой опыт, но столь странный и приковывающий к себе внимание — группа «Атаманский дворец», которая умудряется совмещать русский рэп и казачий дух. И это не квазиказаки, которые срывают концерты, спектакли и рушат памятники — это другое.

Но вернёмся к drum-n-bass`у.

Лирический герой

Нейромонах Феофан — отшельник, живущий в лесном виталище. О его святости говорить не уместно, но он определённо обладает благодатью божьей. С животными ладит. Не потому что добрый (хотя этого у него и не отнять), а потому что умеет так лихо сыграть на балалайке, что трудно удержаться и не пуститься в пляс. Потому-то и медведи вокруг него водят хороводы.

Лихо косолапый казачка плясал,

В очень древлерусскай пот меня вогнал.

После пары суток волю дав ногам,

В глазах его читалось «Спасибо, Феофан».

Под его «балалаечку» приятно заниматься физическим трудом. Он вообще воплощение русской гульбы, «эх, дубинушка ухнем», лихости, удали — тех слов, которые мы сегодня не используем, и понятий, смысл которых подзабыли.

Созидательный труд — вот, чем занят герой песен; вот к чему он призывает: «Наколоть дрова, / Теплу печь сложить, / Выстроить избу, / Да спокойно жить, // Урожай собрать, / Наточить топор, / Метко в цель стрелять / Да держать свой двор» А помогает во всём «мужицкая силушка».

Очень приятно, что группа аполитична. В эпоху безудержного и дикого русского постмодернизма это благо. Особенно, если учесть концептуальную составляющую этого проекта.

Если и появляются отрицательные персонажи, то они обычные безликие враги, максимум — существа потусторонние:

Только из залитых грязью очагов

Сверкают в лютом злобстве глаза врагов.

Исподтишка за ногу тяпнуть норовят

Девиц прекрассных да могучей силы ребят.

Мы в ладу жить не будем с этим мраком.

Асмодеев на кол!

Асмодей (Ашмедай) — если кто не знал, демон-искуситель. Именно с ним борется Нейромонах Феофан.

«Ядрёность — образ жизни».

Может быть, ребята просто стебутся? Надсмехаются над наивным слушателем? А не игра ли это? Не скоморошество?

Конечно, они стебутся. Конечно, это шутовство. Только без злого умысла.

Шуткой весь этот проект был бы, если бы закончился на одной песне. А ребята выпустили целый альбом, сняли клип, отыграли десятки концертов.

Группа уже завоёвывает себе известность и любовь фанатов. Съездили на большой фестиваль «Kubana» в Ригу и, между прочим, открывали всю концертную программу. Ездили под Санкт-Петербург на фестиваль «Славянский круг» и вполне уместно смотрелись рядом с музеем народных промыслов, реконструкторами и чаевничанием у самоваров.

«Медведь», отплясывающий на сцене под песни Феофана, — необходимый элемент. Нечто подобное есть у группы Distemper — у них под развесёлый ска отплясывает «обычный уличный пёс». Дальше, наверное, наши электронщики выведут на сцену настоящего медведя — это вполне по-русски, — медведя и цыган. Или разовьют свою концертную программу, как испанская группа Ska-P, у которых каждая песня — маленькое шоу: один солист работает на микрофоне, второй наряжается в соответствие с тематикой песни.

Что да танцев, то определённо под Феофана хочется пуститься в пляс. На концертах водятся хороводы и практикуется слэм. Удобно под «русский драм» джампить (jump).

Словом, будущее у Нейромонаха Феофана обещается быть удивительным. Сергей Шнуров уже написал: «Вижу, чувствую потенциал чего-то невообразимо большого».

Причина и следствие

Скорее это действительно нечто исконное-посконное, давнее, русское, которое нашло такой неожиданный выход. Что стало тому причиной? Возможно, то, что сонная лощина «нулевых» годов кончилась, а мировая история снова дышит атлетической грудью.

Любовь к такой необычной группе уже вошла в народ: кузбасские родители записали кавер-версию песни «Холодно в лесу» на выпускной своим детям: и весело, и народно, и модно, и детей поздравили.

Остаётся ждать, что у нас вдобавок появятся ещё и свои The Prodigy, Knife Party и Die Antwoord.

А пока танцуйте так, чтобы лапти разбить о пол.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Борис Джерелиевский

Военный эксперт

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня