Зависимое поколение

Борис Грачевский: современного ребенка раздирают в клочья

  
4670
Зависимое поколение
Фото: автора

В преддверии 1-го сентября мы встретились с человеком, который внес огромный вклад уже в несколько поколений детей. Он не стремится воспитывать, но он побуждает ребенка к действиям. Добрый, веселый и такой знакомый «Ералаш», как и сам его основатель Борис Грачевский, очень похожи. И это закономерно. Потому что его отношение к проекту сродни отношению к ребенку — когда заботишься и развиваешь киножурнал как часть себя, как нечто родное и самое важное. Как говорится, вкладываешь душу.

Грачевский и режиссер кино. Его откровенные и очень яркие картины — «Крыша» и «Между нот или тантрическая симфония». «Новый» Грачевский поднимает проблемы, обиды, комплексы, характеры человеческих отношений на иной уровень. Такое кино остается в памяти, вызывает эмоции, оставляет вопросы, побуждает думать.

Как понять сегодняшнее поколение? Как привлечь внимание современного ребенка? Что происходит с кино сегодня? Надо ли нарушать правила жизни? И как оставаться на «светлой» полосе? Эти и другие вопросы — ключевые вехи данного интервью.

«СП»: — «Ералаш» — самый успешный детский юмористический киножурнал. Как сейчас обстоят дела с проектом? Как попасть в «Ералаш» на съемки?

— «Ералаш» активно развивается, и дела у нас отлично. Кстати, мы приближаемся к тысячному сюжету. Напомню, что мы создаем детский журнал уже 42 года. И всеми правдами-неправдами раз в неделю выпускается новая история киножурнала.

Мы открыты для всех. У нас есть актерское агентство «Ералаш», которое принимает абсолютно всех детей. Также мы наконец-то открываем театры-студии «Ералаш». 21 студия по всей стране, где учат по нашим методикам и разработкам. Все проекты находятся под моим контролем. Все лето в России и за ее пределами в детских лагерях походят игры в «Ералаш». Это специальная мною придуманная игра. В общем, это все очень интересный отдых для детей.

«СП»: — А кто организатор? У вас штат продюсеров?

— Сам креативлю и придумываю, как сейчас модно говорить. Но есть у меня и команда. И сейчас мы будем думать над тем, как отпраздновать тысячный сюжет «Ералаша».

«СП»: — Что для вас значит «Ералаш»?

— Масса людей спрашивает меня: «Как тебе не надоел „Ералаш“?» А для меня это — кайф. Это поиск историй, это докапывание до сути. Некоторые коллеги ненавидят меня за это. А народ на улице — хватает, обнимает, целует. «Ералаш» — это то, на чем многие выросли. И я должен оставаться наплаву и сегодня. Мне это непросто. Потому что я должен понимать сегодняшних детей, тем более что они совсем поменялись.

«СП»: — Вы принимаете участие во многих кинофестивалях. Эксперты говорят, что сегодня в России кризис детского и семейного кино. В 70−80 годы в детском кино работали лучшие режиссёры, композиторы и сценаристы. Сегодня туда идут студенты. Что происходит с этим направлением?

— Сколько я живу, столько всегда ворчали на кино, в том числе на детское. Но сегодня ситуация такова, что надо не просто ворчать, надо кричать во весь голос! Сегодня большие проблемы с уровнем проектов — к сожалению, он очень низкий. Мое мнение зачастую: кто это будет смотреть?! Такое кино только для фестивалей, оно не получит отклика у многих зрителей.

В России из детских проектов смотрят только анимацию. Все что касается игрового кино — ситуация сложная. И дело даже не в том, что за выделяемые деньги снять кино, которое увлечет детей, невозможно. Поймите, наши дети видели и «Аватар», и «Гарри Поттера», и «Бетмена» и так далее. Это кино-аттракцион — что на качелях покачаться, что в кино посидеть. Сегодня нормальный человек иногда даже не может пересказать, о чем было кино, потому что оно состоит из «огрызков» и экшенов. И цель современного кино — развлечься на час-два. Причем такой вариант кино предлагается в разных формах: и в фантастической, и в исторической, и в детективной, и в эротической. Во всяком случае, в кино ходят те люди, которые хотят развлечься. Поэтому я категорически отторгаю современное кино, оно мне не интересно. Я не люблю его за бездуховность.

А вот «человеческое» кино переползло на телевидение. Появляются многосерийные фильмы совсем другого толка. И это не «Санта-Барбара», это огромные кинороманы. Это умные интеллигентные картины.

Фото: автора

«СП»: — Например?

— «Карточный домик» в жанре политической драмы, где тонко показана политическая игра, конгресс, президент и подковерные игрища. «Безумцы» — фильм про крупную рекламную компанию. Или «Во все тяжкие». У нас — «Родина» Павла Лунгина, прекрасно сделанная картина. Сериал «1941». И так далее. Это кино совсем другого темпа и ритма, с углубленными характерами.

Я вырос на человечном кино, которое прославлял весь мир. «Летят журавли» — человеческое кино про любовь, про трагедии. «Баллада о солдате» — фильм без войны о чистой и нежной любви. «Три тополя на Плющихе» — шедевр, тончайшее исследование человеческих отношений. «Семнадцать мгновений весны», «А зори здесь тихие», все это снималось на моих глазах на киностудии им. Горького. И я это к тому, что мы были сильны в кино.

«СП»: — Как привлечь внимание современного ребенка?

— Психология сегодняшнего ребенка категорически изменилась. И критерии, и увлечения — все стало абсолютно другим.

Почему у нас была самая читающая страна? Потому что чтение было одним из развлечений для детей. И, пожалуй, спорт, и то не для всех! Сегодня уговорить детей читать вообще невозможно, потому что им все время нужна картинка.

Современного ребенка раздирают в клочья, они постоянно в гаджетах. Недавно отсняли «Ералаш» на эту тему. По сюжету школьники идут в поход и учителя рассказывают, как ставить палатку, как готовить походный обед, и вроде вокруг столько всего интересного, но они постоянно в гаджетах. И я пытаюсь разгадать в «Ералаше» секрет, как сделать, чтобы дети бросили телефоны и планшеты и стали смотреть на тебя и слушать тебя. Вот это важно. Нужно чем-то ошеломить сегодняшнее поколение. Потому что традиционный путь привлечения детского внимания закончится в течение четырех-пяти лет.

«СП»: — Вы — прекрасный отец. Вашей младшей дочери скоро четыре года. Как ее внимание заполучаете? На каких сказках и мультфильмах взращиваете?

Современному ребенку нужна помесь фентези, фантастики и сказки.

Недавно придумал дочке необычную сказку про Снежную королеву. Расскажу без деталей сюжетную линию. Один мужик, ну, принц, конечно, влюбился в Снежную королеву. А она никак на него не реагировала. И вот он узнает, что, оказывается, у нее ледяное сердце, которое она на ночь кладет в холодильник. И все его сказочные приключения в том, как забраться в этот холодильник и растопить ледяное сердце красавицы. И тогда она его полюбит.

Попытка сегодня воспитать ребенка на тех мультфильмах, на которых я растил старших детей, терпит фиаско. Как покормить ребенка сегодня? Надо включить «Свинку Пеппа», забить кол и, пока идет эта примитивно нарисованная бредятина, ребенок ест. И все родители это прекрасно знают.

Темп, в котором мы рассказывали сказки своим старшим детям, темп мультиков «сделано в СССР» современное поколение детей уже не устраивает. Эти дети видели мультфильмы, где доминирует «экшен». И даже если совсем с крохи отключить все вокруг, то у вас не получится отгородить вашего ребенка, потому есть садик, потом школа.

Сегодня начали делать кино и мультфильмы по сюжетам комиксов. Это дает возможность делать примитивное по сюжету кино. И там все должно скакать и вертеться — иначе детей не увлечь. А история о том, как мальчик полюбил девочку, а девочка полюбила более богатого мальчика — уже никого не интересует. Где находится Чарльз Диккенс сегодня? Где находится «Белый пудель» Куприна? Повествовательная часть в прошлом и не интересует современного ребенка. И опять повторюсь, что сегодня очень мал процент читающих детей.

«СП»: — Как вы предлагаете бороться с засильем «экшена» в детском мире?

— Если ты прочитал фундаментальную литературу, то увидишь сто цветовых и сюжетных интонаций в жизни, а не двадцать.

Когда я взрослым человеком посмотрел мультфильм «Варежка», который сделал Роман Качанов, у меня были слезы, настолько это было трогательно и точно раскрывало психологию ребенка. Важнее всего, чтобы ты ни создавал, ответить на вопрос — кому и зачем? И за каждым сюжетом «Ералаша» стоит ответ на вопрос — что ты хотел этим сказать? С помощью «Ералаша» и боремся.

У меня есть сценарий, который давно лежит на пыльной полке. Чтобы снять этот фильм нужно 5 млн долларов. Кто мне их даст? Ни один канал не хочет поддерживать подобные истории. А у «Карусели» таких денег нет.

«СП»: — А можно ли реабилитировать имидж детского кино в России? Ведь детское кино надо делать лучше, чем для взрослых. Что вы ждете от правительства?

— Государство должно найти деньги для детского кино. Но не для огромного количества кинолент, а сделать, например, три проекта вместо шести, но масштабных. Кстати, те сценарии, которые мне понравились, денег не получили. Государство выделяет по 25−35 млн рублей в год, но снять на эти деньги кино трудно.

Даже «Ералаш» с хорошими артистами и эффектами, в том числе с компьютерной графикой, разножанровыми формами и пиротехникой трудно отснять на эти деньги. «Ералаш» не может быть как передача «Спокойной ночи, малыши», которая уже 45 лет не меняется. 35 лет назад я подрабатывал написанием сценариев для «Спокушек» и уже тогда я говорил про нелепость этих кукол.

«СП»: — А мы любим и Хрюшу, и Степашку…

— А спросите у детей, кто им больше нравится: Медведь из «Маши и Медведя» или куклы из «Спокушек»?

Еще одна важная деталь — во всем мире семейное кино приносит огромный доход. Парадокс в том, что можно сделать порнуху и не заработать. А вот Стивен Спилберг сделал «Инопланетянина» — и даже я два раза смотрел и два раза плакал.

«СП»: — То есть, получается, семейное кино даже экономически выгоднее?

— Когда-то «Пираты 20 века» имели оглушительный успех, потому что именно дети ходили смотреть этот фильм по десять раз. В среднестатистической семье двое детей и двое родителей. В результате, как минимум, четыре человека оплачивают билеты на семейное кино.

«СП»: — В России снижается уровень образования. В советский период мы входили в тройку лидеров, а в сегодняшних реалиях занимаем места ниже 40-го. Видите ли вы эту проблему? Как ее можно решить с помощью вашей профессии?

— Искусство никогда и никого не перевоспитывало, искусство будило темы. И сваливать проблему снижения уровня образования на искусство неверно. Если маленьким зрителям с экрана рассказывать что-то умное и интеллигентное — они отвернутся или «уйдут» в телефон и так далее.

Я с десяти лет сам себя образовывал. Я читал сам. И базируюсь на мощной литературе, на классике. У нас была исключительная система образования. И обучение было персонифицировано. И учитель знал, что отличница сегодня не выучила предмет, поленилась, и ставил ей четверку. А рядом двоечнику, который три слова сказал, тоже ставит чуть ли не четверку, при этом обнимая его и целуя. Потому что советский учитель работал по образу репетитора. Сегодня такой работы нет.

Спросите сегодня у молодежи, — кто такой Дэвид Копперфильд? Многие ответят — фокусник. И мало кто знает, что у Чарльза Диккенса есть произведение «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим», книга про приключения мальчика. А этот фокусник взял себе псевдоним. Вот наглядный пример сегодняшнего уровня образования.

«СП»: — Какие проблемы нового поколения вы видите?

— Нам нужно найти в себе силы и постараться лучше понять новое поколение. В моем полнометражном фильме «Крыша» показано невнимание родителей к детям, и это сильно отторгает друг от друга. И отрицательная героиня, директор школы, которую играет Мария Шукшина, задает очень важный вопрос: а знаете ли вы, с кем сидит за одной партой ваш ребенок? Вот критерий интереса родителей к ребенку. Родители должны слушать детей, находить на это время, потому что детям важно рассказать обо всем именно родителям, самым близким и родным людям.

Сегодня проблема одна — дети ушли в электронные миры. И им оказалось там интереснее. «Ералаш» делает несколько сюжетов про зависимость детей от социальных сетей и компьютерных игр. Дети заменяют этим живое общение. Но нет ничего прекрасней, чем обнять и поцеловать живого человека. У нас был сюжет, где мальчик с девочкой все время общаются по мобильным телефонам и вдруг они оказались в одном дворе. И им не о чем говорить. Они «вживую» не могут разговаривать. И когда они разошлись, мальчик схватил телефон и говорит: слушай, я же забыл тебе сказать… И они начали оживленно разговаривать по телефону, хотя были в пятнадцати метрах друг от друга. И это общая трагедия, которая сейчас увеличилась еще больше. И дети невольно из-за гаджетов закрываются в себе. И мы получаем такое же закрытое, черствое общество.

Фото: автора

«СП»: — Недавно вышел ваш новый фильм «Между нот или тантрическая симфония». Мелодрама с яркими характерами героев о разновозрастной любви. Он — талантливый и известный на весь мир автор и исполнитель классической музыки. Она — просто девушка, случайно попавшая в его мир и совершившая там переворот. Впрочем, финал фильма отрезвляет зрителя до слез. Я была на показе картины в ЦДЛ и видела рыдающий зал. Раскройте истинные мотивы героев и расскажите о том, как создавался фильм.

— На создание этой картины ушло 10 лет. И масса людей говорят мне, что такое кино остается в голове, оно настоящее. Кстати, в телеверсии сериал будет называться «Любовь по нотам».

Главный герой Кирилл Краснин живет как «человек в футляре», впрочем, он очень добрый и интеллигентный человек. Он выстроил себе мир, с которым общается только через свою музыку. В этот мир допущены только двое: домработница Нина Васильевна и давний друг, агент, который продает его музыку. И в этот мир Кирилл не хочет никого впускать. Даже сын, приехавший из Германии, сделал только хуже — еще больше наследил, еще страшнее стало. «Сынок, о моей смерти ты, наверное, узнаешь из средств массовой информации», — слова главного героя, обращенные к сыну. И в этом мире появляется девушка, симпатичная. Правда, она все время попадает в «дурацкие» истории. И вдруг она плачет над великой музыкой Глюка. И Кирилл понимает, что в ней есть что-то человеческая, что у нее есть душа. И он впервые за многие годы вспомнил, что он мужчина. И происходит соитие не только сексуального характера, но и духовного. Главный герой полностью открылся, и поэтому тем чудовищней удар, который она ему нанесла.

«СП»: — Развязка пронзает всю душу насквозь. Почему такой финал?

— Я показал правду. Есть категория людей, которая вне зависимости от пола раз в полгода переклеивает обои или меняет квартиру, работу. Подобным характером обладает главная героиня, красавица Юля. То одно отмочит, то второе. То влюбилось — а то надоело.

«СП»: — Такой характер — оплот воспитания?

—  В фильме есть сцена, где Кирилл рассказывает притчу о картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Якобы Иисуса и Иуду писали с одного человека. Главная мысль — в каждом человеке есть и хорошее, и плохое, и все стартуют с одинаковой позиции. И сказать, что все от воспитания зависит, неверно. Это длинный психологический разговор. Причина — дурной характер.

«СП»: — Но никакого намека не было на такую развязку.

— И не будет намека. И не надо. Я не хочу намеков. Я специально дал по голове зрителю, так же, как и главному герою. Это мой прием. Думаешь, я оправдываю свою героиню? Нет!

«СП»: — А такие люди есть в жизни?

— Конечно. Около меня на премьере сидела молодая девушка, которая рыдала со страшной силой. Потом она призналась, что это кино о ней.

«СП»: — Главный герой вашего фильма «Между нот» композитор Кирилл не любит нарушать правила. Даже отец укоряет его за это. А вы как относитесь к правилам?

— Надо делать то, что ты хочешь, но, естественно, в рамках законов и приличий. Я периодически нарушаю правила, потому что жизнь есть жизнь

«СП»: — Вы — ценитель женской красоты. Какие черты характера вы цените в женщинах больше всего?

— Нежность, красоту, доброту и женственность. Я не люблю штампы. И для меня настолько непредсказуемо, что именно меня «заденет». Иногда это может быть завиток волосков, иногда взгляд, иногда форма глаз, иногда фигура, иногда нежный голос или наоборот грубоватый.

Я считаю, если ты можешь сказать, за что ты любишь человека — значит, ты его уже не любишь. Помните, как Анна Каренина, влюбившись во Вронского, впервые заметила, что у мужа «смешные» уши. Толстой — вот кто рентгенолог и психолог человеческой души.

«СП»: — Многие наши современные артисты и известные люди снимались в детстве в «Ералаше». Например, певица Глюкоза, Юлия Волкова из «Тату», актер и кинорежиссер Федор Стуков, певец Сергей Лазарев, актер Владимир Сычев, актер Александр Головин и многие другие. А какими они были в детстве?

— И еще Оля Кузьмина, актриса в сериале «Кухня». Это все мои дети.

Например, Володя Сычев сейчас очень популярный артист, давал всем нам на съемочной площадке «прикурить». Он все время ходил на голове, сбивался, путался. Вечно какие-то приключения были — то упал, то сломал. Вечно была такая история.

Федор Стуков из актеров перешел в режиссеры и уже сделал несколько ярких известных картин. Вспомнить хотя бы бешеную популярность «Восьмидесятых» и «Физрука».

«СП»: — А прекрасная Глюкоза?

— Наташа всегда была очень хорошей, талантливой девочкой. Мы все к ней относились с большой теплотой.

Не могу не сказать о Саше Головине, который ярко и интересно работает как актер, яркой актрисе Ане Цукановой. Все они радуют мое сердце.

И блистательная актриса Катя Вулеченко тоже была очаровательной девочкой. И сегодня это прекрасная актриса кино. Кстати, и она, и Оля Кузьмина стали мамами. Что мне очень приятно.

«СП»: — Вы очень жизнерадостный человек. От вас исходит позитив. Но вы сами говорили, что вас часто пытаются заклеймить, приписать «черный пиар». Расскажите, как вы находите в себе силы не обращать внимания на мелочи и творить дальше?

— Мой девиз — ходить по солнечной стороне жизни. Во всем, что существует, я ищу позитив. Надо учиться говорить друг другу что-то хорошее, перестать углубляться в свою печаль, в трагедию. За свою жизнь я много всего натерпелся. Было разное — и перед смертью стоял. Ничего страшного. Надо воевать, бороться, защищаться и искать позитив. Все очень просто.

Я не зацикливаюсь на негативе — я отвлекаюсь на работу, «перехожу» туда, где важно, интересно, где полезно. Надо уметь справляться с собой.

Счастье, что в моей жизни есть любимые люди. Цель моей жизни — чтобы у нас было все хорошо. И полосы полосами, но надо стараться организовывать себе светлую часть в этой жизни. Конечно, помогает любимое дело. Всегда помню — надо оставить след на этой земле. Нельзя оставаться без следа. Зачем тогда тебе жизнь дана?!

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Леонид Ивашов

Президент Академии геополитических проблем

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня