18+
воскресенье, 24 сентября
Культура / День в истории

Князь Владимир без галстука

На экраны кинотеатров вышел исторический блокбастер «Викинг»

  
7761
Продюсер Анатолий Максимов, актер Данила Козловский и генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст (слева направо) на премьере фильма "Викинг" в кинотеатре "Октябрь".
Продюсер Анатолий Максимов, актер Данила Козловский и генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст (слева направо) на премьере фильма «Викинг» в кинотеатре «Октябрь». (Фото: Александр Щербак/ТАСС)

Князь Владимир, вошедший в историю как креститель Руси, удостоился в этом году двух памятников — скульптурного, у стен Кремля, и кинопамятника в виде фильма «Викинг», вышедшего на экраны 29 декабря.

Скульптурный памятник вроде бы вышел удачным, а вот поводу фильма, как говорится, есть новости хорошая и плохая. То, что фильм российский — хорошо. То, что он дорогой и красивый, с масштабными битвами и панорамами, сошедшими с картин Рериха и Нестерова — тоже хорошо. То, что он заставит зрителей освежить в памяти (а кого-то — впервые узнать) важные события российской истории — просто прекрасно. Плохая новость в том, что фильм, несмотря на заявленную серьезность, получился не очень серьезным.

Кто-то из критиков сказал, что взрослые фильмы у нас делают как для детей, а детские — как для взрослых. Пожалуй, это меткое определение для большей части отечественных блокбастеров типа «Дуэлянта» и «Викинга», убедительность которых (не костюмов и декораций, а диалогов и характеров) находится на таком уровне, что воспринять все это всерьез может лишь зритель с уровнем развития десятилетнего ребенка.

Непонятно, что тому виной — инфантилизм ли создателей, или их профессиональные качества, и где начинается этот порочный круг — на уровне сценаристов, пишущих слабый сценарий, или режиссера, соглашающегося его снимать, или продюсеров, все это одобряющих — но кончается все показом в кинозале, откуда мы выходим, слегка пришибленные обилием спецэффектов, не тронутые эмоционально и, в общем, разочарованные очередным амбициозным пшиком.

Вот и «Викинг» — плод семилетнего труда команды под руководством режиссера Андрея Кравчука (фильм «Адмирал») и продюсеров К. Эрнста и А. Максимова покажет нам чумазых и нечесаных российских звезд, одетых в шкуры и доспехи, которые два часа экранного времени будут бегать, сражаться, убивать и мучить друг друга под дождем, в огне и дыму, чтобы, в конце концов, войти с радостными лицами в реку и креститься.

Скупые строки «Повести временных лет», на которой основан сюжет, оставляют большое поле для воображения, и главная задача, очевидно, населить упомянутые события живыми людьми и убедительно рассказать о них.

Не скажу, что создателям фильма это блестяще удалось. Фильм представляет собой ряд жестоких эпизодов с кровавыми разборками, где, несмотря на закадровый текст, не всегда ясно, кто кого и зачем убивает, если не прочесть перед этим соответствующую страницу Википедии — что я и рекомендую всем сделать перед просмотром. Главные действующие лица — князь Владимир (Д. Козловский), его соратник, воевода Свенельд (Максим Суханов), заменивший собой летописного Добрыню, и его главный противник с ласковым именем Варяжко (Игорь Петренко). Также время от времени жизнь Владимира осложняют две женщины — насильно взятая в жены Рогнеда (А. Бортич) и (реже) жена убитого брата Ирина (С. Ходченкова).

В течение фильма разные персонажи периодически намекают Владимиру, что смерти нет, что благодать — это дар любви, а человек — раб божий и Бог — один, что, по замыслу авторов, видимо, должно внушить Владимиру желание креститься. Нормального человека эти, походя брошенные загадочные намеки наверное бы не тронули, но на Владимира они производят неизгладимое впечатление, так что в финале он подставляет шею под меч воеводы, чтобы тот «увидел и поверил» в воскрешение мертвых.

Большую часть времени персонажи пребывают в мрачно-экзальтированном состоянии -бросают хмурые взгляд из-под бровей или отрешенно смотрят вниз, видимо, демонстрируя тяжесть ситуации. Расслабиться никак не получается — надо обороняться и мстить. А в коротких промежутках между боями героев охватывают надуманные, возникшие на пустом месте страсти.

Время от времени под средневековыми одеждами и закопченными лицами проглядывают наши с вами современники, говорящие с чисто московскими интонациями. «Воевода — ты что ль?» — спрашивает актер Петренко (Варяжко) как будто встретил актера Суханова (Свенельда) где-нибудь на улице у Дома Кино. «Пойдешь на капище?» — интересуется актриса Бортич (Рогнеда) у актера Козловского, как будто хочет узнать, собирается ли он в спортклуб.

Можно предположить, что князь Владимир и его современники не отличались богатством речи. Но это не повод наполнять фильм примитивными диалогами типа: «Где взял? — Где взял, там уже нет», или «Где Ирина? — Ушла. — Куда? — Не знаю. — Врешь. — Нет. Здесь врать нельзя».

Иногда персонажи говорят с претензией на философскую глубину (к сценарию приложил руку один из современных писателей): «Люди не меняются. — Почему? — Не хотят». Или «Анна — значит благодать. — Что значит благодать? — Это дар Бога. Дар любви. — Какого Бога? — Бог один».

Первая исповедь Владимира, на которой он заплакал, звучит в фильме так: «Что плохого ты сделал? — У брата в детстве кораблик украл. — А потом? — Потом убил его. — Сам? — Сам».

Не правда ли, трогательно до слез?

И, наконец, «хит», подаривший слоган всему фильму: «Тебе нужно увидеть, чтобы поверить». (Имеется в виду — поверить в воскресение мертвых).

Мы не требуем от режиссера Кравчука и его команды нового «Андрея Рублева», но хоть какая-то убедительность в разговорах «о высоком», хоть какая-то нешаблонность и глубина могли бы присутствовать в фильме на столь важную тему, чтобы рериховские пейзажи в кадре подкреплялись чем-то достойным по содержанию. Ведь картину делали 7 лет и истратили на нее, как ни крути, 20 млн долларов, а из декораций в Крыму, говорят, выстроен целый кинопарк.

Получается, что, несмотря на внешнюю зрелищность и масштабность, ни «Викинг», ни другие фильмы подобного рода не дотягивают по содержанию до скромных (с технической точки зрения), но по-человечески убедительных доперестроечных картин типа «И на камнях растут деревья» (С. Ростоцкий, 1985 г.), а старый полу-кукольный «Вий» 1967 года оказывается страшней современного «Вия» со всеми его компьютерными наворотами.

Конечно, томимый вынужденным январским бездельем и привлеченный средневековым антуражем и обилием звезд, зритель пойдет на фильм и, раз билет куплен, вероятно, досмотрит его до конца. Касса, в итоге, будет собрана — ну а как же зрительское мнение? Ведь на кону — репутация российского кино, которую «Викинг», скорее всего, не укрепит.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня