Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
8 апреля 2016 19:51

За всех ответчик

Генрих Кранц о новой книге поэта и прозаика Владимира Алейникова

327

Человеческая история и история литературы, знает примеры того, как причастность к каким-либо значительным событиям или личностям, иногда реальная, нередко выдуманная, использовалась участником (так и хочется сказать, фигурантом) исключительно для собственной выгоды. Повествователь, взяв в союзники время, то заворачивался в тогу сурового обличителя, то сводил счеты, скрываясь под маской близкого друга, то приняв позу беспристрастного рассказчика, ниспровергал всех и вся, незаметно таща одеяло на себя. В этом ряду можно вспомнить знаменитого византийского историка Прокопия Кесарийского с его «Тайной историей», или если брать область литературы, Бенедикта Лившица с «Полутораглазым стрельцом».

Книга замечательного поэта и прозаика Владимира Алейникова при всей своей несхожести с вышеуказанными авторами, схожа с ними в одном: в ней тоже рассказывается о зарождение явления, сыгравшего важную роль в истории страны и мира. Речь идет о так называемом «шестидесятничестве» и о литераторах и художниках, которые, вне всякого сомнения, были его творцами: Довлатове, Ерофееве, Звереве, Сапгире, Холине, самом Алейникове и многих других.

Поэтому «Есть и останется» отчасти документ — в ней все события и участники абсолютно реальны. По структуре и композиции — документальный роман, здесь присутствует главная идея, выраженная через столкновения человеческих характеров. А по своей сути — поэма, сложный, ритмически организованный текст, восходящий то ли к поэтике Андрея Белого, то ли к библейским псалмам.

Парадоксально, но Алейников одновременно был создателем этого явления, его деятельным участником, а также в немалой мере внимательным наблюдателем. Образно говоря, поэт находился в эпицентре бури, которая пронеслась над страной и миром, забрав с собой тех, кто был ею застигнут. А Алейников, или точнее, его герой, каким-то образом сумел уцелеть — несравненный Одиссей возвратился в Итаку, чтобы стать Гомером.

И эти обстоятельства делают книгу Алейникова уникальным явлением нашей литературы. В будущем, можно не сомневаться, «Есть и останется» будет обязательным чтением для тех, кто попытается понять — а что же такое эти пресловутые шестидесятые?

Разумеется, книга не дает на этот вопрос однозначного ответа. Впрочем, она и не для того написана. Алейников — прежде всего поэт, и остается таким, даже работая в жанре мемуаров. Конечно, если бы на его месте оказался кто-то более прозаичный и расчетливый, он бы превратил уникальное созвездие знаменитостей в коллекцию жуков, нанизанных на иголку безжалостного воображения. Отделил бы крылья от лапок, рассек животворящее чрево скальпелем всезнающего эгоизма, вывалив перед глазами любопытствующих неприглядное содержимое. И примеров такого обращения множество: в последнее время публика жаждет скандалов, а известное имя (в «Есть и останется» их целое созвездие — от Бродского и Евтушенко до Галича и Тарковского) обеспечивает читательский успех. Но Алейников идет иным путем: он пытается оживить давно засохший гербарий, кропотливо собирает распавшееся соцветие, аккуратно соединяя Довлатова со Зверевым, Ерофеева с Холиным, Беленка с Сапгиром, Губанова с Ворошиловым, спрыскивает это живой водой воображения и памяти и, конечно же, водкой, и перед нами оживает то ли картина Брейгеля, то ли Яковлева, то ли самого поэта.

Трудно, почти невозможно поверить, но Алейников один из немногих (а может и вовсе единственный), кто лично знал весь цвет русской литературы второй половины двадцатого века. Кто-то возразит: не весь, а цвет андеграунда. И это будет правдой, хотя ценность деятелей литературного подполья несоизмеримо выше: ведь о представителях литературного официоза и так все известно. А вот андеграунд как был на периферии, так там и остался (в этом смысле показательна судьба самого Алейникова, получившего широкое признание лишь в последнее время). А ведь фигуры андеграунда несопоставимы с представителями советского литературного истеблишмента. Разве можно сравнить того же Веничку Ерофеева с Чаковским или Марковым, Довлатова с Чепуровым и Граниным, Губанова с Шестинским и Егором Исаевым, Алейникова с Софроновым? Как говорится, упаси Бог — подобные сравнения и в кошмарном сне неуместны…

Правда, ждать от книги Алейникова откровений в стиле рассказов Горького о Ленине, по крайне мере, наивно. Он никогда не опускается до банальных пересказов фактов своей или чужой биографии, поэтому «Есть и останется» — книга живая, трепещущая, как рыба, вся в чешуе блистательных метафор и гибких сравнений, пахнущая морем и утренней свежестью.

«Мы вышли из дому — в месиво из влаги, листвы и воздуха, из шороха и шуршания, из гула и тишины, из резких, гнилостных запахов, из хлюпанья луж, из отзвуков осенних, столичных, медлящих стать звуками, чтобы вдруг сложились из них мелодии, биение ощутилось бы грядущего дня, и явилось бы хорошее что-нибудь, светлое, такое, чтоб душу порадовало, на долгом нашем пути», или «Хризантемы, влажные, мягкие, мохрящиеся своими длинными, чуть изогнутыми, легчайшими лепестками, с усилием приподнимающие головы и внимательно, подобно звёздам осенним, глядящие вам в глаза». Таких строк, кусков и отрывков много — вся книга состоит из разноцветных, блестящих, как стеклышки в сочной траве, бодрых и живых строчек, бросающихся в глаза, бликующих на литой и прочной ткани струящегося повествования.

Чем еще выделяется эта книга на фоне других, жаждущих разоблачения, крови и грязи? Наверное, полным отсутствием злобы, ненависти, даже обид, которых, учитывая весь трагизм литературной судьбы Алейникова, должно быть предостаточно. Но ко всем, даже к тем, кто от него отвернулся, забыл, а то и впрямую предал, автор относится мягко, снисходительно, по- христиански. Разве что иногда вздохнет сокрушенно — дескать, что же вы это так себя не жалеете?

Но таких эпизодов мало — в мощной, жизнеутверждающей океанской волне этой прозы нет ни щепок, ни мусорной пленки, ни просмоленных временем тяжелых бревен упрека. Да и зачем тратить время на какие-то обиды, когда нужно воздать должное эпохе и таланту, дружбе и человеческому состраданию, редко выпадающей в последнее время возможности услышать друг друга: «И мы понимали это. Чувствовали, быть может, что неизвестно ещё, выпадет ли в грядущем такая вот, как теперь, счастливая, да, наверное, конечно же, не иначе, счастливая, пусть и так, а скромнее — так просто хорошая, по-дружески, по-человечески, возможность — поговорить».

Так что не будем им мешать. Оставим этих живых, трепетных, нежных людей в тесной однокомнатной, но такой уютной квартире на четвертом этаже московского дома, на маленьком острове посреди океана зелени и птичьего щебета. Пусть поговорят всласть, отдышатся, отоспятся на этом бессмертном пространстве, отвоеванном для них заботливым скифом, пусть русские мальчики посидят за столом, на котором не динамит с капсюлями, не кейсы с деньгами, а замечательные книги.

Ведь с их помощью мир тоже можно изменить. Во всяком случае, сделать его добрее.

Судя по всему, это им удалось.


Владимир Алейников. Есть и останется. Нью-Йорк, Издательский Дом «КРиК», 2015.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня