Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
8 марта 2010 07:58

Америка отметила войну «Оскаром»

Фильм про сапера, воевавшего в Ираке, признали лучшим

189

В Лос-Анджелесе в кинотеатре Кодак завершилась 82-я ежегодная церемония награждения премии «Оскар». Американская киноакадемия назвала тех, кто, по мнению ее членов, внес в ушедшем году наибольший вклад в развитие кинематографа. Вели церемонию актеры Алек Болдуин и Стив Мартин.

В этом году основное соревнование за количество статуэток развернулось между двумя «большими фильмами», выпущенных бывшими супругами — Джеймсом Кэмероном и Кэтрин Бигелоу. Эти картины — «Аватар» и «Повелитель бури» — выставлялись сразу по 9 номинациям. Несколько оставая, угрожали лидерам Тарантиновские «Бесславные ублюдки». По итогам церемонии награды распределились следующим образом:

  • «Повелитель бури» — 6

  • «Аватар» — 3

  • «Тужься» — 2

  • «Вверх» — 2

Из 10 номинантов, среди которых были «Аватар», «Район 9», «Повелитель бури» и «Бесславные ублюдки», киноакадемики объявили лучшим фильмом года «Повелитель бури» режиссера Кэтрин Бигелоу.

На лучшую режиссерскую работу претендовали Кэтрин Бигелоу с «Повелителем бури», Квентин Тарантино с «Бесславными ублюдками», Ли Дэниэлс с фильмом «Тужься», Джеймс Кэмерон с «Аватаром» и Джеймс Райтман, снявший «Мне бы в небо». Академики решили, что и за режиссуру «Оскар» должен достаться Кэтрин Бигелоу. «Я посвящаю эту награду тем женщинам и мужчинам, военным, которые ежедневно рискуют жизнью в Ираке, Афганистане и по всему миру» — объявила она со сцены.

Статуэтку за лучшую мужскую роль забрал Джефф Бриджес («Безумное сердце»), обойдя конкурентов Джорджа Клуни («Мне бы в небо»), Джереми Реннера («Повелитель бури»), Коллина Ферта («Одинокий мужчина») и Моргана Фримена («Непокоренный»).

Женскую роль первого плана, по мнению киноакадемиков, лучше всех сыграла Сандра Буллок, исполнив роль в «Невидимой стороне». Поднявшись на сцену, она разрыдалась — она играет с 1988 года, но это ее первый «Оскар». Выиграв, она оставила без золотых статуэток Кэри Ханну Маллиган — («Воспитание чувств»), Хелен Миррен («Последняя станция»), Габури Сидибе — («Тужься»), и Мэрил Стрип («Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту»).

Лучшим актером второго плана признали Кристофа Вальца, сыгравшего штандартенфюрера СС Ганса Ланду в «Бесславных ублюдках». «Кажется, вы охотились на евреев — пошутил Алек Болдуин за несколько минут до вручения — так вот же они!», и показал руками на зал. Киноакадемия шутить не стала, и — Кристоф Вальц первым получил свою статуэтку. «Оскара» за исполнение женской роли второго плана увезла с собой актриса Моник, исполнившая роль сестры главной героини в фильме «Тужься».

В категории «анимационные полнометражные фильмы» соревновались «Вверх» (также номинировался на «лучший фильм года»), «Бесподобный мистер Фокс», «Коралина в Стране Кошмаров», «Принцесса и лягушка» и «Тайна Келлс». Здесь победителем предсказуемо стал «Вверх» режиссеров Пита Доктера и Боба Питерсона.

На номинацию «Лучшего фильма на иностранном языке» претендовали фильмы из Перу, Израиля, Франции, Аргентины, и совместная австрийско-немецкая картина «Белая лента». Российскую работу «Палата № 6» режиссера Карена Шахназарова киноакадемики даже не включили в шорт-лист. А «Оскар» в итоге достался аргентинскому фильму «Секрет в их глазах» режиссера Хуана Хосе Кампанеллы.

Накануне церемонии «СП» задала вопросы Генеральному директору киноконцерна «Мосфильм» Карену Шахназарову.

— СП: — Карен Георгиевич, ваш фильм в этом году был отобран от России на премию «Оскар», но к сожалению а номинацию не попал. Расскажите, как и кто отбирает ленты от России — возможные претенденты на «Оскар»? Какова кухня этого отбора?

— Если комитеты различных международных фестивали обычно сами отбирают конкурсные кинофильмы, то с «Оскаром» несколько иначе. Американская киноакадемия, по сложившейся традиции, предлагает каждой стране самой прислать ленту, которая будет претендовать на получение «Оскара» в категории «Лучший зарубежный фильм». — Но — не от частного лица, а от какой-то организации: государственной или общественно-кинематографической. У нас этим занимается «Оскаровский комитет» на базе Союза кинематографистов России, куда входят виднейшие мастера киноискусства различных профессий. Я то же вхожу в этот комитет. Собирается он когда-где, иногда в Союзе кинематографистов, иногда на Мосфильме. Отбор фильмов происходит путем тайного голосования. Есть такой немаловажный нюанс: режиссер, сценарист, картина которых включена в список претендентов, не только не имеют право голосовать, но и даже присутствовать на таком собрании. В этом году я на собрании не присутствовал.

— СП: — Каковы критерии отбора лент?

— Можно говорить о каких-то тенденциях. Например, чтобы лента была во вкусе Голливуда, понравилась бы членам Оскаровской киноакадемии. Я всегда был против такой системы отбора. И в этом смысле мой фильм «Палата № 6», который в этом году представлял российское кино на «Оскаре», как раз не следовал названной тенденции.

— СП: — Наверное, фильм «Стиляги» больше отвечал бы вкусам американцев?

— Да, думаю за него они бы проголосовали с большим энтузиазмом.

— СП: — Вы будете смотреть церемонию награждения премии «Оскар»? Вообще эта премия для вас имеет значение, она для вас событийна?

— В моем понимании «Оскар» больше значим для американского кино. Мне он интересен, только с этой точки зрения, что, конечно, американское кино — мощнейшее сегодня в мире и в принципе интересно, чему там отдается предпочтение. А вот для них — для них «Оскар» имеет большое значение, потому что непосредственно влияет и на прокат, и на сборы картины. Но несмотря на это — премия в «Оскаре» достаточно формальна, и даже то, что академия не сама отбирает ленты — показательно. В «Оскаре» много всего намешано и политика, и их внутренняя кухня, много всего…

— СП: — Фильмы, которые получают эту премию «Оскар» — они на ваш взгляд действительно самые-самые в году?

— Для меня есть только один критерий — время, то есть долголетие фильма, когда картина сохраняет свое эмоциональное воздействие на протяжении не одного десятилетия. Разве мало на нашей памяти лент, отмеченных всевозможными престижными наградами, ушли и их никто не помнит. И наоборот, не отмеченные никакими призами, остаются, они до сих пор востребованы и любимы зрителями. Понимаете, кино — это не литература, оно быстро умирает. У меня нет иллюзий. Вообще в моем понимании, кино — это не в полной степени искусство. Искусство — индивидуально: это живопись, музыка, там где есть — авторство. Кино — часть индустрии, где ты связан с огромным количеством людей, зависишь от техники и от других вещей тебе не подвластных. Так что я здраво смотрю на дело, которым занимаюсь.

— СП: — Если бы вы голосовали, кому бы дали премию «Оскар» — — Кэмерону или Бигелоу?

— В прессе этот своеобразный поединок назвали одной из главных интриг 82-й церемонии вручения «Оскаров». Для меня же весь смысл — в качестве сделанной работы, в профессионализме авторов. «Аватар» Джеймса Кэмерона называют техническим чудом, я этот фильм посмотрел, а «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу — нет. Если верить статистике, у «Аватара» сбор в 132 раза больше, чем у Бигелоу с «Повелителем бури». Но «Аватар» отстает от «Повелителя бури» по количеству золотых медалей. И продюсеры, и режиссеры, и сценаристы отдали предпочтение картине Бигелоу. Еще ни разу фильм, получивший премии всех этих гильдий, не проигрывал битву за «Оскара». Не исключаю, что академия найдет возможность отметить обе ленты: премию за лучшую режиссерскую работу получит Бигелоу, а премию за лучший фильм — Кэмерон. Тем более, что для них имеет большое значение коммерческий успех, Голливуд не может без этого, хотя бывает, что они и дают направление своему авторскому кино. Я был в Лос-Анджелесе, наблюдал за процессом, это колоссальная работа, бизнес, происходят такие хитросплетения!

Немного истории:

Интерес к кино в Америке развивался параллельно заселению страны потенциальными зрителями. Например, в 1907 году только из Европы в Америку приехало 1 285 000 человек, что дало новый сильный толчок развитию кинематографа. Кроме того, именно эмигранты стали основателями крупнейших киностудий страны: Адольф Цукор (Венгрия), начинавший свою карьеру в качестве подмастерья у меховщика, основал «Paramount»; Карл Лемль (Германия) — торговал одеждой, основал «Universal», братья Уорнер (Польша) — рекламировали велосипеды, основали «Wamer Brosers», Луис Б. Майер (Россия, Минск) — промышлял перепродажей металлолома, основал — «Metro-Goldwin-Mayer».

С этого момента история Голливуда начала строиться совершенно по-другому. Быстро возникли здесь банки, рестораны, клубы и прочие организации, требуемые быстро развивающейся киноиндустрии. Голливуд стал изменяться, в нем начали происходить столкновения старых и новых жителей, территория стала разделяться на жилье для подсобных работников и актеров. Очень быстро практически все дома в центральной части были заменены на коммерческие здания, требуемые для кинематографа. Архитектурные стили зданий диктовался популярными в то время канонами, с использованием декоративных элементов и некоторой игривостью в стиле.

Первое время никакой системы звезд в американском кино не было — имена актеров и актрис, появлявшихся на экране, нигде не упоминались. Даже самые популярные исполнители скрывались под псевдонимами типа «Маленькая Мэри», «Девушка Витаграфа» и т. д. Так продолжалось вплоть до марта 1910 года, пока уже упоминавшийся Карл Лемль не нарушил эту моду на инкогнито, заключив договор с актрисой Флоренс Лоуренс, известной под псевдонимом «Девушка Байографа».


Победители и номинанты — премии «Оскар» российского происхождения:

Дмитрий Тёмкин: 18 номинаций на «Оскар», в том числе — четыре победные (1953, 1954 и 1959 годы). Первым лауреатом двух премий «Оскар» (1929 год — за лучшую режиссуру и 1930 год — за лучшую картину) был режиссёр российского происхождения Льюис Майлстоун.

На первой же церемонии вручения награды за лучшую роль второго плана (1936 г.) среди номинантов были сразу два актёра российского происхождения: Мария Успенская и Миша Ауэр. Два года спустя на «Оскар» за лучшую женскую роль претендовала Милица Корьюс, которая до 1927 года жила в СССР. Российские корни были у многих номинантов и лауреатов премии, в том числе и у Питера Устинова, выигравшего премию за лучшую мужскую роль второго плана в 1960 и 1964 гг., а в 1945 г. на эту премию претендовал сам Михаил Чехов. Юл Бриннер, выигравший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1956 г., был родом из Владивостока, а настоящая фамилия обладательницы приза за лучшую женскую роль 2006 года Хелен Миррен — Миронова. В том же году обладателем приза за лучшую мужскую роль второго плана, наконец, стал получавший уже до этого две номинации Алан Аркин, чья мать родилась в Одессе. Несмотря на это, по сей день единственным бесспорно русским лауреатом премии в актёрской номинации является Лиля Кедрова (1964 год, фильм «Грек Зорба»).


Российские фильмы обладатели премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»:

Номинанты на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»:

  • 1969 год Иван Пырьев, «Братья Карамазовы»

  • 1971 год Игорь Таланкин, «Чайковский»

  • 1972 год Станислав Ростоцкий, «А зори здесь тихие…»

  • 1978 год Станислав Ростоцкий, «Белый Бим Черное ухо»

  • 1982 Юлий Райзман, «Частная жизнь»

  • 1984 Петр Тодоровский, «Военно-полевой роман»

  • 1992 Никита Михалков, «Урга»

  • 1996 году Сергей Бодров, «Кавказский пленник»

  • 1998 Павел Чухрай, «Вор»

  • 2007 Никита Михалков, «12»


Прочие номинации распределились следующим образом:

  • Лучший адаптированный сценарий — Джеффри Флетчер, «Тужься»;

  • Лучший оригинальный сценарий — Марк Боул, «Повелитель бури»;

  • Лучшая музыка к фильму — — Майкл Джиэккино, «Вверх»;

  • Лучшая песня к фильму — Райан Бингхэм и Ти-Боун Бёрнэт, «Безумное сердце»;

  • Лучшая операторская работа — Мауро Фиоре, «Аватар»;

  • Лучшая работа художника-постановщика — Рик Картер, Роберт Стромберг, Ким Синклер, «Аватар»;

  • Лучший дизайн костюмов — Сэнди Пауэл, «Молодая Виктория»;

  • Лучший монтаж — Крис Иннис и Боб Муравски, «Повелитель бури»;

  • Лучший грим — Барни Бурман, Минди Хол и Джоел Харлоу, «Стар Трек»;

  • Лучший звук — Пол Н. Дж. Оттоссон, «Повелитель бури»;

  • Лучший звуковой монтаж — Пол Н. Дж. Оттоссон и Рэй Беккет, «Повелитель бури»;

  • Лучшие визуальные эффекты — Джо Леттери, Стивен Розенбаум Ричард Банехам и Эндрю Р. Джонс, «Аватар»;

  • Лучший документальный полнометражный фильм — Луи Психойос, «Бухта»

  • Лучший документальный короткометражный фильм — «Музыка Пруденса»;

  • Лучший анимационный короткометражный фильм — «Логорама»;

  • Лучший игровой короткометражный фильм — Джахим Бек и Тиви Магнуссон, «Новые арендаторы».

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня